Участвуем в конкурсе "100 лучших товаров России"
Всероссийская программа-конкурс "100 лучших товаров России" была учреждена в 1998 году*(1) и с тех пор пользуется большой популярностью. Одной из номинаций в товарной группе "продукция" является номинация "Продовольственные товары". Принять участие в конкурсе могут все российские товаропроизводители, а также предприятия стран СНГ - победители национальных конкурсов в области качества, реализующие свою продукцию на территории РФ. Сегодня все регионы страны считают участие в данном конкурсе делом престижа.
Организационные моменты
Учредителями программы-конкурса "100 лучших товаров России" являются Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Межрегиональная общественная организация "Академия проблем качества" и журнал "Стандарты и качество". За прошедшие годы в данной программе приняли участие свыше 30 000 предприятий, которые представили "на суд" более 55 000 товаров (региональный этап) и 25 000 товаров (федеральный этап). Традиционны для конкурса следующие номинации: "Продовольственные товары", "Промышленные товары для населения", "Продукция производственно-технического назначения", "Услуги для населения", "Услуги (работы) производственно-технического назначения", "Изделия народных и художественных промыслов".
Среди основных задач программы-конкурса "100 лучших товаров России" выделяются:
- стимулирование производителей к производству высококачественных и конкурентоспособных товаров;
- продвижение отечественной продукции на внутреннем рынке;
- формирование инновационно-активной производственной среды;
- подготовка товаропроизводителей к работе в ВТО.
Что же дает предприятиям пищевой промышленности участие в названном конкурсе? Прежде всего, повышается конкурентоспособность предприятий - участников конкурса и производимых ими товаров, увеличивается объем продаж, повышается имидж предприятий-победителей. Кроме того, конкурсанты получают льготы при участии в выставках-ярмарках, в том числе в выставке-ярмарке "Покупайте Российское" на территории Всероссийского выставочного центра.
Остановимся коротко на порядке проведения конкурса (подробную информацию о программе и условиях конкурса можно получить в Интернете на сайте www.100best.ru). Данная программа осуществляется ежегодно на постоянной основе в рамках подготовки и проведения всемирного дня качества, европейской недели качества. К участию в конкурсе допускаются все виды продовольственных товаров за исключением товаров, в состав которых входят генно-модифицированные составляющие, превышающие установленные в соответствующих законах и национальных стандартах значения, а также продукции, не отвечающей требованиям действующих в РФ нормативно-правовых актов, включая технические регламенты.
Региональный этап
Программа (конкурс) состоит из двух этапов: регионального и федерального. На региональном этапе товаропроизводитель осуществляет самооценку, заполняя соответствующую таблицу, а также представляет в региональную комиссию по качеству (РКК) анкету на товар (товары) и другие необходимые документы. РКК производит экспертную оценку конкурсного товара во взаимосвязи характеристик "товар - товаропроизводитель - рынок - потребитель". То есть помимо результатов экспертизы качества продовольственных товаров учитываются еще и отсутствие претензий со стороны контролирующих органов и потребителей, использование современных методов управления качеством, география продаж, доступность товаров для потребителя. Согласно регламенту Всероссийской программы-конкурса "100 лучших товаров России" продукция предприятий пищевой промышленности оценивается по критериям, приведенным ниже. Итак, предпочтение отдается товарам, выпущенным:
- преимущественно с использованием отечественного вида сырья;
- при наличии стандартов организаций, технической документации, учитывающих современные тенденции в разработке продукции, соответствующих ГОСТ и ГОСТ Р;
- при соблюдении требований санитарно-эпидемиологической безопасности производств и продукции, документированных уровней качества.
При оценке производства предприятий пищевой промышленности учитываются:
- использование эффективных систем менеджмента, экологичности, безопасности;
- модернизация технологического оборудования;
- улучшение экономических и социальных характеристик производств. Кроме того, принимается во внимание участие предприятий в региональных и федеральных выставках.
В отношении рынка сбыта и потребительского спроса берется в расчет:
- расширение рынка сбыта продукции;
- доступность товаров для различных категорий потребителей (улучшение соотношения "цена - качество");
- отсутствие экспертно подтвержденных претензий по качеству.
По результатам первого этапа конкурса определяются победители, оформляются заключения, итоговые протоколы, а также представляются в дирекцию программы комплекты документов для федерального этапа конкурса.
Федеральный этап
На федеральном этапе производится: систематизация, обработка и анализ материалов регионального этапа программы; классификация конкурсных товаров в соответствии с действующими общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг; аналитическая обработка сформированного массива данных, полученных от товаропроизводителей и РКК; расчет комплексных рейтингов и ранжирование товаров по утвержденным алгоритмам с выделением 100 лучших товаров по каждой из номинаций. Предприятия и организации, продукция которых по итогам регионального этапа не была выдвинута на федеральный уровень, отмечаются специальными свидетельствами участников программы-конкурса. Продукция и услуги, участвующие в федеральном этапе программы, считаются победителями конкурса и награждаются дипломами лауреатов и дипломантов. Информация об этих товарах (услугах) размещается в ежегодном каталоге, на интернет-сайте программы и в СМИ. Товаропроизводитель, товары которого стали лауреатами и (или) дипломантами конкурса, вправе использовать логотип программы (после обязательного заполнения Декларации качества) в рекламных целях и размещать его в документации и на упаковке продукции. Причем для лауреатов предусмотрена золотисто-желтая цветовая гамма логотипа, а для дипломантов - серебристо-серая. Победители и финалисты конкурса вправе размещать описанный выше логотип в течение двух лет после участия в программе (в его изображении обязательно указание года участия товаропроизводителя в конкурсе).
Кроме того, за достижение высоких результатов в улучшении качества и безопасности отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности и в целях поощрения работников предприятий и организаций-конкурсантов предусмотрены следующие призы, почетные знаки и статус:
- приз "Лидер качества";
- приз "Гордость Отечества";
- приз "Вкус качества";
- статус "Новинка года";
- почетный знак "За достижения в области качества";
- почетный знак "Отличник качества".
Приз "Лидер качества" является высшей наградой программы, которая присуждается предприятию-товаропроизводителю, стабильно выпускающему качественную и безопасную для потребителей продукцию. Данную награду может получить лишь один товар в номинации "Продовольственные товары". Организация вправе претендовать на получение этой награды, если:
- ее товары не менее семи раз (в любое время начиная с 1998 года) становились финалистами программы "100 лучших товаров России";
- ее товары не менее шести раз становились лауреатами данного конкурса;
- на предприятии функционирует действующая система менеджмента качества, экологического менеджмента;
- имеются в наличии действующие документы по ресурсо- и энергосбережению.
Высшая награда "Гордость Отечества" присуждается одному виду продукции из числа лауреатов конкурса в номинациях "Промышленные товары для населения" и "Продукция производственно-технического назначения".
Традиционно одному виду продукции из числа лауреатов конкурса "100 лучших товаров России" по номинации "Продовольственные товары" присуждается приз "Вкус качества". Претендентами являются продовольственные товары (по одному виду продукции от каждого региона) из числа лауреатов с наивысшим общим баллом конкурсного товара. Отбор проводится посредством потребительского интернет-голосования.
Если продовольственный товар, представленный на федеральном этапе конкурса, появился на рынке сбыта в течение последних двух лет, имеет документы, подтверждающие новизну технического либо дизайнерского решения, изготовлен по новой рецептуре, содержит в рекламных документах надпись "Новинка", он может стать претендентом (по рекомендации комиссии по качеству) на присвоение статуса "Новинка года".
Почетные знаки "За достижения в области качества" и "Отличник качества" являются персональными наградами. Первый из них присуждается руководителям и руководящим работникам предприятий, товары которых стали финалистами программы-конкурса. Причем количество почетных знаков "За достижения в области качества" ограничено: один почетный знак для каждой региональной комиссии по качеству, участвовавшей в федеральном этапе конкурса, и 10% от количества предприятий, принявших участие в федеральном этапе конкурса.
Почетный знак "Отличник качества" присуждается одному из лучших работников и представителей инженерно-технического персонала предприятий-финалистов. Причем решение о награждении принимает администрация предприятия.
Поговорим о расходах
Принимая участие в конкурсе, предприятие пищевой промышленности несет определенные затраты, в том числе расходы на оформление конкурсной документации, уплату организационных сборов и т.д. Кроме того, условиями проведения регионального этапа программы может быть предусмотрена передача образцов продукции предприятия пищевой промышленности для осуществления экспертизы качества. Сумма подобных расходов обычно определяется достоверно, а также подтверждается документально.
К примеру, для участия в конкурсе товаропроизводитель должен уплатить регистрационный взнос. На первом этапе его размер устанавливается решением региональной комиссии по качеству субъекта РФ. Победители регионального этапа выходят на федеральный этап программы и становятся лауреатами и дипломантами всероссийского конкурса. Предприятие, продукция которого решением региональной комиссии по качеству выдвинута на федеральный этап, вносит в МОО "Академия проблем качества" регистрационный взнос за участие в следующем этапе конкурса. В 2010 году размер взноса составлял 11 328 руб. (в том числе НДС - 1 728 руб.) за каждый товар.
На производство голографического изображения логотипа программы "100 лучших товаров России" предприятия-финалисты также понесут расходы. В 2010 году за изготовление золотой (серебряной) голограммы при заказе от 5 000 до 10 000 шт. предприятиям приходилось платить по 84 коп. за штуку (в том числе НДС - 13 коп.). При изготовлении большего тиража голограмм стоимость услуги в расчете на единицу соответственно уменьшается.
В бухгалтерском учете перечисленные затраты подлежат отражению в периоде, в котором они имели место на счете 44 "Расходы на продажу" (п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", Инструкция по применению Плана счетов).
Что касается налогового учета, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли учесть расходы на участие в конкурсе в целях налогообложения прибыли? Налоговый кодекс не содержит прямой ссылки на такие расходы. Финансисты также никак не комментируют затраты, понесенные товаропроизводителями при их участии в подобных мероприятиях. Между тем при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик-товаропроизводитель уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. При этом ст. 252 НК РФ установлены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль: это экономическая обоснованность и документальная подтвержденность. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ. Такое мнение в отношении обоснованности расходов Минфин высказывал неоднократно (см., например, Письмо от 07.03.2008 N 03-03-06/1/162, в котором речь идет о расходах, понесенных организацией при участии в аукционе на приобретение права пользования недрами). Поскольку связь между затратами от участия в программе-конкурсе "100 лучших товаров России" и доходами от реализации собственной продукции для предприятий пищевой промышленности очевидна, по мнению автора, расходы на участие в подобном конкурсе правомерно признать в целях налогообложения прибыли. Причем неважно, прошла ли организация-участник на федеральный уровень.
Чтобы ответить на вопрос, как классифицировать подобные расходы организаций, обратимся к ст. 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" НК РФ. В подпункте 28 п. 1 данной статьи поименованы расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. В пункте 4 этой статьи уточняется, что к расходам организации на рекламу в целях применения гл. 25 НК РФ относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках, знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Что же представляет собой участие в выставках и можно ли приравнивать к нему участие в конкурсе "100 лучших товаров России"? По мнению автора, нельзя. Согласно определению, данному в документе "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 53103-2008"*(2), выставка (ярмарка) - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью (документ введен в действие 01.01.2010 с правом досрочного применения). Несмотря на то, что целью участия предприятий пищевой промышленности в программе-конкурсе "100 лучших товаров России" является увеличение объемов продаж выпускаемой продукции, названное мероприятие все же нельзя отнести к понятию "выставка", так как продукция не демонстрируется потенциальным покупателям и не реализовывается. Однако поскольку п. 1 ст. 264 НК РФ имеет открытый перечень расходов, затраты, понесенные предприятием, по мнению автора, должны учитываться в целях налогообложения в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 данного пункта.
Пример
Предприятие пищевой промышленности представило для участия в региональном этапе программы-конкурса "100 лучших товаров России" четыре вида выпускаемой продукции. В связи с этим организация понесла следующие расходы: регистрационный сбор в размере 8 000 руб. (в том числе НДС - 1 220 руб.) за каждый товар, расходы на проведение дополнительной экспертизы - 6 000 руб., оформление конкурсной документации - 4 000 руб. Кроме того, для проведения регионального этапа конкурса в РКК переданы образцы продукции на сумму 800 руб.
В бухгалтерском учете товаропроизводителя будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен регистрационный сбор за участие в региональном этапе конкурса "100 лучших товаров России" (8 000 руб. х 4) | 32 000 | ||
Регистрационный сбор учтен в составе расходов на продажу | 27 120 | ||
Отражена сумма НДС | 4 880 | ||
НДС принят в вычету на основании счета-фактуры | 4 880 | ||
Отражена в составе расходов стоимость готовой продукции, переданной в РКК | 800 | ||
Отражены в составе расходов затраты на проведение дополнительной экспертизы и оформление конкурсной документации (6 000 + 4 000) руб. | 10 000 |
С.В. Манохова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Госстандарта РФ от 23.03.1998 N 100 "О Программе "100 лучших товаров России".
*(2) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 512-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"