Эффективность трудового законодательства
Ситуация в сфере разработки и поддержания актуального состояния и единого курса развития трудового закона в стране далека от совершенства.
В ситуации переходного периода, во время проведения масштабных правовых реформ в России, крайне важной является задача сохранения единого курса развития отрасли трудового права как регулятора жизнеобеспечивающей сферы экономики страны. Нарушение концептуальной целостности проводимых реформ приводит к снижению эффективности трудового законодательства в целом, что неизбежно влечет за собой негативные эффекты в области социально-трудовых отношений [1, 2].
Сущностную взаимосвязь объектов в этой сфере наглядно раскрывает В.И. Шкатулла, указывая, что трудовое право существует в форме общей идеи и нескольких идей, системно ее раскрывающих.
Данные идеи реализуются через несколько объектов-копий, первым из которых является трудовое законодательство, которое имеет максимально объективную форму; вторым - трудовые правоотношения; третьим - правосознание, в том числе научное (наука трудового права). "Объекты могут перестать соответствовать своей идее, и в этом случае эффективность трудового законодательства снижается" [3] - заключает В.И. Шкатулла.
Несмотря на очевидность и логичность такого вывода, ситуация в сфере разработки и поддержания актуального состояния и единого курса развития трудового закона в стране далека от совершенства.
Лишь малой частью иллюстрации к данному утверждению является ряд проблем, названных В.И. Мироновым в сентябрьском интервью журналу "Трудовое право", в числе которых: фактическая неравноправность сторон при заключении трудового договора; слабый учет международных стандартов, в том числе Европейской социальной хартии, актов Совета Европы в применении трудового законодательства в России; несоответствие правового регулирования проблемам, которые возникают на практике; недоступность института самозащиты трудовых прав; отсутствие сильных профсоюзов; проблемы увеличения возраста выхода на пенсию, пенсионного обеспечения [4].
Сюда следует добавить такие острые проблемы, как дискриминация в сфере труда, включая моббинг; слабое развитие социального партнерства; проблемы с обеспечением своевременной выплаты заработной платы и др.
Следует отметить наличие у этих проблем не локально ограниченного, но расширенного негативного эффекта в отношении смежных социальных областей. Проблемы в сфере труда и занятости проецируются практически на все сферы социальной деятельности и являются индикатором правильности проводимых реформ и изменений в отрасли трудового права и иных отраслях по вопросам, связанным с трудовым законом.
Таким образом, вопрос об эффективности трудового законодательства одновременно является вопросом о соответствии проводимой государственно-правовой политики в области социально-трудовых отношений реалиям общественной жизни. По тому, насколько соблюдаются нормы трудового закона в реальной жизни и в какой степени они обеспечивают заявленные государством социально-трудовые гарантии, можно судить о верности государственных преобразований в социальной сфере.
Для понимания важности этого обстоятельства достаточно проанализировать несколько показателей официальных статистических данных за последнее время. Г.В. Хныкин, говоря о степени защиты интересов работника по российскому трудовому законодательству, приводит статистику Минздравсоцразвития России, согласно которой только вредные и опасные производства уносят жизни 180 тыс. работников ежегодно, на 100 тыс. работников приходится 12 случаев смертельного производственного травматизма, что в 250 раз больше, чем в США и государствах Евросоюза [5] *(1).
Когда в стране умирают люди и счет смертям идет на сотни тысяч, проблема выходит за рамки средств любой правовой отрасли и требует решения всеми возможными мерами социального, политического и правового воздействия. Недопустима ситуация, когда страна из-за отсутствия реального соблюдения гарантий в социально-трудовой сфере ежегодно теряет в 12 раз больше жизней, чем за весь период Афганской войны. Такую проблему уже не решить одним только ужесточением норм охраны труда или, например, штрафами.
На фоне этих данных невозможно говорить о повышении уровня и качества жизни как социально приоритетной цели политики доходов и заработной платы. Эти проблемы следует понимать как взаимосвязанные со множеством смежных норм, регулирующих иные стороны общественной жизни, а следовательно и ключи к решению данных проблем лежат в плоскости комплексного совершенствования социальной политики государства.
Реальная ситуация в сфере совершенствования трудового законодательства не всегда совпадает с приоритетами политики в области социально-трудовых отношений, изложенными в базовых документах, определяющих государственную позицию по основным положениям государственной политики. Так, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2008 г. говорится о необходимости создания реальных условий для эффективного перераспределения трудовых ресурсов и обеспечения права граждан на труд*(2), в аналогичном документе от 2007 г. указывается на отсутствие необходимости в повышении пенсионного возраста.
Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 гг.*(3), утвержденная Правительством РФ, устанавливает в качестве одной из основных задач обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда.
Несмотря на официальное закрепление данных программных установок, трудовое законодательство, в частности в сфере охраны труда, по-прежнему не отличается стабильностью. Так, при внесении изменений в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ*(4) все статьи раздела X были переработаны, появилось пять новых статей. Наряду с кардинальными изменениями одних норм другие, не менее актуальные вопросы, остаются в стороне: так, не имеется никакого развития в вопросах предотвращения дискриминации в форме моббинга, а заявленный в концептуальных документах отказ от повышения пенсионного возраста рискует получить обратное развитие.
Все это свидетельствует об отсутствии единой линии совершенствования трудового закона и необходимости четкого планирования и прогнозирования изменений трудового законодательства в аспекте единой государственной политики в области социально-трудовых отношений.
Для более эффективного изменения трудовых отношений целесообразно разработать единую концепцию государственной политики в сфере труда на достаточно длительный период.
Государство должно иметь долгосрочную стратегию в области развития трудовых отношений в стране, построенную в разрезе единой социальной политики.
Необходимо уточнить концепцию законодательства и на этой основе осуществлять дальнейшее совершенствование трудового законодательства.
Литература
1. Алексеев А.Н. От изучения проблем оценки эффективности правовых норм к правовому мониторингу // Юридический мир. - 2009. - N 10. - С. 65-69.
2. Улюмджиев Е.А. Эффективность трудового права: некоторые вопросы теории // Там же. - 2009. - N 6. - С. 34.
3. Шкатулла В.И. Вступительная статья "Трудовое законодательство России в XIX-XXI вв." // Воробьев И.А., Исаева Н.М., Кирилин А.В. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. В.И. Шкатуллы. 6-е изд., перераб. - М: Норма, 2009. - С. 3.
4. Должны существовать документы, подтверждающие возложение на работника закрепленных за ним ошибок (интервью с В.И. Мироновым) // Трудовое право. - 2010. - N 10.
5. Хныкин Г.В. Проблемы защиты интересов работников по российскому трудовому законодательству // Защита и охрана материальных и нематериальных благ: публично-правовые и частноправовые аспекты: материалы III ежегодного Междунар. науч.-практ. семинара. Иваново, 25-26 сент. 2009 г. / Отв. ред. О.В. Кузьмина, Е.Л. Поцелуев. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. - С. 37.
С. Ситников,
бакалавр права,
член Общественной молодежной палаты при ГД ФС РФ,
член Общественной палаты Ивановской области
"Вопросы трудового права", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Хныкин Г.В. Проблемы защиты интересов работников по российскому трудовому законодательству // Защита и охрана материальных и нематериальных благ: публично-правовые и частноправовые аспекты: материалы III ежегодного Междунар. науч.-практ. семинара. Иваново, 25-26 сент. 2009 г./ Отв. ред. О.Б. Кузьмина, Е.Л. Поцелуев. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. - С. 37.
*(2) См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. - 2008. - N 230.
*(3) Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 N 1193-р "О Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг." // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 34. - ст. 3964.
*(4) Федеральный закон от 07.05.2009 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.04.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. - N 19. - ст. 2280.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вопросы трудового права"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-18249 от 30 августа 2004 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru