Новые изменения в порядке исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
В Закон о страховых взносах*(1) недавно были внесены изменения, касающиеся повышения тарифов страховых взносов, правил применения предельной величины базы для их начисления и прочих особенностей исчисления и уплаты страховых взносов в 2011 году. Теперь законодатели подготовили целый ряд существенных поправок в данный закон, вступающих в силу с 01.01.2011. Речь идет о принятии Федеральных законов N 339-ФЗ *(2), N 383-ФЗ *(3), N 428-ФЗ *(4). Что нового внесено в Закон о страховых взносах на этот раз, расскажем в данной статье.
Представители плательщиков страховых взносов
Федеральным законом N 339-ФЗ в Закон о страховых взносах введена ст. 5.1, разъясняющая порядок участия представителей плательщиков данных взносов в отношениях, связанных с их исчислением и уплатой. В частности, данной статьей определено, что плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых Законом о страховых взносах, не только лично, но и через законных или уполномоченных представителей.
Законным представителем плательщика страховых взносов - организации признается лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов - организации признается лицо, уполномоченное представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, которое осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченными представителями плательщика страховых взносов не могут быть должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 10 ст. 5.1 Закона о страховых взносах).
Обратите внимание! Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых Законом о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях (п. 2 ст. 5.1 Закона о страховых взносах).
Объект обложения страховыми взносами
Несколько скорректировано определение объекта обложения страховыми взносами. Согласно новой редакции п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые данными плательщиками в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Незначительное на первый взгляд уточнение (понятие "трудовые договоры" заменено на понятие "трудовые отношения") влечет за собой существенные изменения. Поскольку понятие "трудовые отношения" намного шире, чем ранее действующее понятие "трудовые договоры", расширяется и перечень выплат, производимых в рамках таких отношений.
Федеральным законом N 383-ФЗ ст. 7 Закона о страховых взносах дополнена п. 7, согласно которому не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.
Суммы, подлежащие и не подлежащие обложению страховыми взносами
Наименования выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведены в ст. 9 Закона о страховых взносах. Федеральные законы N 339-ФЗ, N 428-ФЗ добавили к данному перечню выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, за выполненные работы, проводимые в студенческом отряде по трудовым или гражданско-правовым договорам (пп. 1 п. 3 ст. 9 Закона о страховых взносах). Причем указанные выплаты не включаются в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд.
Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, поименованы в ст. 9 Закона о страховых взносах (ч. 4 абз. "и" пп. 2 п. 1) как исключаемые из перечня выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, и поэтому подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Порядок исчисления страховых взносов
Согласно п. 2, 2.1 новой редакции ст. 15 Закона о страховых взносах при исчислении страховых взносов в Фонд социального страхования (ФСС) плательщик вправе не только уменьшить сумму страховых взносов, подлежащую уплате в указанный фонд, на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, но и зачесть сумму превышения таких расходов над суммой начисленных страховых взносов в ФСС в пределах расчетного периода.
Предоставление отчетности по страховым взносам
Изменились сроки представления отчетности по страховым взносам. За 2011 год плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета:
1. Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (форма РСВ-1 ПФР). Вместе с данным расчетом до указанного срока плательщик также представляет индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При этом следует учитывать, что если указанный срок представления отчета приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, моментом окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, следовательно, форму РСВ-1 ПФР, составленную за отчетные периоды 2011 года, необходимо будет представить не позднее 16.05.2011, 15.08.2011, 15.11.2011 и 15.02.2012. Что же касается отчетности по страховым взносам за 2010 год, она также предоставляется по новым правилам, то есть не позднее 15.02.2011.
Следует обратить внимание и на то, что срок для представления персонифицированных сведений за 2010 год установлен п. 12 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ*(5) - до 1 февраля 2011 года, поэтому новые сроки сдачи, установленные пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона о страховых взносах, действуют в отношении отчетов, составленных за отчетные периоды 2011 года.
2. Не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС представляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов (форма 4 ФСС РФ).
Форму 4 ФСС РФ за отчетные периоды 2011 года необходимо будет представить не позднее 15.04.2011, 15.07.2011, 17.10.2011 и 16.01.2012. Новые правила сдачи отчетности также распространяются на отчет, составленный за последний отчетный период 2010 года. Срок его сдачи - не позднее 17.01.2011.
Еще одно новшество, связанное с представлением сведений в органы контроля за уплатой страховых взносов, введено в связи с развитием движения студенческих отрядов. Так, согласно п. 9.1, введенному Федеральным законом N 428-ФЗ в ст. 15 Закона о страховых взносах, в случае осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым или по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг, плательщики страховых взносов также обязаны представлять в территориальный орган ПФР по месту своего учета ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, документы, подтверждающие членство в студенческом отряде обучающихся и форму их обучения в период такого членства.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов
Значительные изменения были внесены Федеральным законом N 339-ФЗ в ст. 18 Закона о страховых взносах, устанавливающую особенности исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Отметим те из них, которые касаются плательщиков страховых взносов - организаций:
1. Оформление поручений на перечисление страховых взносов. Поручение на перечисление страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений, устанавливаемыми Минфином по согласованию с ЦБ РФ. Если плательщик обнаружил в оформлении данного поручения ошибки, не повлекшие неперечисления страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, он вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов за явление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов (п. 8 ст. 18 Закона о страховых взносах).
На основании данного заявления орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, о котором в течение пяти дней уведомляет плательщика. Вместе с тем орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов (п. 11 ст. 18 Закона о страховых взносах).
2. Проведение сверки уплаченных страховых взносов. По предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах).
К сведению. Указанные выше особенности уплаты страховых взносов также применяются в отношении пеней и штрафов (п. 12 ст. 18 Закона о страховых взносах).
Зачет излишне уплаченных страховых взносов
С 2011 года зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно (п. 6 ст. 26 Закона о страховых взносах). Ранее зачет указанных сумм осуществлялся на основании письменного заявления плательщика по решению органа контроля за уплатой страховых взносов.
Пониженные тарифы для отдельных организаций
Федеральным законом N 339-ФЗ в ст. 58 Закона о страховых взносов добавлен п. 7, согласно которому в период 2011-2019 годов пониженные тарифы страховых взносов применяются также в отношении плательщиков страховых взносов - российских организаций, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Размеры пониженных тарифов для указанных организаций, применяемые в течение 2011-2014 годов, приведем в таблице.
Наименование внебюджетного фонда | Применяемые пониженные тарифы страховых взносов, % | |||
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Пенсионный фонд | 20 | 20,8 | 21,6 | 23,2 |
Фонд социального страхования | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 1,1 | 3,3 | 3,5 | 3,9 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 2 | 0 | 0 | 0 |
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности таких организаций определяется Правительством РФ. Также Правительство РФ назначает соответствующий федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий ведение реестра указанных организаций. В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода вид экономической деятельности российской организации признается не соответствующим заявленному виду экономической деятельности или если эта организация исключена из реестра, она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала периода, в котором допущено такое несоответствие или произошло исключение из этого реестра. При этом сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с российских организации соответствующих сумм пеней (пп. 1.1-1.3 п. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах).
Л. Морозова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 23.12.2010 N 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(4) Федеральный закон от 28.12.2010 N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов".
*(5) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"