Если товары приобретены с отсрочкой платежа
"Упрощенцы" списывают в расходы стоимость товаров после оплаты поставщикам и реализации покупателям. Рассмотрим учет товаров, если компания расплачивается за товары с отсрочкой (рассрочкой) платежа.
Условие о рассрочке или отсрочке оплаты должно быть зафиксировано в договоре поставки, купли-продажи, на основании которых переходит право собственности на товары. Если покупателем по такому договору является "упрощенец", приобретающий товары для перепродажи, то ему нужно вести отдельный учет оплаченных поставщику товаров, но пока еще не реализованных покупателю.
Когда товары отнести в расходы?
Расходами компании на УСН с объектом "доходы минус расходы" признаются затраты после их фактической оплаты*(1). Оплаченную поставщикам покупную стоимость товаров учитывают в составе расходов компании по мере их реализации*(2). То есть для того, чтобы "упрощенец" мог отнести в состав расходов стоимость оплачиваемых с рассрочкой платежа товаров, необходимо*(3):
- оплатить эти товары поставщику;
- реализовать эти товары покупателю.
Раньше Минфин России настаивал еще и на выполнении третьего условия: реализованные товары должны быть оплачены покупателями. Однако после того, как Президиум ВАС РФ*(4) признал данное требование неправомерным, главное финансовое ведомство*(5) согласилось на 2 условия.
Реализация - это переход права собственности на имущество и результаты выполненных работ другому лицу*(6). Право собственности у покупателя возникает с момента передачи товаров*(7), если иное не предусмотрено договором.
При этом нужно иметь в виду, что если исходя из условий рассрочки часть товаров реализована, но не оплачена поставщику, то учитывать в составе расходов такие товары нельзя до тех пор, пока деньги за них фирма не перечислит поставщику.
Проценты за рассрочку (отсрочку)
К коммерческому кредиту применяются общие нормы, регулирующие кредитный договор. В связи с этим проценты, взимаемые по коммерческому кредиту, являются платой за пользование чужими денежными средствами.
Расходы по уплате процентов за предоставление рассрочки (отсрочки) по оплате стоимости приобретенного имущества "упрощенцы" могут учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу. Такова позиция Минфина России*(8). Правда, в единственном пока разъяснении главного финансового ведомства на этот счет речь идет о приобретении основных средств. Тем не менее данную точку зрения можно отнести и к общему случаю покупки имущества с рассрочкой платежа. Основанием признания процентов является подпункт 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Также нужно учитывать положения статей 265 и 269 Налогового кодекса*(9). Во-первых, расходом признается только сумма процентов по долговым обязательствам любого вида, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами. Во-вторых, при отнесении сумм процентов на расходы необходимо учитывать нормативы по процентам, которые определяются в порядке главы 25 Налогового кодекса.
Выписка из книги учета доходов и расходов компании
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Регистрация | Сумма | |||
N п/п | Дата и номер первичного документа | Содержание операции | Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.) | Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
<...> | ||||
25 | Платежное поручение от 28.02.2011 N 22, регистр учета реализованных товаров | Учтена в расходах стоимость товаров, которые реализованы покупателям и оплачены поставщику | 240 000 | |
26 | Справка-расчет норматива процентов за рассрочку платежа | Отнесены в расходы проценты за пользование рассрочкой платежа по договору от 02.02.2011 N АС-2 | 4500 | |
<...> | ||||
46 | Платежное поручение от 31.03.2011 N 55, регистр учета реализованных товаров | Учтена в расходах стоимость товаров, которые реализованы покупателям и оплачены поставщику | 280 000 | |
47 | Справка-расчет норматива процентов за рассрочку платежа | Отнесены в расходы проценты за пользование рассрочкой платежа по договору от 02.02.2011 N АС-2 | 4500 | |
<...> |
Пример
Фирма применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". В договоре с поставщиком товара содержится условие о рассрочке оплаты за поставку ежемесячно равными долями в течение 3 месяцев не позднее последнего числа месяца. Предположим, что фирма производила оплату поставщику в последний день месяца. В течение I кв. были проведены операции в такой последовательности:
- приобретена партия товара стоимостью 780 000 руб.;
- реализована часть этого товара себестоимостью 240 000 руб.;
- оплачена поставщику 1/3 задолженности в сумме 260 000 руб. и проценты - 5000 руб.;
- реализована часть товара себестоимостью 300 000 руб.;
- оплачена поставщику 1/3 задолженности в сумме 260 000 руб. и проценты - 5000 руб.
Допустим, что с учетом положений ст. 269 НК РФ компания вправе учесть в составе расходов проценты только в сумме 4500 руб.
В месяце, когда перечислен первый платеж поставщику, компания сможет учесть в расходах только стоимость реализованного товара - 240 000 руб.
В следующем месяце можно отнести в расходы стоимость реализованного товара в пределах уплаченной поставщику суммы с учетом "неиспользованной" части платежа за прошлый месяц:
260 000 + 20 000 = 280 000 руб.
Реализовано товара на сумму 300 000 руб., поэтому в расходы относим 280 000 руб.
С. Молин,
эксперт по финансовому законодательству
"Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 2 ст. 347.17 НК РФ
*(2) подп. 2 п. 2 ст. 347.17 НК РФ
*(3) письмо ФНС России от 06.12.2010 N ШС-17-3/1908@
*(4) пост. Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 808/10
*(5) письмо Минфина России от 29.10.2010 N 03-11-09/95
*(6) п. 1 ст. 39 НК РФ
*(7) п. 1 ст. 223 ГК РФ
*(8) письмо Минфина России от 02.07.2010 N 03-11-11/182
*(9) п. 2 ст. 346.16 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.