О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации
В практике общественно-политической жизни России не часто бывает так, что законопроектная деятельность приобретает широкий социальный резонанс. Случай с новым законом об образовании особый: представители различных слоев общества и разных профессиональных групп включились в обсуждение, а власть, признавая важность планируемого законодательного нововведения, пошла на организацию широкой общественной дискуссии.
Вопреки мнению многих экспертов и общественности, выскажусь в пользу основных концептуальных положений законопроекта. Образование как система и как вид социально-значимой деятельности нуждается в новой "координатной сетке": нужен новый понятийно-нормативный ряд и новая онтологическая основа. Без коренного обновления отношений в образовании и их нормативной основы такие эффекты невозможны.
Понятно, что в ходе общественного обсуждения нет особой нужды заострять внимание на технико-юридических погрешностях и на каких-то очевидных несостыковках. Нормотворческая машина устранит эти недостатки, да и впоследствии законодатель всегда их сможет исправить. Поэтому попытаемся остановиться на главном.
Основная цель законопроекта - установление системного и функционально более полного нормативно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере осуществления права на образование и в сфере регулирования системы образования Российской Федерации, обеспечение стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании, совершенствование законодательных основ отечественной системы образования, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных условиях. Считаю, что в целом текст законопроекта отвечает заявленным целям, выстроен в единой логике и призван обеспечить собой замену нескольких десятков нормативных правовых актов.
Наиболее значимыми новациями в сфере образования предстоит стать следующим идеям авторов законопроекта:
1. Изменение структуры образовательных цензов.
2. Расширение круга лиц, которые смогут вести образовательную деятельность.
3. Уточнение типов и видов образовательных организаций.
4. Введение кредитно-модульной системы в организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ.
5. Становятся возможными сетевые формы реализации и освоения образовательных программ.
6. Предусматривается бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций.
7. Появляются частноправовые институты, новые для системы образования, - коммерческая концессия, инвестиции.
Огромное число нововведений касается уровней и цензов формального образования.
Вместе с тем законопроект нуждается в совершенствовании. В частности, речь идет и о принципиальных вопросах, и о весьма важных частностях, а именно:
1. Необходимо произвести оценку социально-экономических и иных последствий фактического низведения статуса начального профессионального образования как уровня образования (образовательного ценза) к "профессиональному обучению", реализуемому в "учебных центрах профессиональных квалификаций" вместо сложившейся системы учреждений начального профессионального образования.
2. Необходимо уточнить смысл некоторых терминов, например: "учреждение регионального значения", "категория образовательной организации".
3. Необходимо определить, что такое рынок образовательных услуг, и ввести положения о недопустимости недобросовестной конкуренции и монополизации в сфере образования, а также определить механизм противодействия этим явлениям.
4. Ввести положения, обеспечивающие фактическое равенство в условиях функционирования образовательных организаций различных форм собственности на рынке образовательных услуг, в том числе, равный доступ к государственному и муниципальному заказам.
5. Назрело нормативное закрепление права образовательной организации на ведение делопроизводства только в безбумажной форме.
6. Конкретизировать возможности получения образования в формах экстерната и путем самообразования в части признания достижений образовательных уровней и профессиональных квалификаций.
7. Важным представляется обеспечение возможности получения дошкольного образования в семье и введение норм, делающих возможным признание достижения этого уровня для детей, не посещавших дошкольные учреждения.
8. Нужно обеспечить права родителей на получение результатов медицинских, психологических и педагогических обследований и тестов, проводимых в отношении обучающихся в образовательных организациях дошкольного и общего образования.
9. Необходимо предусмотреть процедуры разрешения конфликтов между педагогами и обучающимися и их родителями в образовательных организациях.
10. Давно пора обеспечить признание классного руководства самостоятельным, а не дополнительным видом педагогической деятельности.
11. Требуется нормативно закрепить обязанности учредителей образовательных организаций по финансированию годового оплачиваемого отпуска педагогов.
12. Нужно конкретизировать права обучающихся на индивидуальный учебный план.
13. Необходимо обеспечить закрепление на уровне закона понятия малокомплектной школы и установить минимальный "порог" наполняемости класса и условия его деления на группы.
14. Неоправданным выглядит исключение из видов образовательных организаций высшего образования академий. Оно повлечет за собой изменение статусов многочисленных образовательных организаций, являющихся академиями сегодня.
15. Недостаточно четкое закрепление права научных организаций на реализацию программ подготовки магистров (наряду с подготовкой аспирантов и докторантов) требует уточнения этого аспекта в тексте законопроекта.
Вне всяких сомнений, российское законодательство об образовании стоит на пороге значительной реформы. Принятие закона вызовет серьезные изменения в системе образования. Важно, чтобы законодатель предусмотрел возможности минимизации негативных эффектов от столь серьезной социальной встряски.
В.Е. Усанов,
академик РАО,
доктор юридических наук,
профессор
"Образование и право", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.