Больничные и детские пособия - 2011: начисляем и выплачиваем по-новому
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Это привело к существенному изменению порядка обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и другими социальными пособиями. Что же конкретно было скорректировано? Попытаемся разобраться...
Что изменилось в порядке финансирования пособий?
До 1 января 2011 года временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой застрахованного лица, оплачивалась из следующих источников:
- за первые 2 дня болезни - за счет средств страхователя (работодателя);
- за весь остальной период, начиная с 3-го дня, - за счет средств бюджета ФСС РФ.
В настоящее время соотношение источников финансирования в аналогичной ситуации изменилось:
- за первые 3 дня временной нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств страхователя (работодателя);
- за весь остальной период, начиная с 4-го дня болезни, - за счет средств бюджета ФСС России*(1).
Как видим, законодатель увеличил период оплаты непосредственно работодателями больничных листов, выданных по поводу заболевания или травмы застрахованного работника.
Во всех остальных ситуациях больничные с первого дня, как и прежде, выплачиваются из средств ФСС РФ (к примеру, по временной нетрудоспособности в связи с уходом за заболевшим ребенком или другим членом семьи застрахованного сотрудника).
Страхователи и застрахованные: новые права, обязанности, ответственность
С принятием поправок в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" у страхователей (работодателей) и застрахованных работников появились новые права и обязанности*(2).
В частности, отныне работодатель должен выдавать сотруднику справку о сумме заработка, на которую были начислены страховые взносы. Она выдается за 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (или году обращения за такой справкой), и текущий календарный год. Этот документ предоставляется в день увольнения или по письменному заявлению работника, уже прекратившему работу (службу, иную деятельность) у данного страхователя, - не позднее 3 рабочих дней. Форма и порядок выдачи справки должны быть установлены Минздравсоцразвития России.
А застрахованный работник в свою очередь теперь вправе беспрепятственно получать от каждого своего страхователя справку о сумме заработка.
В числе прав работодателей следовало бы выделить возможность проверять сведения о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу указанную выше справку (справки), путем направления соответствующего запроса в территориальный орган страховщика. Форму и порядок направления данного запроса также устанавливает Минздравсоцразвития.
Кроме того, законодатель расширил юридическую ответственность страхователей (работодателей). Они несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком*(3).
Кто назначит пособие?
Порядок обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с 1 января 2011 года зависит от того, у кого застрахованный сотрудник работает в настоящее время, а также работал в течение 2 календарных лет, предшествующих наступлению нетрудоспособности или беременности*(4). Если в этот момент сотрудник работает у нескольких работодателей и 2 предшествующих календарных года работал у них же, то за пособиями он обращается к каждому из них. Иными словами, в такой ситуации пособия, как и прежде, будут назначаться по всем местам работы.
Пример 1
В 2009 и 2010 годах сотрудник работал в организации А по основному месту работы и в организации В на условиях внешнего совместительства. В 2011 году он продолжает работать в этих же организациях (в любом качестве).
За пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ему следует обращаться к каждому своему работодателю (то есть в организации А и В).
Если же в момент наступления страхового случая сотрудник работает у нескольких работодателей, а в течение 2 предшествующих лет работал у одного или нескольких других работодателей, то пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будут назначаться только у одного из его последних работодателей (по выбору работника).
Мнение чиновника
Ильюхина Татьяна Митрофановна, начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ
Вопрос: Кого следует понимать под страхователем по одному из последних мест работы застрахованного? Идет ли речь только о страхователях, с которыми работник состоит в трудовых отношениях на момент наступления страхового случая, или же он может обратиться за пособием и к своим прежним страхователям, от которых на указанный момент он уже уволился?
Ответ: Страхователем по одному из последних мест работы застрахованного является один из работодателей, у которого сотрудник работает на момент наступления страхового случая. Именно он будет назначать и выплачивать пособие.
Пример 2
В 2009 и 2010 годах сотрудник работал в организации А по основному месту работы и в организации В на условиях внешнего совместительства. В 2011 году состоялся переход на основную работу в организацию С, а в организациях D и Е сотрудник стал работать на условиях внешнего совместительства. Из организаций А и В он уволился. В такой ситуации за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2011 году ему следует обращаться по своему выбору либо в организацию С, либо в организацию D, либо в организацию Е.
Если в момент наступления страхового случая (заболевания, беременности) застрахованный работает у нескольких работодателей, а 2 предшествующих годах работал как у этих, так и у других страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются либо у каждого из его страхователей, либо у одного из них по последнему месту работы по выбору застрахованного лица.
Пример 3
В 2009 и 2010 годах сотрудник работал в организации А по основному месту работы, а в организациях В и С - на условиях внешнего совместительства. В 2011 году он продолжает работать в организациях В и С на условиях внешнего совместительства, а основное место работы сменил на организацию D. За пособием в 2011 году ему надо обратиться либо в организации В и С, либо в одну из организаций (В, С или D) по своему выбору.
Что же касается пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, то для его назначения с 1 января 2011 года работник обращается только к одному из последних работодателей по своему выбору*(5). То есть вне зависимости от того, происходила в предшествующие 2 года смена работодателей или нет, обращаться нужно к любому из страхователей, с которым сотрудник состоит в трудовых отношениях на момент оформления пособия по уходу за ребенком.
Как рассчитать пособие?
Размер рассматриваемых пособий напрямую зависит от величины среднего заработка застрахованного работника. Порядок его расчета с 1 января 2011 года в корне изменился. Причем корректировка затронула не только расчетный период, но и саму процедуру определения среднего заработка.
Прежде всего расчетный период для целей определения среднего заработка застрахованного работника увеличился до 2 календарных лет, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком*(6). Причем в этот период по общему правилу включается и время работы у другого работодателя (или у других работодателей). Исключение предусмотрено лишь для случаев, когда пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам его работы исходя из среднего заработка, выплаченного ему у страхователей, назначающих и выплачивающих пособия*(7).
Иными словами, для расчета пособий, назначаемых и выплачиваемых в 2011 году, можно учитывать лишь заработок, полученный застрахованным работником в 2009 и 2010 годах.
Однако если в эти годы (либо в одном из них) сотрудник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то по письменному заявлению работника один из годов (или оба года) могут быть заменены на другие года (год), если это приведет к увеличению пособия*(8).
Итак, средний дневной заработок для целей начисления пособий определяется путем деления всех произведенных в пользу застрахованного работника за 2 предшествующих календарных года выплат, на которые начислялись страховые взносы в ФСС РФ, на 730. Общая формула расчета среднего дневного заработка:
Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
за 2 календарных года, предшествующих году
Средний дневной наступления страхового случая
заработок = ------------------------------------------------
730
В расчетном периоде застрахованный сотрудник далеко не всегда трудится у одного и того же работодателя. Разумеется, что смена мест работы неизбежно отразится и на порядке расчета среднего дневного заработка.
Проиллюстрируем это утверждение, воспользовавшись приведенными выше примерами.
Напомним, по условиям примера 1 за пособием застрахованный сотрудник обращается к каждому из своих работодателей. Они должны будут самостоятельно определить средний дневной заработок данного работника исходя из начисленного ему в 2009 и 2010 годах вознаграждения. При этом в силу приведенного ранее исключения из общего правила заработок, полученной работником в организации А, не будет учтен в организации В, и наоборот. Средний дневной заработок будет рассчитываться по формулам:
Средний дневной Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
заработок сотруднику организацией А в 2009 и 2010 годах
в организации А = ------------------------------------------------
730
Средний дневной Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
заработок сотруднику организацией В в 2009 и 2010 годах
в организации В = ------------------------------------------------
730
По условиям примера 2 за пособием работник должен обратиться к одному из своих нынешних работодателей. В итоге тот работодатель, который будет выбран застрахованным сотрудником, определит его средний дневной заработок из вознаграждения, полученного им в 2009 и 2010 годах, по справкам о зарплате, предоставленным предшествующими работодателями данного работника - организациями А и В. Расчет среднего дневного заработка будет производиться по следующей формуле:
Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
Средний дневной сотруднику организациями А и В в 2009 и 2010 годах
заработок = ----------------------------------------------------
730
По условиям примера 3 застрахованный сотрудник может выбрать вариант выплаты.
Если он обратится за пособием к работодателям, у которых он работает в настоящий момент и работал в течение 2 предшествующих лет, то организации В и С средний заработок будут исчислять по формулам:
Средний дневной Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
заработок сотруднику организацией В в 2009 и 2010 годах
в организации В = ------------------------------------------------
730
Средний дневной Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
заработок сотруднику организацией С в 2009 и 2010 годах
в организации С = ------------------------------------------------
730
Если же работник примет решение обратиться за пособием лишь к одному из своих нынешних работодателей (организации D, В или С), то средний дневной заработок будет исчисляться на основании справок о заработке за 2 предшествующих года, предоставленных работодателями, у которых сотрудник работал в тот период времени (организации А, В и С). Формула расчета:
Облагаемые взносами в ФСС выплаты, начисленные
Средний дневной сотруднику организациями А, В и С в 2009 и 2010 годах
заработок = -----------------------------------------------------
730
Важно учесть, что, если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, рассчитанный по приведенным выше формулам средний дневной заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени этого лица*(9).
Например, заболевший сотрудник работает на 0,5 ставки и обращается за пособием по временной нетрудоспособности. Тогда его средний заработок, определенный за расчетный период, нужно умножить на 0,5.
Кроме того, в предусмотренных законом случаях средний дневной заработок нужно скорректировать в зависимости от продолжительности страхового стажа работника. Ведь при заболеваниях и травмах пособие по временной нетрудоспособности, как и прежде, выплачивается в следующих размерах*(10):
- 100% среднего заработка - при страховом стаже 8 и более лет;
- 80% среднего заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет;
- 60% среднего заработка - при страховом стаже до 5 лет;
- МРОТ за полный календарный месяц - при страховом стаже менее 6 месяцев.
Напомним. В настоящее время МРОТ в России составляет 4330 руб.*(11)
Мнение чиновника
Ильюхина Татьяна Митрофановна
Вопрос: Трудовая деятельность работника, заболевшего в январе 2011 года, началась в октябре 2010 года, а прежде он нигде не работал. Как рассчитывать средний заработок для начисления ему пособия по временной нетрудоспособности?
Ответ: Здесь применяется норма, согласно которой застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие во временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц величины МРОТ.
В местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие будет назначено в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов*(12).
Для начисления пособия по беременности и родам продолжительность страхового стажа по общему правилу значения не имеет, за исключением случаев, когда страховой стаж сотрудницы менее полугода.
Для ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет продолжительность страхового стажа также не важна, ведь размер этого пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица, который рассчитывается из вознаграждения, начисленного ему в расчетном периоде у всех работодателей, на 40% и на 30,4*(13).
Как изменились минимальные и максимальные размеры пособий?
Сохранилось без изменений действовавшее ранее правило, предусматривающее, что средний заработок для начисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам не должен быть более среднего дневного заработка, определенного из предельной величины вознаграждения, с которого уплачивались взносы в ФСС РФ.
Эта предельная величина ежегодно определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах...". В 2009 и 2010 годах она была равна 415 000 руб.*(14) Для пособий, назначаемых в 2011 году, предельная величина среднего дневного заработка сохранилась на уровне 1136,99 руб. (415 000 руб. х 2 года / 730), поскольку в этом году в расчетный период попадают 2009 и 2010 годы.
Если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу назначают и выплачивают сразу несколько страхователей, средний заработок рассчитывается каждым из этих страхователей также в сумме, не превышающей указанную предельную величину.
Что касается минимальной величины пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то за полный календарный месяц она не должна быть ниже МРОТ, то есть 4330 руб.
Пример 4
Страховой стаж работника 10 лет. С 1 октября 2010 года, после 5-летнего перерыва в трудовой деятельности, он вновь устроился на работу. Оплата труда за месяц составляет 20 000 руб. В январе 2011 года сотрудник был нетрудоспособен.
Для начисления пособия по временной нетрудоспособности его средний дневной заработок составит всего 82,19 руб. (20 000 руб. х 3 мес. / 730), что ниже предусмотренного законом минимального размера пособия в 139,68 руб. (4330 руб. / 31 календ. день).
Поэтому пособие нужно рассчитывать по среднему дневному заработку, определенному из МРОТ, а не из реально начисленного работнику вознаграждения.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет также зависит от предельной величины вознаграждения, на которую начисляются страховые взносы в ФСС. За 2009 и 2010 годы (то есть в расчетном периоде) она признается равной 415 000 руб., значит, максимальная сумма данного пособия в расчете на день не должна превышать 454,79 руб. (415 000 руб. х 2 года / 730 х 40%).
Минимальные размеры этого пособия установлены статьей 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Они являются фиксированными и подлежат индексации не реже чем 1 раз в год в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции*(15).
С учетом последней индексации на 6,5%*(16) с 1 января 2011 года пособие по уходу за первым ребенком должно быть не менее 2194,34 руб., а за вторым и последующими детьми - не менее 4388,67 руб.
Что изменилось в порядке назначения и выплаты пособий?
Изменения в процедуре назначения и выплаты социальных пособий коснулись главным образом перечня представляемых застрахованным работником документов.
Как и прежде, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по общему правилу осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Если пособия назначаются застрахованному сотруднику одним или одновременно несколькими страхователями (работодателями), у которого (или у которых) он работал как в период наступления страхового случая, так и в расчетном периоде, то для выплаты фактически будет достаточно представления надлежащим образом оформленного листка нетрудоспособности*(17). Если же сотрудник менял в расчетном периоде места своей работы, то помимо листка нетрудоспособности он должен представить от предшествующего работодателя (или работодателей) справку (или справки) о сумме своего заработка*(18).
Мнение чиновника
Ильюхина Татьяна Митрофановна
Вопрос: Застрахованный сотрудник заболел в 2011 году. В 2009 и 2010 годах он несколько раз менял работодателей. Нужно ли получать справки о заработке у всех работодателей, с которыми он состоял в трудовых отношениях в 2009 и 2010 годах?
Ответ: Поскольку исчисление пособий осуществляется из среднего заработка за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, то для определения среднего дневного заработка необходимы сведения о вознаграждении, полученном у всех работодателей за этот период.
Поэтому работнику придется получить справки со всех мест работы, где он работал в течение 2 календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая.
Однако, если заработок у работодателя, который назначает и выплачивает пособие, за каждый расчетный календарный год равен предельной величине базы для начисления страховых взносов (в 2009 и 2010 годах - 415 000 руб.) или превышает эту величину, то получать справки у других работодателей не нужно. Ведь заработок, полученный у них застрахованным лицом, все равно не будет учтен при исчислении пособия.
В число документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком законодатель также включил справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено данное пособие*(19).
Мнение чиновника
Ильюхина Татьяна Митрофановна
Вопрос: Как назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет, если в расчетном периоде застрахованное лицо меняло место работы? Исчислять ли средний заработок из дохода, полученного у всех работодателей?
Ответ: В соответствии с новыми правилами ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица с учетом заработка, полученного у другого (или у других) работодателя (или работодателей) в расчетном периоде, то есть за 2 года, предшествующих отпуску по уходу за ребенком. Поэтому для целей расчета данного пособия работник представляет справку (справки) о заработке от всех работодателей, у которых он работал в указанный период времени.
Вместо подлинника справки (справок) о заработке при назначении всех рассматриваемых нами пособий работник может представлять ее (их) заверенную в установленном порядке копию (копии)*(20).
К сведению. Страхователи (работодатели), использующие специальные налоговые режимы и не перечислявшие с вознаграждения своих работников страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ, при оформлении сотрудникам справок о заработке, а также при определении среднего заработка для начисления пособий включают в справку (расчет) все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы у работодателей, использующих общую систему налогообложения.
Помимо справки (или справок) о сумме заработка работнику, имеющему нескольких работодателей, у одного из которых ему назначаются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам или по уходу за ребенком, придется также представить еще и справку от других своих работодателей о том, что у них соответствующее пособие ему не назначается и не выплачивается*(21).
Мнение чиновника
Ильюхина Татьяна Митрофановна
Вопрос: Всегда ли при назначении пособия по временной нетрудоспособности у работодателя по последнему месту работы нужны справки от других работодателей о том, что у них это пособие не назначалось?
Ответ: Если в силу требований закона данное пособие назначается и выплачивается работнику каждым его работодателем, то такие справки не представляются. Если же пособие по временной нетрудоспособности по выбору работника назначается и выплачивается лишь работодателем по основному месту работы, то требовать справку не надо, когда в больничном листе нет отметки о выдаче еще одного такого листа по месту работы по совместительству.
Если у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам или по уходу за ребенком нет справки (справок) о сумме заработка в расчетном периоде, то указанные пособия будут ему назначены только на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. И лишь после подачи застрахованным лицом справок установленной формы производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за 3 года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка*(22).
Мнение чиновника
Ильюхина Татьяна Митрофановна
Вопрос: Что следует понимать под сведениями, имеющимися у страхователя, в ситуации, когда застрахованное лицо при обращении за пособиями не представляет справку о заработке от предыдущих страхователей?
Ответ: Понятие "сведения, имеющиеся у страхователя" охватывает информацию о заработной плате, полученной у данного работодателя в расчетном периоде. Поэтому, если застрахованное лицо было принято на работу в организацию, назначающую пособие, в году, предшествующем наступлению страхового случая (к примеру, в 2010 году) или ранее, такие сведения у страхователя в наличии будут. И значит, пособие должно рассчитываться работнику на основе его фактического заработка, полученного у данного страхователя. Если же застрахованное лицо было принято на работу лишь в год наступления страхового случая (например, в 2011 году), то сведений о заработной плате в расчетном периоде у страхователя нет. В такой ситуации до представления справок от других работодателей пособие ему будет рассчитываться из величины МРОТ, а не из фактического заработка.
Нельзя исключать ситуацию, когда застрахованное лицо не будет иметь возможности представить справку (справки) о сумме своего заработка от других работодателей в связи с прекращением их деятельности либо по иным причинам.
Именно для подобных случаев законодатель предусмотрел, что страхователь, к которому работник обратился за пособием, по заявлению застрахованного лица направляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ запрос о представлении сведений о заработной плате, об иных выплатах и о вознаграждениях этого лица у соответствующего страхователя (страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведении территориальным органом ПФР должны быть установлены Минздравсоцразвития России*(23).
Переходный период
Как мы уже отмечали, рассматриваемый нами Федеральный закон N 343-ФЗ вступил в силу 1 января 2011 года, следовательно, он распространяется лишь на страховые случаи, которые наступили 1 января 2011 года и позднее.
По страховым случаям, имевшим место до этой даты, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются по прежним правилам.
На практике вполне возможна ситуация, когда страховые случаи продолжаются в 2011 году (к примеру, сотрудник заболел в декабре 2010 года, а выздоровел лишь в феврале 2011 года). Для них законодатель установил специальные правила. За время длящегося страхового случая, приходящееся на 2011 год (то есть за дни болезни, начиная с 1 января 2011 года), нужно сделать расчет пособия как по старым, так и по новым правилам. И если окажется, что размер пособия, исчисленного по новым правилам, выше рассчитанного по прежним правилам, то пособие должно быть выплачено работнику с учетом новых правил, то есть в большем размере*(24).
Заметим, что вероятность применения этих специальных правил невысока, так как средний дневной заработок застрахованного работника, рассчитанный по-новому, едва ли превысит аналогичный заработок, определенный по ранее действовавшим правилам. Ведь сами выплаты, участвующие в расчете, в обоих случаях одинаковы. А вот делить начисленный в расчетном периоде заработок с 1 января 2011 года придется уже не на количество календарных дней, за которое он был работником получен, а на 730.
Пример 5
За 2009 и 2010 годы работнику начислено вознаграждение, с которого уплачивались страховые взносы в ФСС РФ, в сумме 316 500 руб. (160 000 руб. в 2009 году и 156 500 руб. в 2010 году). Сотрудник отсутствовал на работе по болезни 50 календарных дней (12 дней в 2009 году и 38 - в 2010 году), по причине ежегодного оплачиваемого отпуска - 56 календарных дней (по 28 дней в каждом году) и на 20 календарных дней брал отпуск без содержания в 2010 году.
Рассчитаем средний дневной заработок по старым и новым правилам:
Средний дневной 156 500 руб.
заработок по правилам, = ---------------------------------- = 560,93 руб.,
действовавшим 365 дн. - 38 дн. - 28 дн. - 20 дн.
до 2011 года
316 500 руб.
Средний дневной заработок = -------------------- = 433,56 руб.
по новым правилам 730 дн.
Лишь при начислении ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет такой перерасчет действительно может привести к увеличению суммы выплат застрахованному лицу при условии, что в 2009 и 2010 годах оно работало у нескольких работодателей. Ведь за данным пособием работник, как и прежде, обращается только к одному из своих работодателей, а вот правила расчета среднего дневного заработка с 2011 года предполагают учет выплат, полученных сотрудником в расчетном периоде у других его работодателей.
Завершая анализ поправок, внесенных Законом N 343-ФЗ в Закон N 255-ФЗ, следует признать, что новые правила имеют целью не только обеспечить снижение объема производимых за счет средств ФСС РФ выплат по пособиям, но и добиться более точного учета при определении среднего заработка тех выплат, с которых страхователи уплачивают взносы на обязательное социальное страхование.
Т.В. Тарасова,
главный эксперт экспертно-консультационного отдела компании ПРАВОВЕСТ
"В курсе правового дела", N 2, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(2) ст. 4.1, 4.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(3) ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(4) ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(5) ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(6) ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(7) там же
*(8) там же
*(9) ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(10) ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(11) Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
*(12) ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(13) ст. 11.2, ч. 5.1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(14) ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ
*(15) ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
*(16) Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
*(17) ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ); приказы Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172, от 01.08.2007 N 514
*(18) ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(19) ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(20) ч. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(21) ч. 5.1, 7 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(22) ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(23) ч. 7.2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
*(24) ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений..."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"