Проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" трудночитаем и трудноисполним
Автор статьи анализирует понятийный аппарат законопроекта. К сожалению, полагает она, многие сформулированные в статье 2 законопроекта определения нуждаются в корректировке и систематизации.
Конечно, мастерство и мудрость законодателя при создании новых законов состоит не только в том, чтобы любой гражданин страны смог прочитать и понять смысл заложенных в нем норм. Тем более что обсуждаемому проекту Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (редакция на 1 декабря 2010 г.) это не грозит. Законопроект сложно назвать упорядоченным и систематизированным, скорее, он похож на наспех сконструированный текст, части которого иногда противоречат и не соответствуют друг другу, забюрократизированы и трудночитаемы.
По данным Комитета Совета Федерации по образованию и науке, в Государственную Думу за время действия Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" на его изменение было направлено около 200 законодательных инициатив, из которых 60 были приняты в виде федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании".
Остановимся лишь на понятийном аппарате законопроекта. К сожалению, многие сформулированные в ст. 2 законопроекта определения нуждаются в корректировке и систематизации. Итак.
Качество образования понимается в законопроекте как комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека.
В "качестве образования" не должно быть требований вузов, иначе получается полное узаконенное самоуправство. Представляется, что более корректно изложить эту норма так: "...качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг либо личностным ожиданиям человека".
Образование в ст. 2 законопроекта трактуется как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность получаемых учащимся знаний, первичных навыков, общепринятых морально-этических норм.
Данное определение, на наш взгляд, нуждается в более широком понимании и изложении в законе. Образование - особая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человека к жизни в обществе. Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса.
Образованием интересуются не только педагоги. Его изучают и представители других наук. Существуют педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Лишь эта научная дисциплина изучает образование в единстве всех его частей. Оно, и только оно, является для педагогики собственным объектом изучения*(1).
К целям и ценностям современного российского образования относятся:
- современные философско-методологические основы педагогической теории высшего юридического образования;
- история развития отечественной и зарубежной юридической педагогики и образования;
- научные основы образовательной политики в сфере высшего юридического образования;
- категориальная система педагогической и психологической науки в системе высшего юридического образования;
- юридическое воспитание как объект педагогического исследования;
- прогнозирование развития российского юридического образования.
К новым моделям и содержанию юридического образования следует относить:
- теорию современного непрерывного юридического образования в условиях информационно-технологического развития общества;
- трансформацию образовательных систем юридического образования в новых социально-экономических условиях;
- новые модели содержания юридического образования;
- теоретические основы информатизации юридического образования;
- психолого-педагогические основы юридического образования;
- государственные образовательные стандарты юридического образования;
- модели и содержание юридического образования;
- научно-педагогические основы преемственности юридического образования;
- психолого-педагогические основы создания учебно-методических комплексов юридического образования;
- развитие системы юридического образования;
- психолого-педагогические и эргономические основы учебно-материальной базы юридического образования в современной школе;
- психолого-педагогические основы проектирования новых образовательных систем юридического образования;
- теоретико-методологические основы непрерывного юридического образования;
- социально-психологические проблемы профессиональной подготовки юристов.
Как верно отмечает А.М. Столяренко, при слабом обогащении обучающихся знаниями и обучении их только технике действий, без глубокого понимания ими того, почему надо действовать так, а не иначе, оно превращается, по существу, в профессиональное натаскивание, профессиональную муштру, дрессировку*(2).
Воспитание, согласно ст. 2 законопроекта, представляет собой специально организуемую в системе образования деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
В высшем учебном заведении процесс юридического обучения не может осуществляться без воспитательной работы, и ведущая роль в воспитательном процессе принадлежит преподавателю; от того, насколько серьезно он относиться к воспитательной работе, будет зависеть качество юридического образования.
Согласно Большой советской энциклопедией, воспитание - это "процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни". Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности*(3). Само по себе воспитание тесно связано с обучением, и многие его задачи достигаются, главным образом, в процессе обучения.
Вообще, как общественное явление воспитание означает передачу накопленного опыта от одного поколения к другому, обеспечивая их преемственность. Воспитание - явление общественное еще и потому, что осуществляется только в обществе: не будет общества - некого и незачем будет воспитывать. Общество дает своего рода социальный заказ институтам воспитания: семье, школе, вузу, учреждениям среднего, среднего специального и дополнительного образования: какой тип личности востребован и необходим в современных условиях*(4).
Когда говорят о воспитании в широком смысле, имея в виду воздействие общества и его институтов на личность, то отождествляют воспитание с социализацией, а когда рассматривают воспитание в узком смысле, имеют в виду целенаправленное воздействие на человека для формирования у него определенных качеств и свойств, например сопереживания, трудолюбия, любви к Родине, коммуникативности и т.п.
Социализация современной наукой толкуется по-разному, но в принципе в ее содержании отчетливо просматриваются две взаимосвязанные, хотя и разные по природе и проявлениям, стороны: социализация обозначает весь поток внешних - природных, социальных, психологических - влияний на человека, продвигающих его социальность. С этой точки зрения естественный "социализатор" - вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало и явно отрицательных - расслоение общества, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, недовольство образовательной политикой, инфляция и коррупция; и негативных, но привлекательных для определенной части молодежи, например наркомания и преступность, некоторые тенденции моды и нецензурная брань, агрессивность и жестокость.
Воздействия среды могут осознаваться или нет, оставлять более или менее глубокий след, охватывать широкие или узкие сферы жизни и так далее, но они существуют. Невозможно предвидеть всю их сложнейшую гамму, но педагогу нельзя не знать характера тех явлений, которые наиболее важны для того или иного человека, будь то учащийся, курсант военного училища, ученик мастера в цеху, ребенок в семье, студент.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста.
Воспитание бывает разным. Например, юридическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств будущего юриста, его активной гражданско-правовой позиции свободного, обладающего юридическими знаниями, гражданина общества, формирования его мировоззренческих, правовых, моральных, культурных и трудовых ценностей.
Образовательный процесс, согласно ст. 2 законопроекта, - это педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги).
Здесь возможно уточнение следующего характера: образовательный процесс - это государственный, а не частный заказ. Все нормы устанавливаются только государством, их исполнение контролируется уполномоченными государственными органами. Негосударственные участники образовательного процесса должны их только исполнять. Если потребуется отдельно прописать права конкретных университетов (национального уровня), это можно будет сделать в соответствующем указе или постановлении. Прописать все сразу (объять необъятное) в одном законе невозможно. Отклонение от норм должно быть исключительным, а не постоянным и вольно трактуемым.
Воспитание. Определение "воспитания", как и "образовательной деятельности" и "образовательного процесса", исключает родителей из числа воспитывающих и образующих лиц, противоречит ст. 38 Конституции России, утверждающей основное право и обязанность родителей воспитывать детей. Данные в ст. 2 законопроекта определения понятий "воспитание", "образовательная деятельность" и "образовательный процесс" противоречат п. 1 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ст. 5, ст. 14, п. 2, ст. 18 п. 1, ст. 27 п. 2 и 3 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
Допущение в определениях законопроекта воспитания только на основе "принятых в обществе правил и норм" противоречит ст. 13 п. 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., декларирующей право родителей на обеспечение религиозного и нравственного воспитания своих детей в соответствии с собственными убеждениями.
Несмотря на хорошее определение образования как процесса "воспитания и обучения", в законопроекте отсутствуют разделы о воспитании; ничего не говорится о характере и методах передачи ценностных установок. Раздел воспитания и ценностей, как представляется, необходимо включить в законопроект.
Библиографический список:
1. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 5. С. 380.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2006. С. 10, 11.
3. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. С. 7.
Л.Ю. Грудцына,
доктор юридических наук, доцент,
профессор Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
"Образование и право", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2006. С. 10, 11.
*(2) См.: Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. С. 7.
*(3) См.: Большая советская энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 5. С. 380.
*(4) Если, например, тема исследования, посвященного воспитанию деловых качеств у подростков, в 1970-е годы не приветствовалась и, более того, не обсуждалась, то в 1990-е годы она стала очень актуальной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.