Физкультурно-оздоровительное учреждение оказывает массажные услуги (классический массаж по зонам, антицеллюлитный и спортивно-оздоровительный массаж) населению. Массажные услуги населению оказывает физическое лицо, оформленное в организации по договору подряда. Должна ли организация в данном случае уплачивать единый налог на вмененный доход?
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН (утвержден постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163).
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ бытовыми услугами признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов), предусмотренные ОКУН.
Так, согласно ОКУН к бытовым услугам относятся, в частности, массаж (код 019201), массаж лица и шеи (код 019326), гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук (код 019329), смягчающие, тонизирующие ванночки и массаж ног (код 019332).
Таким образом, налогоплательщики, оказывающие по договорам подряда физическим лицам услуги массажа, могут переводиться на уплату ЕНВД.
Что касается предоставления массажных услуг населению физическим лицом, оформленным в организации по договору подряда, то необходимо учитывать следующее.
Пунктом 1 статьи 730 ГК РФ установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
На основании статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД при оказании бытовых услуг используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
В связи с тем, что отношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком основаны на договоре подряда, то есть регулируются ГК РФ, к субподрядчикам не могут быть применены нормы статьи 346.27 НК РФ. Поэтому при исчислении суммы ЕНВД численность субподрядчиков не учитывается.
При этом, несмотря на то что организация, привлекающая в целях оказания услуг массажа по договору подряда другое лицо - субподрядчика, не учитывает его в среднесписочной (средней) численности работников, она все равно признается плательщиком ЕНВД в отношении указанной предпринимательской деятельности.
Примечание. Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются ТК РФ.
М.С. Скиба,
главный специалист-эксперт отдела специальных
налоговых режимов Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
1 февраля 2011 г.
"Вмененка", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.