Нужно ли переназначать руководителя в случае изменения типа бюджетного учреждения на автономное?
Федеральный закон N 83-ФЗ от 8 мая 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) активно комментируется в средствах массовой информации. В частности, растиражированы фразы из пояснительной записки (которая вместе с законопроектом была направлена в Государственную думу) о том, что законопроект сводит к минимуму организационные мероприятия, необходимые для изменения типа существующих учреждений:
- не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
- имущество не перезакрепляется (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
- лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
- не производится перерегистрация - по сути, требуется только внесение изменений в учредительные документы.
Это (особенно пункт об отсутствии необходимости переназначать руководителей) воодушевило тех руководителей бюджетных учреждений, которые мечтали изменить тип своих учреждений на автономное. Данное стремление еще больше подогревается тем, что персональная ответственность руководителей бюджетных учреждений оказалась выше, чем руководителей автономных учреждений, имеющих большую хозяйственную свободу (руководителя автономного учреждения нельзя уволить за превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности).
Но изучение текста самого Федерального закона N 83-ФЗ многих повергло в уныние. В нем упрощение процедуры изменения типа учреждения предусматривалось только в случае изменения типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения. В частности, в нем говорится о том, что в связи с принятием Федерального закона не требуется переназначение руководителей и иных работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законодательными актами, измененными данным Федеральным законом, а также существующих бюджетных учреждений. С даты создания казенного учреждения, имущество, закрепленное за соответствующим государственным (муниципальным) учреждением, без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления. При создании казенного учреждения, учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов (пункты 7, 10 и 12 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ).
В отношении же изменения типа бюджетного учреждения в целях создания автономного учреждения, ничего подобного в Федеральном законе N 83-ФЗ не говорится.
Возникает закономерный вопрос: если отсутствие необходимости переназначения руководителей и иных работников создаваемых казенных учреждений и т.д. четко прописано в законе, и ничего подобного не сказано в отношении создаваемых автономных учреждений, то, не следует ли это понимать так, что при создании автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений, все же нужно переназначать руководителей и т.д.?
К сожалению, нередко именно так и воспринимают данную ситуацию.
Однако на самом деле это совсем не так. Следует напомнить, что документ, регламентирующий процесс создания автономных учреждений, в том числе и путем изменения типа существующих бюджетных учреждений существует уже четыре года. Это Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Ряд рассматриваемых положений четко прописан в данном законе. Например, п. 12 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" гласит: "Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов".
Таким образом, учитывая, что порядок изменения типа бюджетного учреждения в целях создания автономного учреждения уже законодательно закреплен, в Федеральном законе N 83-ФЗ рассматривалась только процедура создания казенных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. Именно поэтому упрощение процедуры описывалось лишь применительно к созданию казенных учреждений.
Добавим еще один принципиальный момент. Появление нового юридического лица происходит в случае его создания или реорганизации существующего юридического лица (юридических лиц). П. 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет: "Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения".
Реорганизацией же юридического лица в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации являются: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Итак, при изменении типа государственного (муниципального) учреждения юридическое лицо не меняется и, соответственно, нет необходимости менять лицензию, переоформлять имущество, переназначать руководителя и т.д. Необходимо только внести изменения в устав.
Трудовой кодекс РФ (статья 75) регулирует трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации. При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Однако этот пункт не распространяется на рассматриваемую нами ситуацию: при изменении типа учреждения собственник и подведомственность не меняются, реорганизация не производится. То есть переназначить руководителя бюджетного учреждения на основании статьи 75 Трудового кодекса РФ нельзя.
Других же оснований для переназначения руководителя по каким-либо организационным моментам в соответствии с Трудовым кодексом РФ нет. Правда, уполномоченные органы власти (выполняющие функции работодателя) могут уволить руководителя учреждения и по ст. 278. Но это уже не будет увольнение в связи с изменением типа государственного или муниципального учреждения.
Проще говоря, законодательных оснований переназначать руководителя при изменении типа государственного (муниципального) учреждения нет. Поэтому и нет особой надобности искать в законах ссылки на то, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения руководители не переназначаются (вне зависимости от того, какой тип учреждения на какой меняется). Попытка переназначить руководителя (расторгнуть действующий трудовой договор с руководителем учреждения и заключить новый с тем же или новым лицом) будет грубейшим нарушением Трудового кодекса Российской Федерации.
Это касается и всех других работников учреждений. При этом нет никаких оснований вносить изменения в трудовые договоры с работниками, уведомлять работников о предстоящем внесении изменений в трудовой договор и т.д.
Ф.Н. Кадыров
"Менеджер здравоохранения", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru