Кто и на каком основании должен заключать трудовой договор с руководителем государственного автономного учреждения?
В соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работодатель и работник. Работодателем признается физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Согласно ст. 22 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по предоставлению работнику работы, предусмотренной трудовым договором, выплате в полном размере причитающейся последнему заработной платы в установленные сроки и иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В понятии трудового договора, сформулированном в ст. 56 ТК РФ, говорится о трудовом договоре как о соглашении между работодателем и работником.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Рассматривая в совокупности вышеуказанные нормы права, можно сделать вывод, что трудовые договоры со своими работниками автономное учреждение заключает от своего имени.
Однако согласно абз. 4 ст. 20 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с п. 6 ст. 9 Федерального закона N 174-ФЗ назначение руководителя автономного учреждения и заключение с ним трудового договора относится к компетенции учредителя автономного учреждения. Полномочия учредителя автономного учреждения согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ (если иное не предусмотрено законодательством) осуществляются:
- федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ;
- исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- органом местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.
На возможность заключения трудового договора иным субъектом указывает и абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в котором определено, что в случае отсутствия письменного договора с работником работодатель обязан его оформить надлежащим образом, при этом представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников.
Таким образом, заключать трудовой договор с руководителем автономного учреждения будет уполномоченное должностное лицо учредителя, а его полномочия будут основаны на решении (распоряжении) уполномоченного органа.
А. Мандрюков,
юрист КГ "Аюдар"
1 февраля 2011 г.
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"