Практика проверок автономных учреждений
Деятельность автономных учреждений подвергается государственному (муниципальному) контролю, который проводит Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, счетная палата. В статье перечислены объекты проверки с указанием проводимых контрольных мероприятий. В качестве примера автор приводит результаты проверок двух автономных учреждений.
Контрольные органы
Из норм ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) следует, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Деятельность осуществляется в рамках доведенного до учреждения учредителем государственного (муниципального) задания, а также сверх него (при условии, что эта деятельность соответствует целям, ради достижения которых оно создано, и указана в его учредительных документах (уставе)). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий, выделяемых автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных источников, не запрещенных федеральными законами.
Согласно положениям ст. 157 и гл. 26 БК РФ расходование субсидий, которые получают автономные учреждения из бюджета бюджетной системы РФ, а также использование закрепленного за ним учредителем имущества подвергается государственному (муниципальному) финансовому контролю. В таблице перечислим органы, осуществляющие финансовый контроль, и объекты проверки.
Наименование контрольного органа | Объект контрольных мероприятий | Ссылка на нормативный акт |
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора | Использование средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов; материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности | Статья 268 БК РФ, Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 |
Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований | Финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств | Статья 270 БК РФ, нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований (например, Постановление главы Ступинского района МО от 20.09.2001 N 2213-п, Постановление Правительства Ленинградской области от 31.08.2004 N 180 |
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств | Проверка деятельности подведомственных автономных учреждений | Статья 269 БК РФ, ведомственные правовые акты |
Счетная палата | Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности | Статья 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ, нормативные акты субъектов РФ и муниципальных органов власти (например, Закон Санкт-Петербурга от 26.05.1995 N 57-8, Закон Нижегородской области от 08.10.2010 N 156-З) |
Контрольные мероприятия и их объекты
Как правило, целью проведения контрольных мероприятий в автономном учреждении является определение правомерности и обоснованности выделения бюджетных средств на оказание государственных (муниципальных) услуг, целевое и эффективное использование бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества учреждения, а также особо ценного имущества. Большинством контрольных органов субъектов РФ для внутреннего пользования разработаны Методические рекомендации по проведению проверки деятельности и использования имущества автономными учреждениями. В них приведен перечень контрольных мероприятий и объектов проверки в рамках каждого контрольного мероприятия. Рассмотрим действия, совершаемые контрольными органами при проверке отдельных моментов деятельности автономного учреждения.
Название контрольного мероприятия | Объект проверки, совершаемой работниками контролирующих органов |
Проверка учредительных документов автономного учреждения | а) порядок создания автономного учреждения и его правовое положение; б) учредительные и иные документы и их соответствие действующему законодательству; в) соответствие осуществляемых видов деятельности автономного учреждения целям его создания; г) порядок и источники формирования имущества и финансовых ресурсов; д) функции и полномочия учредителя; е) органы управления автономным учреждением; ж) проверка долевого участия в уставных капиталах других юридических лиц |
Проверка выполнения условий предоставления субсидий автономному учреждению и их целевого использования | а) наличие государственного (муниципального) задания и его соответствие предусмотренной уставом основной деятельности; б) организация работы с государственным (муниципальным) заданием со стороны учредителя в части утвержденного ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг, определения расчетно-нормативных затрат, требований к качеству государственных услуг, порядка формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий, формирования и утверждения заданий, правильности расчета субсидий и их перечисления учреждению, осуществления контроля за исполнением задания; в) содержание государственного (муниципального) задания и соответствие фактически сложившихся показателей показателям, установленным в государственном задании; г) соответствие качества фактически предоставленных государственных услуг стандартам качества предоставления государственных услуг |
Проверка финансового обеспечения деятельности автономного учреждения | а) наличие соответствующих утвержденных автономным учреждением методических рекомендаций по расчету нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам; б) экономическая обоснованность, эффективность, правильность расчета нормативов затрат на оказание автономным учреждением услуг физическим и (или) юридическим лицам в утвержденных методических рекомендациях, целесообразность их применения; в) соответствие расчета затрат автономным учреждением утвержденным методикам; г) наличие между учредителем и автономным учреждением соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг; д) полнота оприходования внебюджетных источников финансирования и обоснованность их использования |
Правильность и законность наделения автономного учреждения имуществом | а) правомерность отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу и полнота учета данного имущества; б) наличие материалов инвентаризации имущества и правильность ее оформления (перед принятием решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения); в) правильность учета, сохранности, полноты оприходования материальных ценностей, переданных из областной собственности или приобретенных по решению учредителя; г) законность выбытия материальных ценностей и их списания; д) проведение выборочной инвентаризации основных средств и особо ценного имущества |
Проверка эффективности использования имущества, земельных участков автономного учреждения, сделки с имуществом | а) наличие производственных, технических, коммунальных и иных зданий и сооружений, а также иного находящегося в государственной собственности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества по перечню, определенному совместным решением учредителя и Министерства земельных и имущественных отношений; б) полнота и правильность постановки на учет, оприходования, правомерность списания и правильность учета имущества; в) наличие свидетельства о включении имущества в реестр государственного имущества субъекта РФ или РФ и свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, переданному автономному учреждению на праве оперативного управления, права на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком; в) соблюдение установленного порядка сдачи в аренду помещений с согласия учредителя, их государственная регистрация, наличие заключенных договоров на возмещение коммунальных услуг арендаторами; г) эффективность использования площадей недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, в том числе выявление неиспользуемого имущества. При необходимости возможно проведение инвентаризации недвижимого и особо ценного движимого имущества с охватом вопросов сохранности и эффективности использования имущества |
Проверка выполнения показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения | а) сведения о системе оценки потребности в государственных услугах и эффективности их представления. Оценка выполнения учреждениями государственного задания должна производиться главными распорядителями бюджетных средств с использованием следующих критериев: - полнота и эффективность использования средств бюджета на выполнение государственных (муниципальных) услуг; - количество потребителей услуг; - объем государственных (муниципальных) услуг; - качество оказания государственных (муниципальных) услуг (количественные характеристики качественных показателей оказания услуг); - степень удовлетворенности потребителей услуг их качеством; б) правильность и достоверность составления отчета об исполнении государственного (муниципального) задания и пояснительной записки к нему (соответствие требованиям, установленным в задании); в) выполнение установленных заданием показателей в части видов и объема оказываемых услуг или выполняемых работ в сравнении с планом (в соответствии с заданием) и в динамике по сравнению с прошлыми периодами; г) показатели отчета об исполнении задания в сравнении с показателями отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества; д) исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения по утвержденным показателями бухгалтерская отчетность |
В качестве примера приведем результаты проведения проверок двух автономных учреждений.
Пример 1
Контрольно-счетная палата городского округа провела проверку финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения "Н".
Цель контрольного мероприятия - проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, а также эффективности использования им муниципальной собственности.
В ходе проведения проверки был выявлен ряд нарушений. Рассмотрим их.
Нарушения в расчете заработной платы. Проверкой установлено, что в расчет средней заработной платы для начисления компенсации командировочных расходов руководителю учреждения неправомерно включены единовременные премии, не предусмотренные системой оплаты труда, что является нарушением ст. 139 ТК РФ. Согласно нормам данной статьи для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Нарушения в учете объектов материальных ценностей. Согласно Положению об учете объектов недвижимости муниципальной собственности и ведении реестра объектов муниципальной собственности, утвержденному решением Городской Думы, юридическое лицо, имеющее объекты муниципальной собственности, предоставляет в Управление муниципальным имуществом свидетельство о внесении в Реестр объектов муниципальной собственности. В нарушение вышеназванного положения на момент проверки автономное учреждение "Н" не имеет такого свидетельства.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. В нарушение вышеуказанной статьи на отдельные нежилые помещения, переданные в оперативное управление на основании постановления главы городского округа, отсутствуют свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество. Кроме того, по данным бухгалтерского учета, не учтены материальные ценности, принятые учреждением на ответственное хранение. Вместе с тем согласно Плану счетов, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н*(1), товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, должны были учитываться на забалансовом счете 002 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Также учреждением не представлен договор ответственного хранения.
Нарушения в работе с подотчетными лицами. Согласно п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ*(2) выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу. В нарушение вышеуказанного порядка в учреждении имела место повторная выдача денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученному авансу.
Направление работников в служебные командировки осуществляется в учреждении на основании внутреннего Положения об особенностях направления работников учреждения в служебные командировки, утвержденного руководителем учреждения. Согласно ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. В нарушение этой статьи вышеуказанным положением не определен размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками.
Согласно Положению о командировках, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, фактический срок пребывания в командировке определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью. В нарушение п. 7 вышеназванного положения в некоторых командировочных удостоверениях отсутствует дата прибытия в пункт назначения и дата выбытия из него.
Кроме того, в табеле учета использования рабочего времени все дни нахождения работника в командировке отмечены как рабочие. Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" в табеле учета рабочего времени дни нахождения работника в командировке отмечают буквенным кодом "К" (форма Т-12).
Приведем также результат проверки одного из муниципальных автономных учреждений контрольно-счетной палатой.
Пример 2
Контрольно-счетная палата города провела проверку муниципального автономного учреждения "Спортивно-оздоровительный комплекс".
Предмет проверки - использование муниципального имущества, цели и обоснованность расходования денежных средств, выделенных учреждению в рамках выполнения муниципального задания по организации предоставления базы спортивных сооружений для занятий ледовыми видами спорта и проведения спортивно-массовых мероприятий для организаций, учреждений, жителей города.
В результате проведения контрольных мероприятий был выявлен ряд нарушений. Рассмотрим их.
Нарушены пп. 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устав муниципального образования, Положение об управлении и распоряжении имуществом муниципального образования, утвержденное решением Городской Думы, - автономное учреждение создано без согласия Городской Думы.
Муниципальное задание на оказание услуг в сфере физической культуры и спорта не утверждено распорядительным документом учредителя. В самом муниципальном задании предусмотрены расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, в числе которых доведены расходы, не связанные с обеспечением сохранности, потребительских качеств здания и сооружений, технических систем, инженерного оборудования (заработная плата, ЕСН, канцелярские и почтовые расходы).
Не утверждена методика определения норматива затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества для муниципальных автономных учреждений в муниципальном образовании в нарушение Положения о порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными автономными учреждениями, утвержденного постановлением главы администрации. Финансирование учреждений осуществляется при отсутствии четкого механизма выделения учредителем финансового обеспечения на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, что ведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
Искажена отчетность о выполнении муниципального задания. Само муниципальное задание не содержит:
- порядка контроля исполнения муниципального задания;
- требований к отчетности об исполнении муниципального задания;
- условий и порядка его досрочного прекращения;
- установленных форм отчетности и периодичности их предоставления;
- предельных цен (тарифов) на оплату муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.
Нарушены сроки оплаты по договору подряда на ремонт помещений, в то время как субсидия на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества была перечислена до окончания работ по договору. Кроме того, в результате контрольного обмера выявлено завышение объемов отдельных видов работ, что привело к завышению стоимости выполненных работ.
Отсутствует утвержденная форма годовой отчетности автономных учреждений о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества органом местного самоуправления - нарушен п. 1 Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.10.2007 N 684.
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно Приказу Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н данный План счетов не применяется автономными учреждениями с 01.01.2011.
*(2) Утвержден Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"