Имеется ли нормативное закрепление права учредителя автономного учреждения устанавливать руководителю условия оплаты труда (оклад, доплаты, иные выплаты)? Могут ли они отличаться от действующей в данном автономном учреждении системы оплаты труда?
Условия оплаты труда работника согласовываются сторонами трудового договора и на основании ст. 57 ТК РФ подлежат обязательному указанию в нем.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением. В трудовом законодательстве в отношении данных учреждений предусмотрены особенности установления системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ) и оплаты труда руководителей организаций (ст. 145 ТК РФ).
В соответствии с нормами указанных статей система оплаты труда (в том числе тарифная) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 3 ст. 135 ТК РФ)*(1) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В силу норм ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ, ст. 69.1 БК РФ финансовое обеспечение автономных учреждений осуществляется путем предоставления им субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Оплата труда руководителей учреждений, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами государственной власти соответствующего субъекта РФ, а в учреждениях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Примечательным является Определение ВС РФ от 19.05.2010 N 53-Г10-11, в котором сделаны следующие выводы:
- к компетенции учредителя автономного учреждения не относится установление системы оплаты труда;
- Закон Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2823 "Об оплате труда работников краевых государственных учреждений" является актом трудового права, устанавливающим систему стимулирующих выплат, который распространяет свое действие и на руководителей автономных учреждений;
- реализация предоставленного данным законом права учредителя по регулированию оплаты труда не может быть произвольной и должна осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, в том числе с Законом Красноярского края от 24.12.2004 N 13-2823.
Однако не во всех региональных законах (например, в Законе г. Москвы от 15.12.2004 N 86 "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы"), регулирующих оплату труда работников государственных учреждений, предусмотрено право учредителя учреждения регулировать оплату труда.
Следует помнить, что в силу ст. 135, 144 ТК РФ система оплаты труда устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Что касается второго вопроса, автономное учреждение может принимать локальные нормативные акты об оплате труда, которые в силу абз. 1 ст. 8 ТК РФ должны соответствовать указанным выше законодательным (нормативным) актам. Согласно ст. 13 Федерального закона 174-ФЗ руководитель автономного учреждения утверждает внутренние документы, регламентирующие деятельность последнего.
В соответствии с абз. 4 ст. 13 ТК РФ принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя (которым также является руководитель автономного учреждения) независимо от места выполнения ими работы.
В силу абз. 6 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а ст. 3 ТК РФ запрещает какую-либо дискриминацию в сфере труда.
Таким образом, в случае утверждения в установленном порядке локального нормативного акта автономного учреждения, определяющего условия оплаты труда работников, и соответствия его действующему законодательству, учредитель не вправе установить директору автономного учреждения условия оплаты труда, ухудшающее его положение по сравнению с этим локальным нормативным актом. В то же время при заключении трудового договора учредитель может установить руководителю автономного учреждения любые виды доплат, надбавок и иных выплат, улучшающее положение руководителя по сравнению с другими работниками автономного учреждения.
А. Мандрюков,
юрист КГ "Аюдар"
1 февраля 2011 г.
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) 10 декабря 2010 года утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год (Протокол N 10 Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"