2. В ФАС России поступило обращение участника размещения заказа о даче разъяснений относительно представления документов и сведений при размещении заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в составе заявки. Суть обращения сводится к следующему. В соответствии с Законом о размещении заказов (пункт 1 часть 1 статья 11) к участникам размещения заказа устанавливается обязательное требование соответствия участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом торгов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 2. Статьи 52) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
К данному виду работ относятся работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (Приказ Минрегиона России N 274 от 09.12.2008 в редакции от 21.10.2009 N 480).
Вопрос состоит в том, предоставляется ли в данном случае свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске ко всем видам работ, указанным заказчиком или участнику достаточно иметь допуски саморегулируемой организации на осуществление функции генерального подрядчика.
По итогам рассмотрения данного обращения, ФАС России изложила свою позицию по указанному вопросу, которая сводится к тому, что если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчик вправе установить требование о предоставлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник размещения заказа в данном случае обязан предоставить такое свидетельство.
При этом статьей 706 Гражданского кодекса установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, по мнению ФАС России, участник размещения заказа, представивший в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду, должен быть допущен заказчиком к участию в конкурсе (аукционе). В случае отсутствия в составе заявки участника размещения заказа допуска к работам по генподряду, ему необходимо представить допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
3. В ФАС России поступают обращения от государственных заказчиков с просьбой разъяснить, является ли основанием для отказа в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе (аукционе), если: 1) сведения о месте нахождения юридического лица, указанные в заявке не соответствуют сведениям о месте нахождения участника - юридического лица в представленной выписке из единого государственного реестра юридических лиц; 2) сведения о должности, фамилии, имени и отчестве, указанные в документе, подтверждающем полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности, не соответствуют сведениям о должности, фамилии, имени и отчестве физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в представленной выписке из единого государственного реестра юридических лиц.
Позиция ФАС России по данному вопросу сводится к тому, что в случае, если содержащиеся в заявке на участие в торгах сведения о месте нахождения участника размещения заказа и сведения о должности, фамилии, имени, отчестве, указанные в документе, подтверждающем полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица, и сведения, указанные в представленной в составе заявки выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, не совпадают, то данный факт не свидетельствует о наличии в представленных участником размещения заказа документов недостоверных сведений об участнике размещения заказа и не является основанием для отказа комиссией участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, так как в данном случае нарушаются требования законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не требования Закона о размещении заказов.
4. В ФАС России постоянно поступают обращения участников размещения заказов о нарушении заказчиками законодательства о размещении заказов или злоупотреблениями со стороны заказчиков при проведении процедур, связанных с размещением заказа. Письма участников содержат просьбу разобраться в сложившейся ситуации и призвать виновных к ответственности.
В ответ на поступающие заявления, ФАС России разъясняет, что в случае, если при размещении государственных и муниципальных заказов нарушаются права и законные интересы участников размещения заказа, они вправе обжаловать действия заказчиков в порядке, установленном Законом о размещении заказов, а именно: в соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона о размещении заказов, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной (аукционной) комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника. Другими словами, участник размещения заказа вправе подать жалобу в ФАС России на действия заказчика по форме и в соответствии с Законом о размещении заказов. Поступившая в ФАС России жалоба рассматривается Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в течение 5 рабочих дней со дня поступления.
Комиссия осуществляет в соответствии с частью 5 статьи 17 94-ФЗ и административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчиков внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении торгов, являющихся предметом рассмотрения жалобы.
Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в том числе на указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства о размещении заказов.
По итогам рассмотрения жалобы Комиссия выносит решение о нарушении в сфере размещения государственного заказа, а также выдает предписание заказчику об устранении допущенных нарушений в течение 14 дней со дня вынесения решения.
5. В связи с вводом в действие электронных аукционов, в ФАС России поступают обращения от государственных заказчиков по вопросу заключения государственного контракта по итогам проведения аукциона в электронной форме. Суть вопроса состоит в следующем.
В соответствии со статьей 41.12 94-ФЗ по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме предусмотрено заключение контракта с победителем аукциона в форме электронного документа.
При этом в ходе исполнения государственного контракта заказчик вправе изменить количество поставляемых товаров в соответствии с частью 6 статьи 9 94-ФЗ. В данном случае, заказчику необходимо заключить дополнительное соглашение к контракту. В соответствии с гражданским законодательством соглашение об изменении условий контракта оформляется в той же форме, что и контракт.
В связи с изложенным, заказчики просят разъяснить, будет ли являться нарушением законодательства включение в документацию об аукционе в электронной форме требования об обязательном оформлении государственного контракта с победителем аукциона в письменной форме наряду с электронной формой документа.
По данному вопросу у ФАС России сформирована четкая позиция. ФАС России считает, что установление в документации об открытом аукционе в электронной форме требования об обязательном заключении государственного контракта в письменной форме с победителем аукциона является нарушением Закона о размещении заказов.
При этом, заключение в простой письменной форме дополнительных соглашений к государственному контракту, заключенному в электронной форме, не будет являться нарушением Закона о размещении заказов, так как порядок заключения дополнительных соглашений законодательством Российской Федерации о размещении заказов не регулируется.
6. В ФАС России поступило обращение федерального государственного учреждения (далее - ФГУ), финансируемого преимущественно за счет средств федерального бюджета, о возможности заключения договора на аренду помещений со сторонней организацией.
ФГУ собирается заключить договор со сторонней организацией о предоставлении ему в аренду помещений для размещения автотранспорта. Сторонней организацией является индивидуальный предприниматель. Денежные средства выделены ФГУ вышестоящей организацией и учтены в смете расходов федерального бюджета по коду экономической классификации расходов 224 как "Арендная плата за пользование имуществом". Вопрос: Вправе ли ФГУ заключить договор на аренду помещений с указанной организацией на сумму, превышающую сто тысяч рублей в квартал.
По мнению ФАС России, отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, в случаях, когда государственные и муниципальные заказчики выступают в качестве арендаторов, не являются предметом регулирования Закона о размещении заказов. Государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные 94-ФЗ процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.
Подробно позиция по этому вопросу отражена в Приказе Минэкономразвития России от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04.
7. В ФАС России поступают запросы о распространении 94-ФЗ на средства, полученные государственными учреждениями за счет осуществления коммерческой деятельности. Например, поступило обращение медицинского учреждения по вопросу о распространении Закона о размещении заказов на закупку лекарственных препаратов (за счет осуществления приносящей доход деятельности) для последующей розничной продажи через аптеку, являющуюся структурным подразделением учреждения.
По данным запросам ФАС России поясняет, что согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
При этом целью создания бюджетного учреждения является осуществление государственных функций и оказание государственных услуг, а не извлечение прибыли в коммерческих целях.
Законом о размещении заказов (часть 1 статьи 3) определено, что источником финансирования потребностей Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), являются не только средства федерального бюджета, но и внебюджетные источники финансирования.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 11.11.2009 N Д22-1281 средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся к внебюджетным источникам финансирования бюджетных учреждений - государственных заказчиков.
Таким образом, средства, которые находятся у бюджетного учреждения в качестве внебюджетных источников финансирования, должны расходоваться в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС России разъяснила отдельные положения Закона о размещении заказов.
Им, в частности, предусмотрен ряд ограничений при размещении заказов у единственного поставщика. Например, товары (работы, услуги) должны поставляться (выполняться, оказываться) на сумму, не превышающую установленного ЦБР предельного размера расчетов наличными между юрлицами по одной сделке.
Если размещен заказ на одноименные работы вне зависимости от объектов, на территории которых они должны выполняться, то нужно учитывать указанное ограничение по сумме контракта в течение квартала.
Заказчик вправе выделять лоты в рамках размещения заказа.
Таким образом, можно объявить один конкурс (аукцион), в рамках которого заказчик вправе разбить на лоты выполнение работ (оказание услуг) в зависимости от места нахождения структурных подразделений.
Рассмотрен вопрос о представлении в составе заявки документов и сведений при размещении заказов на строительство, реконструкцию и капремонт.
Если, например, представлено свидетельство о допуске к работам по генподряду, то лицо может участвовать в конкурсе (аукционе).
Если он отсутствует, то необходимы допуски по всем видам работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства.
Дополнительно рассмотрен вопрос о том, может ли ФГУ заключить договор аренды помещений со сторонней организацией.
Указано, что отношения, связанные с арендой недвижимости, не регулируются законом, если государственные и муниципальные заказчики выступают в качестве арендаторов. Они не обязаны применять соответствующие процедуры.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2010)
Материал подготовлен для компании "Гарант" главным государственным инспектором Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Маньшиной М.Д.