"Бизнес на энергосервисе" (интервью с Е. Зенютичем, генеральным директором Нижегородского инвестиционного центра энергоэффективности)
Сегодня энергосбережение - ключевой фактор повышения эффективности российской экономики в целом, не просто веяние времени, а осознанная необходимость. Поэтому мероприятия по повышению энергетической эффективности экономики в ближайшие годы будет широко стимулировать государство. Массовое внедрение энергосберегающих технологий обеспечивает огромный рынок сбыта, часть которого могут занять и строительные организации. О нынешнем состоянии этого рынка и его ближайших перспективах рассказывает генеральный директор Нижегородского инвестиционного центра энергоэффективности Евгений Зенютич.
- Почему в России сейчас так много говорится о необходимости внедрения энергосберегающих технологий? Всему виной финансово-экономический кризис или есть другие причины?
- Безусловно, кризис заострил внимание на проблемах энергоэффективности, однако экономическому спаду не стоит придавать столь большого значения. Дело в том, что естественный исторический процесс привел нас к ситуации, когда не обращать внимания на вопросы растущей энергозатратности экономики страны стало просто невозможно. Нужно помнить, что прежде в основе отечественной экономики были дешевые энергоносители. В советские времена при формировании энергетических потоков и строительстве систем транспортировки тепловой и электрической энергии не принимались в расчет предстоящие потери. Например, в одном конце города мог находиться завод с котельной, необходимой для обеспечения теплом микрорайона, который данное предприятие построило на другом конце этого населенного пункта. Сегодня к прежним потерям из-за значительной протяженности теплотрасс добавляются убытки из-за изношенности оборудования и устаревших систем транспортировки энергоносителей. Как следствие, около половины добываемых в нашей стране газа, нефти, угля и вырабатываемой электроэнергии тратится впустую.
Наряду с этим регулярно растут тарифы на тепло- и электроэнергию, что наносит удар как по промышленному сектору, малому и среднему бизнесу, так и по гражданам (особенно малообеспеченным). Данную негативную динамику можно переломить только одним способом - компенсировать рост тарифов уменьшением потерь энергоресурсов и повышением эффективности их использования.
- Насколько успешно, на Ваш взгляд, необходимость повышения энергоэффективности экономики отражена в законодательстве страны? Какие изменения в действующих законах должны появиться в ближайшее время?
- Ситуация такова, что на сегодняшний день мы с точки зрения законотворчества вынуждены наверстывать то, что было упущено в прежнее время. Когда в начале девяностых годов ХХ века наша страна вошла в рыночную экономику, государство решило, что нет необходимости управлять процессом повышения энергоэффективности в принципе. Предполагалось, что рынок сам по себе заставит экономить энергоресурсы. Однако мировой опыт свидетельствует об обратном: все страны с развитой рыночной экономикой оставили за государством функцию регулятора процессов энергоэффективности. Россия же в последние годы существовала вообще без нормативных актов, которые могли бы реально влиять на эффективность производства и потребления энергоресурсов. Более того, в России в настоящее время отсутствует статистика в этой области. Поэтому принятие Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) должно способствовать прорыву в части повышения энергоэффективности всех отраслей отечественной экономики. Конечно, нельзя говорить о том, что данный закон учитывает все особенности текущего момента, так как он не является нормативным актом прямого действия. В частности, для реализации прописанных в Законе N 261-ФЗ направлений повышения энергоэффективности необходимо выделение значительных финансовых средств, которых в полном объеме у государства нет. Выходом из ситуации может стать широкое использование энергосервисных контрактов, которые должны быть встроены в механизм привлечения инвестиций в сферу энергосбережения. Другими словами, необходимо создать механизм формирования энергосбережения как бизнеса. Соответствующие поправки уже прорабатываются и будут внесены в Закон N 261-ФЗ в ближайшее время.
- Опыт каких стран заслуживает наибольшего внимания в плане перехода на энергоэффективные технологии?
- Наиболее интересным мне кажется опыт использования системы энергетического менеджмента в Соединенных Штатах. Созданная в США система ориентирована на широкое привлечение инвестиций за счет системы энергосервисных контрактов. Проиллюстрируем их суть. Итак, есть, к примеру, некая школа, которая тратит на оплату отопления и освещения 1 млн. руб. в год. Для реализации проекта по минимизации затрат объявляется конкурс, в ходе которого определяется предприятие или организация, которые по условиям контракта должны будут вложить соответствующие средства в повышение энергоэффективности данного объекта. После проведения соответствующих мероприятий по замене систем освещения, модернизации систем отопления, установке систем регулирования и т.п. данное учебное заведение будет платить уже не 1 млн., а 700 тыс. руб. в год. Сэкономленные средства (300 тыс. руб.) станут источником погашения вложенных инвестиций и дополнительной прибыли той организации, которая выполняет данный контракт. К слову, в соглашении предварительно должны оговариваться процент экономии и сумма прибыли, которую получит исполнитель в зависимости от срока окупаемости проекта.
Примечание. Многие энергоэффективные технологии уже известны в России. Осталось освоить механизмы привлечения финансовых ресурсов для инвестирования проектов повышения энергоэффективности.
Таким образом, сегодня мы говорим не только об энергоэффективных технологиях, которые уже можно брать на вооружение, но и о заимствовании механизмов привлечения финансовых ресурсов, которые достаточно хорошо отработаны на Западе. К тому же они позволяют рассматривать энергосбережение как бизнес, в котором могут работать не только крупные компании - поставщики оборудования, но и малые и средние компании при условии обеспечения им доступа к кредитным ресурсам, необходимым для выполнения проекта.
- Насколько это отдаленная перспектива?
- Мы ограничены во времени. В рамках реализации энергетической стратегии до 2020 года нам дано 10 лет, и потому времени на раскачку нет. И не случайно на комиссии по модернизации Президент РФ поставил очень жесткие сроки по доработке тех нормативных актов, которые необходимы для того, чтобы запустить в первую очередь энергосервисные контракты. Потому что без системы энергосервисных контрактов, принимая во внимание отсутствие у государства свободных денежных средств, с учетом дефицита бюджета на ближайшие годы другого механизма реализации проектов по повышению энергоэффективности просто нет.
- Некоторые эксперты отмечают недостаток в России специалистов в сфере энергоаудита. Не приведет ли кадровый дефицит к срыву масштабной реализации проектов по энергосбережению?
- В Законе N 261-ФЗ предусмотрено создание механизма саморегулирования, при котором организуется некоммерческое партнерство, получающее статус саморегулируемой организации (СРО) по энергетическому обследованию. В СРО должны входить не менее 25 организаций, занимающихся энергоаудитом. В каждой из них должно быть не менее четырех специалистов по указанному профилю. На сегодняшний день Минпромэнерго аккредитовано 35 саморегулируемых организаций по энергоаудиту. Только в Приволжском федеральном округе насчитывается около 150 организаций и порядка 600 специалистов, поэтому говорить о тотальном дефиците кадров некорректно. В то же время нельзя сказать, что существующих организаций и специалистов по энергоаудиту достаточно. К тому же у кого-то из них уже накоплен богатый опыт, а кто-то делает еще только первые шаги в сфере энергоаудита. Задача СРО как раз и заключается в том, чтобы учить тех, кто не умеет, и контролировать правильность их деятельности.
- Сегодня много говорят о строительстве энергоэффективных (или "умных") домов с применением возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Насколько реален на сегодняшний день переход от слов к делу?
- Наглядным примером реализации проекта "умных" домов является построенный учеными Уральского государственного технического университета на базе заброшенной животноводческой фермы энергоэффективный дом. Он был сдан в эксплуатацию в 2005 году. Это жилой дом на восемь квартир общей площадью 2 тыс. кв. м в поселке Растущий под Екатеринбургом. В данном проекте ВИЭ были интегрированы в традиционную систему энергосбережения жилого здания. Часть энергетических потребностей дома удовлетворяют солнечные фотоэлектрические преобразователи, ветроэнергетические установки, солнечные коллекторы для горячего водоснабжения. Наряду с этим в здании имеются собственный сборник и система биологической очистки бытовых стоков.
Потребности дома в солнечной энергии обеспечивают 80 панелей. Их поворачивают вручную два раза в день: утром на восток и после обеда на запад. Несмотря на то что солнце на Урале освещает небосклон нечасто, вырабатываемой солнечными батареями электроэнергии хватает для обеспечения освещения в доме. По словам создателей экспериментального энергоэффективного дома, с 10 кв. м кровли можно получить 1 кВт/ч электроэнергии. В летний период солнечные батареи практически полностью обеспечивают потребности строения в электричестве. В темное время суток дом не обесточивается благодаря аккумуляторам, накапливающим энергию солнца.
Помимо этого, в качестве источника электроэнергии используются две ветряные установки, которые располагаются рядом с домом. При скорости ветра 5 м/с выработка электроэнергии составляет 4 кВт/ч. Электричество от ветряной установки поступает в преобразователи тока, обеспечивающие напряжение в 220 В. При этом ветряк работает только при скорости ветра, превышающей 3 м/с. В основном же электропитание дома осуществляется стандартно - от поселковой сети. Таким образом, как отмечают создатели проекта, альтернативные источники дают только 25% электроэнергии, необходимой для обеспечения комфортной жизни. На полную мощность ВИЭ могут работать только в ясную и ветреную погоду.
Интервью провел В.Г. Шпаковский
"Руководитель строительной организации", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.