Как практически приступить к решению задач энергосбережения в жилищном секторе
Рассмотрены возможные подходы к организации и проведению мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению в жилищном секторе.
Главный вопрос сегодня: где взять деньги для того, чтобы выполнить программу по энергоэффективности. Действительно, эта проблема стоит очень остро.
Я здесь представляю крупную компанию, которая занимается и научной разработкой, и производством узлов учета тепла, воды, газа. Сейчас приобретаем дополнительную компетенцию и по электроэнергии - путем компаний соответствующего профиля. Все это делается для того, чтобы реализовать принцип одного окна для потенциальных заказчиков, которыми сегодня могут быть собственники помещения в многоквартирном доме, - об этом говорится в 261-м Законе; ими могут быть товарищества собственников жилья и управляющие компании. Общим термином их можно назвать "управляющая организация", которая уполномочена собственниками.
Ключевой вопрос здесь - чтобы собственники ее уполномочили и определили, в каких рамках она может самостоятельно действовать. То есть что говорить людям на общем собрании. Наконец, третий заказчик - это ресурсоснабжающая организация. Есть еще четвертый заказчик, к которому мы все с вами давно привыкли, - это бюджет, муниципальный либо региональный. Этот заказчик у нас был основным в течение всех 5 лет существования Жилищного кодекса Российской Федерации, с 2005 по 2010 год. Он будет одним из заказчиков еще в 2011 году. Дальше он перестанет быть основным, и ситуация коренным образом изменится. Если ранее 90% мероприятий, которые проводились, связанных с учетом и энергоресурсосбережением, выполнялись за счет средств бюджетов того или иного уровня, а лишь 10% были инвестиционные ресурсы, либо ресурсы самих управляющих компаний, либо ТСЖ, либо собственников, то сегодня ситуация коренным образом меняется. Уже в нынешнем, 2010 году ситуация близка, наверное, к 50 на 50. А со следующего года, по мере того как будут заканчиваться деньги в Фонде содействия реформированию ЖКХ, для тех регионов, которые выбрали финансирование, ситуация изменится уже наоборот, то есть полностью 90% это будут какие-то внебюджетные финансовые инструменты и лишь около 10% будут бюджетные источники. Там, где остались деньги фонда, ситуация будет чуть больше иметь крен в сторону бюджетного финансирования. В своем выступлении попытаюсь ответить на два вопроса: первый - кто заказчик и второй - где взять деньги?
Первый вопрос: кто заказчик? Конечный заказчик - это потребитель, это собственник квартиры в многоквартирном доме. Для социальной сферы - это соответствующее учреждение, если оно автономное, либо это соответствующее подразделение администрации, отвечающее за определенное направление. Здесь главная ответственность - чей источник финансирования, кто распорядитель бюджетных средств по сферам: образование - отдельно, здравоохранение - отдельно, спорт - отдельно, культура - отдельно. Ну и так далее. Плюс ведомства, расположенные на территории муниципального образования, но не подчиненные ему.
Та картинка, которую мы видим сегодня по социалке, а начну я именно с нее, потому что здесь наиболее все понятно: хотя заказчик не структурирован, не собран у одного распорядителя, но источник финансирования здесь понятен - это бюджет. Поскольку учреждения финансируются из бюджета, то задача для того, кто хочет реализовывать программу, выглядит примерно следующим образом: необходимо использовать территориальный принцип планирования и исполнения программы по энергоресурсосбережению. Это о чем говорит? Это говорит о том, что нужно одновременно - ни в коем случае не разновременно и не на разных принципах и разных технических платформах - реализовывать программу на всей территории муниципального образования, независимо от того, кому подчинен и кто финансирует соответствующее учреждение. Администрация сельского поселения - это первый уровень, администрация района - это второй уровень муниципальных образований, третий - администрация региона либо какое-то федеральное ведомство. То есть делать общую программу, хотя источники финансирования будут разными. Вот это та задача, которую предстоит решить муниципальным образованиям, и та задача, которая, по нашей оценке, в 2010 году будет мало где реализована, а если будет реализована, то опять же по принципу лоскутного одеяла, когда кто-то успеет, а кто-то даже не подумает, что надо успеть.
То, что касается жилья: заказчик - это собственник помещения в многоквартирном доме. Это требование Жилищного кодекса, от которого отступить никто из нас не может и не имеет права. И дальше мы смотрим эту историю. Есть множество собственников, которые распределены как заказчики по отдельным многоквартирным домам. Соответственно в каждом из таких многоквартирных домов необходимо будет провести собрание, - если такого собрания не было раньше, - и утвердить те полномочия, которые передаются управляющей организации либо какому-то определенному лицу, для того чтобы оно привлекло финансирование для выполнения программы по оснащению многоквартирного дома приборами учета тепла, воды, электроэнергии и квартирными приборами учета газа до 1 ноября 2012 года. Соответственно такие собрания надо будет проводить - там, где они не прошли, - в конце этого года - начале следующего, особенно - в начале следующего года. Очень важный момент при подготовке таких собраний - рассчитать, сколько же дом потребляет ресурсов по каждому виду тепла, воды, газа, электрической энергии, и сформировать соответствующий энергетический базис. Его можно сделать за последний год или, что еще более правильно, за несколько последних лет. Такую информацию получить можно. Если управляющая компания за последний год не менялась, то ее можно взять просто у самого себя, если менялась, - значит, эту информацию можно получить в муниципалитете, поскольку там за деятельностью компаний, которые ранее были МУПами, все-таки следили. Что это дает? Это дает отправную точку, чтобы дальше сравнивать и смотреть: есть эффект от установки приборов учета или нет. Какие дома после оприборивания оказались выгодными, какие - невыгодными. И дальше что мы будем делать? Определять, почему они оказались невыгодными, в чем причина более высокого расхода и тепла, и воды, и электроэнергии, и газа, чем это установлено нормативами.
Могу сразу сказать, что дома с большими нагрузками, с высокой плотностью застройки и построенные в последние годы, когда уже несколько большее значение стали придавать энергоэффективности зданий, будут всегда выгодными, а дома, построенные в 1960-1970-е годы - это крупнопанельное домостроение, которые и устарели, и выполнялись, когда не считали, сколько энергоресурсов нужно, для того, чтобы содержать это имущество, - они будут большей частью заведомо убыточными. В этом ничего страшного нет. Дальше мы увидим масштабы бедствия. И при составлении программ по 185-му Закону еще в течение года и в дальнейшем при включении домов в региональные программы мы получим реальный инструмент обоснования, почему одни дома туда должны попадать в первую очередь, а вторые - во вторую и третью. Как вы понимаете, главным критерием для того, чтобы дом попал в такую программу, исходя из того тренда, который задан в последние годы, особенно с принятием 261-го Закона, будет соотношение выполняемых мероприятий по снижению потребления энергоресурсов, повышению энергоэффективности такого дома. Это правильный инструмент, некрасиво - некрасиво, а эффективно или неэффективно. В конце концов, эта эффективность в гигакалориях, киловатт/часах и кубометрах воды приведет к тому, что повысится эффективность и как своеобразной бизнес-единицы, для того чтобы этим домом в дальнейшем можно было удобно и выгодно управлять.
Управляющая компания может пойти двумя путями. Попытаться взять на себя функции энергосервисной компании - для этого необходимо либо обучить или привлечь специалистов, которые в состоянии грамотно проводить работу и по оприбориванию, и по дальнейшей энергетической паспортизации дома, грамотно составить список мероприятий, которые нужно выполнить для того, чтобы энергоэффективность здания повысилась. Ясно, что человек, который будет это делать, должен быть немножко экономистом, немножко юристом, ну а главное - должен быть высококвалифицированным техническим специалистом, понимающим, как нужно обращаться с энергоресурсами. Мы понимаем, что такой квалификации такое количество специалистов держать в управляющей компании достаточно сложно, особенно если управляющая компания небольшая. Поэтому сегодня и мы, и наши коллеги, наши партнеры в регионах развиваем такое новое направление - новое для нас, новое для регионов, новое для администраций - как энергосервисные компании в более широком понимании - инжиниринговые интеграторы. Это компании, которые готовы предложить готовые технические решения с деньгами, оборудованием и понятными схемами финансирования и возврата вложенных инвестиционных средств.
Мы сегодня широко используем следующую схему финансирования - финансовый лизинг, в котором участвуют три стороны. С одной стороны - это банк. Понятно, лизинга без банка не бывает. С другой стороны - это управляющая организация. Это и управляющая компания, и ТСЖ (на этом месте, кстати, может быть и ресурсоснабжающая организация при принятии положительного решения, если эти функции собственниками делегированы ей. Это мы говорим о том, что они будут обязаны - если собственники обратились - установить узлы учета с рассрочкой до 5 лет). И третья сторона - это наш холдинг "Темплоком", в данном случае. Чем интересна третья сторона? Тем, что она стабилизирует этот треугольник. Поскольку банк сегодня не готов давать финансирование ни кредитное управляющей компании - ей нечего отдать в залог, ни лизинговое, поскольку непонятно, что будет происходить, если вдруг управляющая компания вдруг перестанет платить. Третья сторона в этом треугольнике нужна для того, чтобы стабилизировать цепочку. У нас, как у компании-производителя, которая является крупнейшим производителем по узлам учета тепла, по другим - мы не крупнейшие, но тоже достаточно крупные, - у нас есть большие собственные оборотные средства, у нас есть недвижимость, у нас есть приборный парк, мы является надежным партнером для тех банков, которые участвуют в этом проекте. Мы гарантируем, что, в случае если вдруг прекратятся лизинговые платежи, мы сможем либо выкупить оборудование обратно, и новая компания, которая придет на это место, продолжит этот инвестиционный проект, что ей будет выгодно, потому что часть платежей уже прошла, то есть купить прибор стало значительно дешевле, либо просто переставить это оборудование на другой объект, если такая управляющая организация не понимает вообще, за что берется.
Чего благодаря этому удалось добиться? Во-первых, использование базы производителя позволяет нам маневрировать поставками оборудования и входить в проекты еще до того, как открылось финансирование банков, то есть мы можем разработку проектов, составление сметных расчетов, комплектацию оборудования делать еще до того, как начинаем проект. Мы считаем до начала проекта, а не в процессе. Это первое. Второе: стало возможным финансировать и реализовывать проекты на территории муниципальных образований, в том числе и достаточно больших муниципальных образований. Например, в Уфе мы - один из участников этого проекта. Совместно с партнерами на базе нашего оборудования мы реализуем этот проект, в котором уже не десятки и сотни узлов учета, а тысячи приборов учета. Это второй плюс. Третий плюс: благодаря тому, что мы достаточно крупная и устойчивая компания с большими оборотными средствами и надежный партнер, ставка по лизингу у нас существенно ниже, чем если заказчик напрямую обращается в банк. Для примера: по Сбербанку, если вы напрямую в банк обратитесь, это будет от 13 до 15,5%, и первый взнос будет порядка 30%. Для нас стало возможным делать первый взнос от 20% и удорожание по проекту составляет - при сроке лизинга от 3 до 5 лет - менее 10%. Зависит, понятно, от стоимости оборудования и размера первоначального взноса... Удорожание составляет 9,1; 9,3; 9,7%, в зависимости от срока лизинга. Оно существенно ниже 10% и достаточно близко уже к тем требованиям, которые есть в 261-м Законе потому что должна быть ставка рефинансирования. Для регионального банка мы пошли еще дальше - у нас есть достаточно крупный региональный банк, банк "Санкт-Петербург", который имеет разветвленную филиальную сеть на Северо-Западе России. Для этого банка, в том случае если заказчик имеет там счет, первый взнос по лизинговым схемам 10%. То есть, имея 10% от общей суммы, можно войти в проект, установить узлы учета и закрыть эту программу буквально в течение одного года.
Мы производим существенную модернизацию производства. В 2010 году мы выпустили - до конца года выпустим - порядка 80 тысяч узлов учета. На следующий год в наших планах увеличить минимум в полтора раза выпуск продукции. Доводим продукцию не как просто приборы россыпью, а как готовую продукцию с монтажом, вводом в эксплуатацию - и что очень важно - диспетчеризацией с возможностью перехода к регулированию энергоресурсов, к управлению энергоресурсами, затем к перераспределению. Там, где приборы устанавливались ранее, нами разработаны решения по модернизации - это так называемые узлы регулирования, то есть узел учета есть, узла регулирования нет. Мы ставим узел регулирования и завязываем их на диспетчерскую.
О. Вихтюк,
заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации по предпринимательству в сфере
жилищного и коммунального хозяйства, вице-президент
УК Холдинга "Теплоком", директор по развитию ЗАО "Теплоком Интек"
"Коммунальщик", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как практически приступить к решению задач энергосбережения в жилищном секторе
Автор
О. Вихтюк - заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, вице-президент УК Холдинга "Теплоком", директор по развитию ЗАО "Теплоком Интек"
"Коммунальщик", 2010, N 12
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru