Комментарий к письму Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ от 21 декабря 2010 г. N ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872
Территориальные органы ПФР и ФСС РФ, наделенные полномочиями по контролю за своевременностью и полнотой уплаты страховых взносов с выплат работникам, обязаны проводить совместные проверки в соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В начале года органы ПФР и ФСС РФ утверждают общий план-график. В письме "О планировании совместных выездных проверок" приведен образец плана-графика на 2011 год, а также перечислены критерии, по которым в этом году сотрудники контролирующих органов будут отбирать предприятия для проверки.
В рамках прошлогодних полномочий
Проверяемый период охватывает три минувших года. Причем отрезок времени с 2008 по 2010 годы отделен от самого 2010 года. Это связано с тем, что контрольные функции за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов возложили на ПФР и ФСС России только с 1 января 2010 года.
До этой даты суммы страховых взносов входили в состав ЕСН, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты которого осуществляет ФНС России. Именно сотрудники ФНС России имеют право по результатам проверки взыскать недоимку, пени и штрафы по ЕСН за 2008-2010 годы в порядке статей 46-48 Налогового кодекса РФ.
Исключение предусмотрено только касательно части ЕСН в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые образовались на 31 декабря 2009 года включительно осуществляют органы ПФР (ст. 59-60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Планы могут измениться
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ с 1 января 2010 года органы ПФР проверяют правильность перечисления пенсионных и медицинских взносов. ФСС России контролирует уплату взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
План-график утверждается совместным приказом руководителей территориального органа ПФР и ФСС России, они же определяют длительность выездной проверки. При этом в течение всего года руководители могут изменять и длительность проверки и количество проверяемых организаций. Изменения в план-график фиксируются в отдельном совместном приказе.
Кому ждать проверок
Основания для включения плательщика страховых взносов в план-график выездных проверок довольно обширны. Проверить могут почти любое предприятие.
Внимание контролеров привлекут не только явные нарушения действующего законодательства, такие как: непредставление в органы ПФР и ФСС России расчетов страховых взносов в течение 2010 года и несвоевременное представление индивидуальных сведений, но и вполне законные факторы, присущие деятельности многих компаний. Например, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС России, или сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов, а также неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Также могут спровоцировать выездную проверку наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд и несоответствия в расчетах, выявленные по итогам проведения камеральных проверок. В последнем случае не важно представил плательщик пояснения к расчетам или нет.
Если в органы ПФР и ФСС России поступит информация из ФНС России о том, что предприятие принимало участие в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов, она станет основанием для выездной проверки. Скорее всего авторы письма подразумевали незаконные схемы оптимизации.
Следующим объектом проверки станет тот, кого посчитают крупнейшим плательщиком. К числу последних относят тех, кому принадлежат наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных людей или среднесписочная численность работников.
Кроме всего прочего поводом для визита контролеров может послужить уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности, и редкие, не чаще одного раза в три года, проверки плательщика. Примечательно, что проверки обособленных подразделений на отдельном балансе не считаются.
И только компаний, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, выездные проверки коснуться не должны. При условии, что ведомства были своевременно предупреждены о приостановке фирмой дел.
Е.П. Ирхина,
редактор-эксперт
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.