Комментарий к письму Минфина России от 29.10.2010 N 03-03-07/37
Специалисты финансового министерства в очередной раз обращаются к теме налогового учета средств, поступивших из бюджета на счета коммерческих организаций. Как и прежде, вывод финансистов однозначен: такие средства включаются в базу по налогу на прибыль.
Список средств целевого финансирования закрыт
В Минфин России нередко поступают запросы от коммерческих организаций, получающих субсидии из бюджета.
На сей раз запрос поступил от организации, торгующей новыми автомобилями отечественного производства. Выручка данной организации напрямую связана с государственной программой утилизации старых машин, при которой автовладельцы, сдавшие старый автомобиль в утиль, могут приобрести новую машину со скидкой в 50 000 рублей.
Для покупателей новых автомобилей такая скидка, безусловно, плюс. А вот автосалоны вынуждены продавать новые машины российского производства с большой скидкой. 50 000 рублей - существенная доля в стоимости нового российского автомобиля, так что компании, торгующие автомобилями, несут ощутимые потери в доходах.
К счастью, Правительство РФ позаботилось о продавцах автомобилей и постановлением от 31.12.2009 N 1194 решило предоставлять им субсидии на возмещение потерь в доходах. Размер субсидий рассчитывается, исходя из суммы скидок, предоставленных при продаже новых автотранспортных средств.
Подробно разбирать порядок предоставления указанных субсидий мы не будем, так как в данном случае важен налоговый учет. Минфин России без колебаний разъяснил, что субсидии, предоставляемые из федерального бюджета организациям, учитываются в составе налогооблагаемых доходов.
Спорить с финансистами невозможно. Ни один из пунктов перечня доходов, не подлежащих налогообложению (ст. 251 НК РФ), не подходит под рассматриваемый случай.
Сложно использовать подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат налогообложению средства целевого финансирования. Перечень таких средств закрыт, и субсидий, направленных торговцам автомобилями в рамках госпрограммы утилизации старых машин, в нем нет. Если бы законодатели ввели соответствующий пункт в перечень средств целевого финансирования, только тогда бы компании, торгующие автомобилями, могли бы не учитывать полученные субсидии.
Также не применим пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат налогообложению целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Так как автосалоны - это организации коммерческие, никаких целевых поступлений в рамках налогового законодательства у них быть не может.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 2, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.