Современное понимание карьеры: анализ результатов исследования
С чем связана карьера, от каких факторов зависит? Что можно считать карьерой, а что нет? К чему ведет стремление к карьерному росту? Какие организации предоставляют возможность продвижения? Все ли люди стремятся к нему? - на эти и другие вопросы, связанные с карьерой, ищут ответы современные практики и теоретики менеджмента. Статья посвящена анализу результатов исследования, которое было проведено в рамках международного проекта "Понимание карьеры".
Управление деловой карьерой является важной составляющей системы управления персоналом современной организации и регулируется ее потребностями и стремлением работника к карьерному росту.
Большое внимание проблемам карьеры уделяется в современных периодических изданиях, посвященных вопросам управления человеческими ресурсами. Интерес к карьере не случаен, потому что карьера - это достаточно сильный мотивирующий фактор, так как большинство молодых талантливых сотрудников покидают те или иные организации не столько из-за недостаточного уровня оплаты труда, сколько из-за невозможности быстрого карьерного роста.
В специальной и учебной литературе деловая карьера понимается по-разному. Наиболее часто встречающееся определение понятия связано с продвижением: "деловая карьера - поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения" [1, с. 427-428].
Также карьера может пониматься более широко, как жизненный и трудовой путь человека: карьера менеджера, карьера спортсмена, карьера учителя и т.п.
В рамках работы над проблемами карьеры Российской академией предпринимательства было проведено исследование "Понимание карьеры в России", в котором приняли участие более 400 человек, работающих в таких отраслях, как медицина, торговля, производство, образование. Цель данного исследования - выяснить, каким образом понимается карьера работниками разных отраслей, стоящими на различных ступеньках иерархической лестницы, а также студентами, которым еще только предстоит разбираться в сложных трудовых взаимоотношениях, строить свою профессиональную карьеру.
В данной статье мы представим результаты анализа понимания карьеры специалистами в области человеческих ресурсов и в области продаж, а также студентами дневного отделения.
Карьера - это...
Большинство HR-менеджеров понимают карьеру как повышение в должности, продвижение по служебной лестнице (60%), как профессиональный рост карьеру понимают 32%, видят зависимость карьеры от постоянного обучения и развития 30% респондентов. Специалисты в области управления персоналом связывают повышение в должности с профессиональным развитием, которое не может быть без перманентного обучения. Всего лишь одна пятая часть опрошенных HR-менеджеров делают акцент на связи карьеры с повышением социального статуса и благосостояния человека (табл. 1).
Таблица 1
"Собственные" определения карьеры HR-менеджерами
N п/п | Определения карьеры | % ответов |
1 | Повышение в должности, продвижение по служебной лестнице | 60 |
2 | Профессиональный рост | 32 |
3 | Постоянное обучение и развитие | 30 |
4 | Социальный статус, благосостояние | 20 |
5 | Повышение зарплаты | 8 |
6 | Увеличение ответственности и обязанностей | 8 |
7 | Увеличение возможностей | 8 |
8 | Процесс самоутверждения | 8 |
Признание успехов в работе руководством предприятия | 4 |
В качестве небольшого сравнения приведем определения карьеры, данные медицинскими работниками. На первое место в понимании они выдвигают развитие в профессиональной сфере, на второе - повышение благосостояния вследствие продвижения по службе, а также увеличение обязанностей. Уточним, что медицина - это, в основном, бюджетная сфера, за исключением фармацевтики. Поэтому можно сделать вывод, что в бюджетных организациях затруднен должностной рост, однако имеет большие перспективы рост профессиональный.
В более "молодых" для России отраслях- продажах - наблюдается такое же понимание карьеры, какое продемонстрировали HR-специалисты. Для специалистов по продажам карьера - это в первую очередь продвижение вверх по должностной лестнице, повышение в должности, успешное продвижение по службе (55%), а во вторую - профессиональный рост (40%), 20% респондентов этой группы отметили, что карьера - это повышение уровня доходов (табл. 2).
Таблица 2
"Собственные" определения карьеры менеджерами по продажам
N п/п | Определения карьеры | % ответов |
1 | Продвижение вверх по должностной лестнице, повышение в должности, успешное продвижение по службе | 55 |
2 | Профессиональный рост | 40 |
3 | Повышение уровня доходов | 20 |
4 | Достижение успехов в работе | 10 |
5 | Развитие | 10 |
6 | Лидерство | 5 |
7 | Движение вперед | 5 |
8 | Завоевание авторитета | 5 |
9 | Повышение социального статуса | 5 |
Особенность следующей группы респондентов-студентов дневного отделения - в том, что они в настоящее время учатся и знают о карьере лишь "в теории", которая сформировала в их сознании образ их будущей деятельности и возможностей карьерного роста.
Студентами, обучающимися на последних курсах и планирующих свою трудовую деятельность, были даны более развернутые ответы. Это обусловлено тем, что на данном этапе своей жизни они формализуют субъективное представление о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью. Для этой категории опрашиваемых карьера представляется не только как продвижение и профессиональный рост, но и возможность повышения социального статуса, где особую роль играет признание заслуг и достижений человека окружающими его людьми (табл. 3).
Таблица 3
"Собственные" определения карьеры студентами дневного отделения
N п/п | Определения карьеры | % ответов |
1 | Продвижение вверх по служебной лестнице, рост | 100 |
2 | Личностный и профессиональный рост, развитие | 30 |
3 | Повышение социального статуса, признание окружающими | 30 |
4 | Достижение материального благополучия, увеличение дохода | 21 |
5 | Приобретение новых знаний и навыков, повышение уровня квалификации | 17 |
6 | Личностная самореализация | 8,5 |
7 | Рост ответственности | 8,5 |
8 | Расширение полномочий | 8,5 |
9 | Движение вперёд на пути достижения поставленной цели | 4,2 |
10 | Увеличение профессиональных обязанностей | 4,2 |
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня в целом карьера понимается как: движение вверх по служебной лестнице; профессиональный рост; повышение социального статуса; достижение материального благополучия.
Следующим этапом исследования было выявление понимания карьеры в современных российских организациях.
В ответах на вопросы, связанных с пониманием карьеры в той организации, где работают HR-менеджеры, наблюдается явное смещение понимания карьеры в сторону продвижения по служебной лестнице и повышения в должности (80% организаций). Следует отметить тот факт, что из ответов совсем исчезли такие определения карьеры, как "увеличение возможностей работника", "процесс самоутверждения", "признание успехов в работе руководством предприятия". В связи с этим можно сделать вывод о том, что HR-специалисты понимают карьеру более глубоко, чем большинство их сотрудников или руководители.
Однако следует оговориться, что то или иное понимание какого-либо социального явления формируется под воздействием не только внутренних, но даже в большей степени внешних факторов. Поэтому работа в конкретной организации накладывает отпечаток на восприятие карьеры, в связи с этим нельзя ожидать того, что собственное понимание карьеры и понимание карьеры в организации будут значительно различаться (табл. 4).
Таблица 4
Понимание карьеры в организации (ответы HR-менеджеров)
N п/п | Определения карьеры | % ответов |
1 | Повышение в должности, продвижение по служебной лестнице | 80 |
2 | Профессиональный рост | 16 |
3 | Постоянное обучение и развитие | 12 |
4 | Социальный статус, благосостояние | 12 |
5 | Увеличение доходов | 8 |
Менеджеры по продажам не столь единодушны в ответах, как HR-менеджеры. Здесь мы наблюдаем довольно равномерное распределение между первыми тремя позициями: повышение (продвижение) в должности, профессиональный рост и увеличение дохода (табл. 5).
Таблица 5
Понимание карьеры в организации (ответы менеджеров по продажам)
N п/п | Определения карьеры | % ответов |
1 | Повышение в должности, продвижение по службе | 35 |
2 | Профессиональный рост | 30 |
3 | Увеличение дохода, повышение заработной платы | 30 |
4 | Новое положение, новые обязанности | 15 |
5 | Повышение компетенций сотрудников | 10 |
6 | Постоянное обучение и развитие | 10 |
7 | Успех | 10 |
8 | Лидерство | 5 |
9 | Увеличение обязанностей | 5 |
Специфика труда специалистов по продажам и их личные особенности таковы, что возможность увеличения дохода является одним из главных мотивирующих факторов для построения карьеры.
Таким образом, в российских компаниях под карьерой понимают: профессиональный рост; повышение в должности; постоянное развитие; повышение дохода; повышение социального статуса.
Для уточнения понятия "карьера" респондентам было предложено привести ассоциации, синонимы, определения карьеры, которые употребляются в их организации. Для студентов данный вопрос звучал несколько иначе, поскольку они еще не имеют постоянной работы.
Здесь наблюдается та же тенденция: в качестве определений карьеры HR-менеджеры называют "рост" (58%), "повышение" (36%), "продвижение" (29%), 16% опрошенных поставили бы рядом со словом "карьера" слово "перспектива"; с материальным доходом карьера ассоциируется лишь у 8% (табл. 6).
Таблица 6
Синонимичные понятия (ответы HR-менеджеров)
N п/п | Определения карьеры, синонимы, ассоциации | % ответов |
1 | Рост (служебный, профессиональный, личностный) | 58 |
2 | Повышение | 36 |
3 | Продвижение | 29 |
4 | Перспектива | 16 |
5 | Успех | 8 |
6 | Материальный доход | 8 |
7 | Статус | 4 |
8 | Власть | 4 |
9 | Руководящая должность | 4 |
10 | Развитие | 4 |
11 | Назначение | 4 |
12 | Выдвижение лучших | 4 |
13 | Служебная лестница | 4 |
14 | Перемена | 4 |
15 | Подъем | 4 |
В ином процентном отношении распределились ассоциации у специалистов по продажам. Мы не наблюдаем опять резких различий в частотности употребления тех или иных понятий. Исходя из анализа анкет, можно даже выделить 3 группы менеджеров по продажам, которые демонстрируют разное понимание карьеры. По-видимому, в зависимости от корпоративной культуры тех организации, в которых заняты специалисты, наблюдается столь различное отношение к карьере и ее понимание. Тем не менее, на первом месте по частотности стоит "рост" (40%), "успех" отмечают 30% респондентов этой группы, в то время как об "успехе" "вспомнили" лишь 8% HR-менеджеров, и в подтверждении наших предыдущих обобщений, с материальным благополучием карьера ассоциируется у 25% специалистов по продажам (табл. 7).
Таблица 7
Синонимичные понятия (ответы менеджеров по продажам)
N п/п | Определения карьеры, синонимы, ассоциации | % ответов |
1 | Рост | 40 |
2 | Успех | 30 |
3 | Бонусы, деньги, премии | 25 |
4 | Продвижение | 20 |
5 | Лидерство | 15 |
6 | Повышение | 15 |
7 | Прогресс | 15 |
8 | Восхождение | 10 |
9 | Достижение | 10 |
10 | Профессионализм, профессиональный успех | 10 |
11 | Развитие | 10 |
12 | Движение | 5 |
13 | Служебная лестница | 5 |
В целом, можно сказать, что карьера ассоциируется с ростом, движением вверх, восхождением по служебной лестнице.
Студенты, как это уже сложилось, более многословны, но и в их мнении наблюдается такое же единство, как и у специалистов по управлению человеческими ресурсами. Эта группа респондентов весьма привлекательна тем, что в силу своей юности, неискушенности, дает более искренние ответы. В отличие от первых двух категорий респондентов, студенты видят в карьере мотивацию к развитию, самореализацию, представляют более широкие дефиниции этого понятия (табл. 8).
Таблица 8
Синонимичные понятия (ответы студентов)
N п/п | Определения карьеры, синонимы, ассоциации | % ответов |
1 | Продвижение по службе | 60 |
2 | Рост | 57 |
3 | Успех | 29 |
4 | Развитие | 23 |
5 | Зарплата | 14 |
6 | Мотив | 14 |
7 | Перспектива | 14 |
8 | Повышение | 14 |
9 | Взлет | 7 |
10 | Влияние | 7 |
11 | Возможность | 7 |
12 | Достаток | 7 |
13 | Лестница | 7 |
14 | Новые полномочия | 7 |
15 | Опыт | 7 |
16 | Престиж | 7 |
17 | Профессионализм | 7 |
18 | Самореализация | 7 |
19 | Связи в определённых кругах | 7 |
20 | Совершенствование | 7 |
21 | Статус | 7 |
22 | Стремление | 7 |
Итак, исходя из анализа представленных определений, делаем вывод, что карьера - это продвижение, профессиональный и служебный рост, ведущий к успеху и материальному благополучию и сопряженный с увеличением ответственности.
Таким образом, карьерный рост можно понимать как расширение ответственности и полномочий работника при переходе с одного уровня на другой. При благоприятном стечении обстоятельств и целенаправленном развитии этот рост является вертикальным, это подъем по служебной лестнице вверх в рамках одной или разных компаний. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем более широкими знаниями он должен обладать.
С расширением знаний, умений и навыков связано и профессиональное развитие человека. Однако, на наш взгляд, нельзя ставить знак равенства между карьерой и профессиональным развитием, поскольку последнее может осуществляться в рамках одной должности на протяжении всей трудовой жизни.
Какими качествами должен обладать карьерист
Для того чтобы, с одной стороны, выяснить отношение к людям, стремящимся к карьерному росту, с другой - подтвердить существующее мнение о том, что "карьерист" должен обладать лидерскими качествами и высокими амбициями, мы попросили наших респондентов "нарисовать портрет карьериста".
Какой же он, человек, делающий карьеру? В первую очередь, это высокий профессионал в своей области (40%), во-вторых, целеустремленный (29%), и в-третьих, это человек, умеющий налаживать коммуникации (25%) (табл. 9). Наличие опыта отметили лишь 12% опрошенных HR-специалистов, что позволяет сделать вывод о том, что респонденты не связывают профессионализм с опытом, допуская, что высокопрофессиональным может быть и молодой сотрудник.
Таблица 9
Качества "карьериста" (ответы HR-менеджеров)
N п/п | Качества | % ответов |
1 | Высокопрофессиональный | 40 |
2 | Целеустремленный | 29 |
3 | Коммуникабельный | 25 |
4 | Постоянно повышающий квалификацию, обучающийся | 16 |
5 | Опытный | 12 |
6 | Работоспособный, трудолюбивый | 12 |
7 | Высокообразованный специалист | 12 |
8 | Энергичный | 12 |
9 | Инициативный | 12 |
10 | Лидер | 8 |
11 | Высокоинтеллектуальный | 8 |
12 | Дисциплинированный | 8 |
13 | Уверенный в себе | 8 |
14 | Лояльный к компании | 8 |
15 | Ответственный | 8 |
16 | Напористый | 8 |
17 | Дальновидный | 4 |
18 | Деловой | 4 |
19 | Заинтересованный в своем деле | 4 |
20 | Результативный сотрудник | 4 |
21 | Неординарный | 4 |
22 | Харизматичный | 4 |
23 | Требовательный к себе и окружающим | 4 |
24 | Терпеливый | 4 |
25 | Долгое время работающий в данной организации | 4 |
26 | Талантливый | 4 |
27 | Высокомерный, тщеславный | 4 |
28 | Неконфликтный | 4 |
Поскольку, отвечая на вопросы, люди "видели" перед собой того человека, который делает или сделал карьеру, то в характеристиках "карьериста" появились и отрицательные черты, например высокомерие и тщеславие. Это говорит о том, что испытание медными трубами остается и по сей день одним из самых сложных для человека.
В среде продаж карьеру делает человек, в первую очередь, целеустремленный (40%), отмечается даже такое качество, как настойчивость (25%), однако и эта категория респондентов признает, что карьерист - это еще и профессионал в своем деле (35%). Специалисты по продажам отмечают и такие черты личности, как честолюбие, хитрость и расчетливость (табл. 10).
Таблица 10
Качества карьериста (ответы менеджеров по продажам)
N п/п | Качества | % ответов |
1 | Целеустремлённый | 40 |
2 | Профессиональный, компетентный | 35 |
3 | Настойчивый | 25 |
4 | Трудолюбивый | 20 |
5 | Ответственный | 15 |
6 | Уверенный в себе | 15 |
7 | Амбициозный | 10 |
8 | Коммуникабельный | 10 |
9 | Лидер | 10 |
10 | Честолюбивый | 10 |
11 | Активный | 5 |
12 | Высокоинтеллектуальный | 5 |
13 | Инициативный | 5 |
14 | Исполнительный | 5 |
15 | Карьерист | 5 |
16 | Мудрый | 5 |
17 | Оптимистичный | 5 |
18 | Постоянно работает над собой, повышая образовательный и профессиональный уровень | 5 |
19 | Пунктуальный | 5 |
20 | Расчётливый | 5 |
21 | Стрессоустойчивый | 5 |
22 | Успешный | 5 |
23 | Хитрый | 5 |
Следует отметить, что многие из респондентов-руководителей описывали себя, свои качества, в связи с этим отрицательные черты получили столь невысокий процент, потому что человеку трудно признавать свои недостатки.
Итак, человек, делающий карьеру, - это высокопрофессиональный, целеустремленный, амбициозный, трудолюбивый работник, уверенный в себе, проявляющий инициативу и не боящийся ответственности.
Если в описании человека, делающего карьеру, присутствуют отрицательные черты характера, то в идеальной модели "карьериста" их нет. HR-менеджеры, описывая требования к сотруднику, претендующему на карьерный рост, на первое место, наряду с профессионализмом, ставили такое качество, как ответственность (32%), на второе - образование (образованность) (28%), а вот целеустремленность - только на четвертое, вместе с опытом работы (24%). Также важными чертами, по мнению респондентов, являются требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, стрессоустойчивость и самокритичность (табл. 11).
Таблица 11
Требования к работнику, претендующему на карьерный рост (ответы HR-специалистов)
N п/п | Качества | % ответов |
1 | Ответственность | 32 |
2 | Профессионализм | 32 |
3 | Образование (хорошее, высшее, современное) | 28 |
4 | Коммуникабельность | 20 |
5 | Желание и способность к обучению и самообразованию | 20 |
6 | Опыт работы | 12 |
7 | Целеустремленность | 12 |
8 | Работоспособность | 12 |
9 | Неординарность, талантливость | 12 |
10 | Лидер | 8 |
11 | Требовательность к себе и окружающим | 8 |
12 | Инициативность | 8 |
13 | Физическая выносливость, готовность к повышенным нагрузкам | 8 |
14 | Дисциплинированность | 8 |
15 | Самоорганизованность | 4 |
16 | Энергичность | 4 |
17 | Исполнительность | 4 |
18 | Способность приносить компании прибыль | 4 |
19 | Уверенность в своих действиях | 4 |
20 | Волевой характер | 4 |
21 | Нацеленность на результат | 4 |
22 | Преданность своей работе и организации | 4 |
23 | Самокритичность | 4 |
Специалисты по продажам так же, как и первая группа респондентов, ставят на первый план "ответственность". Это качество, помимо определенного отношения к выполняемой работе, включает и признание интересов организации, и то, что цели организации имеют преимущество перед личными целями работника. Большое значение менеджеры по продажам придают активности работника, его инициативности (25%, для сравнения - у HR-менеджеров это качество отметили лишь 8% респондентов), целеустремленности (20%), в то время как профессионализм занимает лишь 6 позицию в рейтинге (15%). Менеджеры по продажам считают, что человек, стремящийся к карьерному росту, должен обладать не только лидерскими качествами, но быть честным, дисциплинированным, трудолюбивым и смотреть на все с оптимизмом (табл. 12).
Таблица 12
Требования к работнику, претендующему на карьерный рост (ответы менеджеров по продажам)
N п/п | Качества | % ответов |
1 | Ответственность | 35 |
2 | Инициативность | 25 |
3 | Обладание глубокими знаниями | 20 |
4 | Лидерские качества | 20 |
5 | Целеустремлённость | 20 |
6 | Профессионализм | 15 |
7 | Дисциплинированность | 10 |
8 | Результативность | 10 |
9 | Настойчивость | 10 |
10 | Находчивость | 10 |
11 | Открытость, коммуникабельность, умение работать в команде | 10 |
12 | Пунктуальность | 10 |
13 | Высокая работоспособность | 10 |
14 | Трудолюбие | 10 |
15 | Амбициозность | 5 |
16 | Способность к обучению и развитию | 5 |
17 | Оптимистичность | 5 |
18 | Опытность | 5 |
19 | Стрессоустойчивость | 5 |
20 | Креативность | 5 |
21 | Уверенность | 5 |
22 | Честность | 5 |
23 | Честолюбие | 5 |
При анализе анкет студентов выяснилось, что коммуникабельность, способность находить подход к разным людям являются важнейшими требованиями, отвечать которым должен человек, стремящийся к карьерному росту (62%). Способность и желание постоянно обучаться и развиваться и целеустремленность - качества, отмеченные респондентами всех групп, однако только в ответах этой группы они наиболее частотны (46%).
Ответственность и трудолюбие также отметили более 30% отвечающих. Студенты акцентируют внимание на том, что тот, кто планирует строить карьеру, должен быть "мастером своего дела", т.е. профессионалом, обладать нестандартным мышлением и живым умом. Также респонденты отмечают, что умение рисковать - это не последнее качество высокопотенциального работника (табл. 13). Таким образом, человек, претендующий на карьерный рост, должен отвечать следующим требованиям: быть ответственным; быть профессиональным; быть целеустремленным; уметь общаться и работать в команде; иметь способность и желание постоянно учиться и развиваться; быть трудолюбивым и работоспособным; быть энергичным и инициативным; обладать настойчивостью и умением доводить дело до желаемого результата; быть умным и талантливым; быть стрессоустойчивым и выносливым; быть дисциплинированным и организованным.
Таблица 13
Требования к работнику, претендующему на карьерный рост (ответы студентов)
N п/п | Качества | % ответов |
1 | Коммуникабельность | 62% |
2 | Способность к обучению и развитию | 46% |
3 | Целеустремленность | 46% |
4 | Ответственность | 38% |
5 | Трудолюбие | 30% |
6 | Энергичность | 22% |
7 | Мастер своего дела | 14% |
8 | Нестандартное мышление | 14% |
9 | Профессионализм | 14% |
10 | Пунктуальность | 14% |
11 | Пытливый, живой ум | 14% |
12 | Стрессоустойчивость | 14% |
13 | Умение применять знания на практике | 14% |
14 | Умение рисковать | 14% |
15 | Усердность | 14% |
16 | Харизматичность | 14% |
17 | Инициативность | 7% |
От чего зависит карьера
Какие же факторы в большей степени влияют на карьерный рост человека: его сильные и слабые стороны или его окружение?
92% опрошенных HR-менеджеров считают, что карьерный рост зависит исключительно от личности человека, от его деловых и личностных качеств. Зависимость карьеры от вышестоящих лиц усматривают 24% респондентов. В качестве причин, мешающих карьерному росту, 40% HR-специалистов отметили отдел, в котором работает человек. Но основная причина, естественно, также заключается в самом человеке, в особенностях его характера, профессиональных качествах (рис. 1).
"Рис. 1. Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение HR-менеджеров)"
Таким же образом распределились ответы и менеджеров по продажам: 84% считают, что личностные качества работника помогают ему построить карьеру, также немалое значение в этом процессе имеет и организация, в которой трудится человек (37%), а 26% респондентов этой группы не исключают и роль руководителя.
Почти половина опрошенных менеджеров по продажам считают, что карьере может помешать начальник (42%), а также личность работника (32%) и его окружение (26%) (рис. 2).
"Рис. 2. Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение специалистов по продажам)"
Студенты также предполагают, что личность работника в большей степени определяет возможность карьерного роста (86%), больше положительно, нежели отрицательно на карьеру влияет организация (рис. 3). Руководитель, по мнению студентов, может помешать карьерному росту - так считают 78% респондентов, еще 50% респондентов не исключают и проблем, связанных с характером работника, его личностными качествами (50%) (рис. 3).
"Рис. 3. Факторы, влияющие на карьерный рост (мнение студентов)"
Респондентам были также предложены закрытые вопросы, в качестве ответа на которые им необходимо было указать степень своего согласия с тем или иным утверждением, определяющим понятие "карьера". Для представления результатов мы ограничились только теми определениями карьеры, с которыми полностью согласны 50 и более процентов опрошенных.
Итак, карьера в понимании HR-менеджеров - это: повышение ответственности (76%)*(1), повышение заработной платы (68%), увеличение профессиональных обязанностей (60%), продвижение вверх по служебной лестнице (56%), личностное развитие (56%), движение вперед (56%), приобретение дополнительных знаний и навыков (52%), увеличение административных обязанностей (50%), повышение ценности работника (50%).
Менеджеры по продажам понимают карьеру как: движение вперед (75%), продвижение вверх по служебной лестнице (70%), изменение служебной позиции, должности (65%), получение профессиональных перспектив (65%), повышение заработной платы (60%), личностное развитие (60%), приобретение дополнительных знаний и навыков (55%), расширение полномочий (увеличение власти) (50%), повышение ответственности (55%), движение вверх (50%), повышение ценности работника (45%).
Студенты не были столь категоричны в своих утверждениях, что обусловлено в первую очередь отсутствием опыта. Поэтому в их ответах было больше "в основном согласен", "скорее согласен, чем не согласен".
Однако и в мнениях студентов прослеживается та же тенденция в определении карьеры: продвижение вверх по служебной лестнице (55%), приобретение дополнительных знаний и навыков (50%), движение вперед (47%), движение вверх (47%), личностное развитие (43%), повышение ответственности (43%), изменение служебной позиции (должности) (42%), повышение ценности работника (30%).
Любопытно, что повышение ответственности в открытых вопросах отметили лишь 8% опрошенных Неспециалистов, 8,5% студентов, а менеджеры по продажам вовсе не предусматривали эту дефиницию. В итоге увеличение ответственности занимает первое место в определении карьеры у HR-менеджеров (76%), также 55% менеджеров по продажам и 43% студентов отметили это определение. Та же тенденция наблюдается и с оценкой связи карьеры с повышением дохода. В открытых вопросах повышение заработной платы отметили 8% HR-специалистов и 20% менеджеров по продажам, а в закрытых вопросах этот фактор набрал 68% и 60% соответственно.
Таким образом, карьера - это движение вперед, продвижение по карьерной лестнице, сопровождаемое увеличением профессиональных обязанностей, расширением полномочий, ростом ответственности и увеличением дохода, ведущее к повышению ценности работника как внутри конкретной организации, так и на рынке труда в целом.
Библиография
1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 638 с.
Е. Костромина,
канд. филол. наук,
преподаватель Подмосковного филиала Российской
академии предпринимательства
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Процент отражает количество ответов "Я полностью согласен" среди других возможных вариантов оценки утверждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107