Пожарная безопасность: учитываем расходы
Аномальное лето 2010 года показало, что не все учреждения имеют достаточно высокий уровень защищенности от пожаров и возгораний. Между тем задача руководителя - обеспечить исполнение требований Закона о пожарной безопасности*(1), а бухгалтера - правильно отразить в учете расходы, совершенные организацией в связи с выполнением требований нормативных документов в области пожарной безопасности.
О том, за счет каких источников следует производить соответствующие расходы и как отразить их в учете, поговорим в статье.
Согласно положениям действующего законодательства под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст. 1 Закона о пожарной безопасности).
О перечне расходов, которые может нести АУ
Действия, направленные на обеспечение пожарной безопасности, могут быть обусловлены нормами закона, ведомственными актами или оговорены лишь локальными нормативными актами учреждения. Учет расходов зависит от того, какими именно документами предусмотрены такие мероприятия.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности определены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности. Среди них выделим те, которые имеют место быть в АУ:
- соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
- разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности;
- проведение противопожарной пропаганды, а также обучение своих работников мерам пожарной безопасности;
- включение в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности;
- содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущение их использования не по назначению.
Все перечисленные обязанности предусмотрены главным нормативным актом в области противопожарной безопасности.
Далее среди разъясняющих нормативных документов идут Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила ППБ 01-03). В пункте 1 указано, что требования пожарной безопасности, установленные ими, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также их должностными лицами. Приведем некоторые мероприятия по обеспечению пожарной безопасности из Правил ППБ 01-03:
- на объектах АУ должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Необходимый уровень пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам (п. 4 Правил ППБ 01-03);
- помещения, здания и сооружения, принадлежащие АУ, необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением 3 (п. 108 Правил ППБ 01-03). При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок;
- прилегающие территории АУ в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы (п. 21 Правил ППБ 01-03);
- дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда (п. 23 Правил ППБ 01-03).
Напомним, что согласно ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководитель организации обязан выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Таким образом, все вышеперечисленные расходы организация совершает во исполнение обязательных норм и правил, следовательно, они могут быть предусмотрены за счет всех источников, финансирование из которых может получать АУ:
- приносящей доход деятельность (собственные доходы учреждения);
- субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и иных субсидий;
- бюджетных инвестиций, выделенных во исполнение специальных норм.
Об отражении в учете расходов на пожарную систему
Важным элементом пожарной безопасности является пожарная система организации, к которой можно отнести систему пожаротушения, пожарную и охранно-пожарную сигнализацию, противопожарное водоснабжение, системы дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичные средства пожаротушения. Согласно ст. 24 Закона о пожарной безопасности к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся, в частности, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты.
МЧС Приказом N 315*(2) утвердило перечень объектов (зданий, сооружений, помещений, оборудования), которые должны быть защищены автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. В него включены, в частности, здания общественного и административно-бытового назначения, помещения выставочных залов, хранения музейных ценностей, кинотеатров, клубов, сооружения для автомобилей, общежития и другие жилые здания.
И пожарные (охранные, охранно-пожарные) сигнализации и системы, и системы пожаротушения соответствуют требованиям, предъявляемым п. 39 Инструкции N 157н*(3) к основным средствам (служат более 12 месяцев независимо от их стоимости). В большинстве случаев такие специальные устройства и поставляет, и устанавливает одна организация. Поэтому фактическими затратами на приобретение сигнализаций, систем пожаротушения, систем оповещения является сумма, уплачиваемая в соответствии с договором специализированной организации.
Расходы на приобретение и установку пожарной сигнализации. Элементом пожарной системы, наиболее часто устанавливаемым в организациях, является охранно-пожарная (пожарная) сигнализация.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), сигнализационные сети включаются в состав здания, за исключением оконечных устройств (передающих и приемных) и приборов объектовых систем передачи извещений, работающих по линиям телефонной сети и прочим линиям связи, когда происходит процесс его строительства. В этом случае стоимость данного оборудования включается в первоначальную стоимость здания и отражается в соответствии с Инструкцией N 183н*(4) на счете 0 101 12 000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество учреждения".
В случае если изначально здание не имело встроенной охранно-пожарной сигнализации и она устанавливается вновь, указанные объекты оборудования являются отдельными инвентарными объектами и подлежат принятию к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости на счетах:
- 0 101 24 000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения";
- 0 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество учреждения" на основании одностороннего Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) согласно п. 9 Инструкции N 183н.
Для справки. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 23 Инструкции N 157н).
В соответствии с ОКОФ приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации относятся к основным средствам, поименованным под кодом 14 3319000. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" относит систему пожарной сигнализации к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти до семи лет.
Стоимость пожарной сигнализации в составе ОС погашается путем начисления амортизации начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ее принятия к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости данного объекта либо списания его с бухгалтерского учета (вследствие продажи, безвозмездной передачи, морального и физического износа, а также ликвидации при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях) (п. 86 Инструкции N 157н).
Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по приобретению и установке системы пожарной сигнализации.
Пример 1
За счет средств от приносящей доход деятельности в январе 2011 г. АУ была приобретена аппаратура для установки пожарной сигнализации стоимостью 80 000 руб. и заключен договор со специализированной организацией на ее монтаж на сумму 75 000 руб. По окончании монтажа участниками договора был подписан акт оказанных услуг. Пожарная сигнализация была принята к учету в том же месяце. С февраля 2011 г. АУ стало производить амортизационные отчисления, отнеся объект ОС к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования 7 лет.
В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретена аппаратура для установки системы пожарной сигнализации | 2 106 31 000 | 2 302 31 000 | 80 000 |
Оказаны услуги по монтажу системы пожарной сигнализации | 2 106 31 000 | 2 302 26 000 | 75 000 |
Принята к учету введенная в эксплуатацию система пожарной сигнализации (80 000 + 75 000) руб. | 2 101 34 000 | 2 106 31 000 | 155 000 |
Начисляется амортизация на систему пожарной сигнализации начиная с февраля 2011 года (155 000 руб. / 84 мес.) | 2 109 60 271 | 2 104 35 000 | 1 845,24 |
В силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованы и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов.
Для подтверждения расходов по установке (монтажу) систем пожарной безопасности организация должна располагать договором со сторонней организацией с указанием в нем реквизитов выданной ей лицензии, а также актом приемки-сдачи выполненных работ.
Если монтаж осуществляется собственными силами организации, произведенные расходы подтверждаются соответствующими первичными учетными документами по списанию материальных запасов (в том числе требованиями-накладными, накладными на отпуск материалов на сторону), учету расходов на оплату труда (расчетно-платежными ведомостями и т.д.).
Также расходы, связанные с монтажом систем пожарной безопасности хозяйственным способом, могут быть оформлены внутренним актом о приемке-сдаче выполненных работ.
Расходы по обслуживанию пожарной сигнализации. Затраты, связанные с осуществлением мер пожарной безопасности, не ограничиваются расходами на установку системы пожарной сигнализации. Установка сигнализации сопряжена еще и с заключением договора на ее обслуживание. Обслуживание сигнализации, как правило, подразумевает не только реагирование на поступивший сигнал, но и проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии.
Рассмотрим пример отражения расходов по обслуживанию пожарной сигнализации.
Пример 2
АУ заключен договор со специализированной организацией на обслуживание пожарной сигнализации. Сумма ежемесячной платы составляет 6 000 руб. (без НДС), которые относятся на фактическую себестоимость по оказанию платных услуг. Оплата производится за счет средств от приносящей доход деятельности на основании предъявленного счета-фактуры и акта. Лицевой счет АУ открыт в ОФК.
В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оказаны услуги по обслуживанию пожарной сигнализации | 2 109 60 225 | 1 302 25 000 | 6 000 |
Произведена оплата оказанных услуг | 2 302 25 000 | 6 000 | |
В конце месяца отражено закрытие расходов и отнесение их на уменьшение финансового результата | 2 401 20 225 | 2 109 60 225 | 6 000 |
В целях налогообложения расходы по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией аналогично расходам на приобретение и установку учитываются в составе прочих расходов.
Как указано в п. 96 Правил N ППБ 01-03, такие работы должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. При этом техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, согласно заключаемым договорам.
Расходы по обслуживанию систем пожарной безопасности осуществляются по договорам, заключенным со специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию на право оказания соответствующих услуг. Следовательно, экономическая оправданность расходов может быть подтверждена двусторонним договором, а также оформляемыми двусторонними актами с раскрытием в них перечня оказанных услуг и ссылкой на положения нормативно-правовых актов (Закон о пожарной безопасности, Правила N ППБ 01-03).
Расходы по ремонту системы пожарной сигнализации. Для поддержания средств пожаротушения в исправном состоянии АУ периодически должно проводить профилактический ремонт. В этих целях могут приобретаться запасные части.
Пример 3
АУ заключен договор со специализированной организацией на проведение ремонта отдельных частей пожарной сигнализации, стоимость работ - 50 000 руб. Для ремонта за счет средств от приносящей доход деятельности учреждением приобретены запасные части на сумму 10 000 руб. Учетной политикой учреждения определено, что расходы относятся на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Деятельность АУ освобождена от обложения НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Расчетный счет учреждения открыт в кредитной организации.
В бухгалтерском учете АУ данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету запасные части для ремонта пожарной сигнализации | 2 105 36 000 | 2 302 34 000 | 10 000 |
Произведена оплата запасных частей | 2 302 34 000 | 10 000 | |
Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации | 2 109 60 225 | 2 302 25 000 | 50 000 |
Произведена оплата услуг по ремонту пожарной сигнализации | 2 302 25 000 | 50 000 | |
Списаны запасные части | 2 109 60 272 | 1 105 06 440 | 10 000 |
В конце месяца отражено закрытие расходов и отнесение их на уменьшение финансового результата | 2 401 20 225 2 401 20 272 | 2 109 60 225 2 109 60 272 | 50 000 10 000 |
Расходы на ремонт систем обеспечения пожарной безопасности принимаются для целей налогообложения на условиях, установленных ст. 260 и 324 НК РФ, то есть в зависимости от того, создаются организацией в целях налогового учета резервы под предстоящие ремонты основных средств или нет. Такие работы, связанные с ремонтом систем, должны выполняться специализированными организациями или же подготовленными специалистами.
Расходы на первичные средства пожаротушения. Следующим наиболее распространенным мероприятием по обеспечению пожарной безопасности является приобретение учреждением первичных средств пожаротушения, а именно огнетушителей, пожарных стендов, пожарного инвентаря и др. Согласно ОКОФ вышеперечисленные средства пожаротушения относятся к основным средствам как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020), а в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1 - к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Поскольку первичные средства пожаротушения относятся к основным средствам, порядок отражения их поступления в бюджетном учете будет идентичен порядку учета системы противопожарной сигнализации.
Расходы на изготовление средств наглядной агитации по предотвращению пожаров. В соответствии с п. 6 Правил N ППБ 01-03 на каждом объекте АУ должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. В этих инструкциях должны быть отражены:
- порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
- порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
- места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
- порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
- предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.д.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
- обязанности и действия работников при пожаре, в том числе правила вызова пожарной охраны; порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
- порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Расходы по разработке и изданию инструкций о мерах пожарной безопасности, изготовлению табличек, плакатов и иной наглядной информации принимаются в целях налогообложения как расходы, предусмотренные действующим законодательством и непосредственно связанные с обеспечением пожарной безопасности в организации.
В бухгалтерском учете такие расходы включаются в затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг и отражаются с использованием счета 109 00 226. Порядок детализации счета (109 60 226, 109 70 226, 109 80 226) и распределения данного вида затрат должен быть утвержден учетной политикой АУ.
Расходы на обучение работников пожарно-техническому минимуму. Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы они обязаны проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем АУ.
Обучение пожарно-техническому минимуму может быть организовано как с отрывом, так и без отрыва от производства. Обычно с отрывом от производства обучаются руководители и главные специалисты АУ или лица, исполняющие их обязанности, а также работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Обучение проводится на основании заключенных со специализированными учреждениями (например, учебные центры Федеральной противопожарной службы МЧС) договоров по программам пожарно-технического минимума (п. 37 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645).
Пример 4
АУ заключен договор со специализированной организацией на обучение работников, ответственных за проведение противопожарных инструктажей, на сумму 15 000 руб. (без НДС). Расходы осуществляются за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Учетной политикой учреждения определено, что расходы являются общехозяйственными. Потом они относятся на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Оплата обучения произведена через подотчетных лиц. Расчетный счет учреждения открыт в кредитной организации.
В бухгалтерском учете АУ данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены денежные средства в кассу учреждения для выдачи их в подотчет работникам, направляемым на обучение | 15 000 | ||
Выданы денежные средства в подотчет для оплаты обучения по договору | 2 208 26 000 | 15 000 | |
Оказаны услуги по обучению | 2 109 80 226 | 2 208 26 000 | 15 000 |
В конце месяца отражено распределение затрат* и отнесение их на уменьшение финансового результата | 2 109 60 226 2 401 20 226 | 2 109 80 226 2 109 60 226 | 15 000 |
* В целях упрощения примера распределение не приводится. |
При отнесении таких расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщикам необходимо учитывать установленные в ст. 252 НК РФ требования, касающиеся обоснованности и документального подтверждения затрат.
Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности
Согласно ст. 39 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные выше, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Основной и наиболее часто применяемый вид ответственности - это административная ответственность. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.
С. Валова,
эксперт журнала
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(2) Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)".
*(3) Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
*(4) Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"