Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Горбунова В.А.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Демидовой Т.П.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
при участии представителя Федерального государственного учреждения "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи" Алёнина М.В. (доверенность от 19.01.2010 N 1); представителей Общества с ограниченной ответственностью "ППФ "Мастер" (далее - Заявитель) Башкатовой Л.Н. (доверенность от 17.08.2010 N 55) и Варгановой Т.А. (доверенность от 17.08.2010 N 54); представителя ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" Иванова А.В. (доверенность от 10.08.2010 N 2010-1008-1),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ППФ "Мастер" (далее - Заявитель) на действия ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Федеральным государственным учреждением "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи" открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению реконструкции (реставрации с приспособлением) поликлиники Федерального государственного учреждения "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи" и сдаче объекта в эксплуатацию (извещение N 201007/5529/22380) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по завершению реконструкции (реставрации с приспособлением) поликлиники Федерального государственного учреждения "Московский научно- исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи" и сдаче объекта в эксплуатацию.
По мнению Заявителя, его права нарушены тем, что в ходе проведения Аукциона он был лишен возможности подать ценовое предложение о цене контракта в связи с тем, что "в ходе подачи ценового предложения появилась ошибка сертификата, выданного УЦ ОАО "Электронная Москва".
Представитель Оператора электронной площадки с доводами жалобы не согласился, в своих пояснениях сообщил, что Заявителем "в период проведения аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта", а также сообщил, что во время проведения процедуры Аукциона в электронной форме сайт Оператора электронной площадки работал в обычном режиме.
Заказчиком на заседание Комиссии представлены первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. 12.08.2010 уполномоченное лицо Заявителя, участвуя в процедуре проведения Аукциона в электронной форме, с 10 часов 00 минут по 10 часов 12 минут (момент окончания процедуры Аукциона), пыталось подать ценовое предложение, однако при этом было получено сообщение следующего содержания: "При проверке сертификата ЭЦП было выяснено, что Сертификат ЭЦП выдан удостоверяющим центром, который не находится в списке доверенных удостоверяющих центров электронной торговой площадки. Данный сертификат не может использоваться для подписания ценовых предложений при участии в открытом аукционе в электронной форме", как следствие Заявитель не смог сделать ценовое предложение в ходе Аукциона.
Заявителем на заседание Комиссии представлены копия свидетельства N 20100017, выданного Ассоциацией Электронных Торговых Площадок, о внесении удостоверяющего центра ОАО "Электронная Москва" в единый реестр удостоверяющих центров, аккредитованных при ассоциации электронных торговых площадок; копия письма от 18.08.2010 исх. N 203-ЭМ от ОАО "Электронная Москва", подтверждающее аккредитацию ОАО "Электронная Москва" при Ассоциации Электронных Торговых Площадок; электронное письмо от 23.07.2010 от Автоматизированной системы торгов ЗАО "Сбербанк-АСТ" о том, что заявление на аккредитацию рассмотрено и подтверждено оператором, дата начала аккредитации: 23.07.2010, дата окончания аккредитации: 23.07.2013.
Исходя из "скриншотов", представленных Заявителем на заседание Комиссии, Заявитель не имел возможности подать ценовое предложение в связи с тем, что при проверке сертификата ЭЦП программно-аппаратными средствами Оператора электронной площадки был сделан ошибочный вывод о том, что Сертификат ЭЦП выдан удостоверяющим центром, который не находится в списке доверенных удостоверяющих центров электронной торговой площадки.
Представитель Оператора электронной площадки не представил на заседание Комиссии подтверждение того, что 12.08.2010 в период 10 часов 00 минут и до момента окончания процедуры Аукциона в электронной форме Заявитель имел возможность подачи ценового предложения.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов, независимо от времени окончания открытого аукциона.
В результате ненадлежащего исполнения Оператором электронной площадки, предусмотренных Законом о размещении заказов обязанностей по обеспечению непрерывности проведения Аукциона в электронной форме и надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона в электронной форме, Заявитель не смог подать ценовое предложение при проведении Аукциона в электронной форме.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушен порядок проведения Аукциона в электронной форме. Данные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Размещенная Заказчиком на сайте www.sberbank-ast.ru документация об Аукционе в электронной форме не содержит проектно-сметную документацию, что не позволяет определить объем и технологии работ, являющихся предметом размещаемого заказа, в том числе требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В опубликованных 30.07.2010 Заказчиком разъяснениях указано, что "Проекты по реконструкции (реставрации с приспособлением) поликлиники Федерального государственного учреждения "МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий" будут предъявлены Подрядчику после подписания с ним Государственного контракта".
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Следовательно, не размещение Заказчиком на официальном сайте проектной документации в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, нарушает права участников размещения заказа на информационное обеспечение размещения заказа в предусмотренных Законом о размещении заказов формах и объеме, а также права на формирование ими своего аукционного предложения с учетом потребностей Заказчика, сформулированных в проектной документации, которая должна являться неотъемлемой частью документации об Аукционе.
Таким образом, не размещение Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru проектной документации и не включение Заказчиком в документацию об аукционе в электронной форме требований к результатам работ и иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика является нарушением части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Пунктом 1.7.1. части I документации об Аукционе установлено, что "Участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению государственного контракта соисполнителей (субподрядчиков) (в случае, если такое право указано в Информационной карте аукциона")".
Между тем пунктом 14 части II документации об аукционе "Информационная карта аукциона" установлено, что "Привлечение к выполнению работ субподрядных организации не допускается".
В пунктах 5.1.2 и 5.1.3 части IV документации об Аукционе "Проект государственного контракта" закреплены следующие обязанности подрядчика:
"5.1.2. Выполнять работы собственными силами, без привлечения субподрядных организаций.
5.1.3. Возвести собственными силами и средствами на территории строительной площадки все временные сооружения, необходимые для хранения материалов и выполнения Работ по настоящему Контракту".
Между тем, статьей 11 Закона о размещении заказов устанавливается исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов закреплено, что кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Требование о запрете привлечения для выполнения отдельных функций подрядчика организаций или отдельных специалистов нарушает требования части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
В совместном письме от 25.12.2007 N 20320-АП/Д04 Минэкономразвития РФ, N АЦ/25728 ФАС РФ, N 01-24/11859 Росавтодора, N ВБ-4731/01 Росстроя "О применении части 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" указано, что до утверждения номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд заказчики, уполномоченные органы самостоятельно принимают решения при определении требований к участникам размещения заказа, устанавливаемых в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в данном письме указано, что для определения требований, установленных частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, целесообразно руководствоваться следующими критериями отнесения работ к соответствующим группам и подгруппам: группа "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту любых объектов капитального строительства"; подгруппы "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства", "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая уникальные объекты капитального строительства), не отнесенных к особо опасным и технически сложным", "Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Отнесение объектов к особо опасным, технически сложным, уникальным объектам капитального строительства, а также отнесение к объектам капитального строительства осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Подпунктом "б" пункта 13 части II документации об Аукционе "Информационная карта аукциона" закреплено, что к участнику размещения заказа установлено дополнительное требование: "выполнение участниками размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа)".
Однако, установив в документации об Аукционе требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, Заказчик в документации об Аукционе не указал группу, подгруппу объекта строительства, являющегося предметом аукциона, опыт строительства по которому должен подтвердить участник размещения заказа путем предоставления в составе заявки на участие в аукционе соответствующих документов, что является нарушением части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5. Согласно части 1 статья 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов закреплено, что в документации об открытом аукционе в электронной форме должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 2.1.4. части I документации об Аукционе предусмотрено, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также будет содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они будут сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, указанными Заказчиком в документации об аукционе в соответствии с частью 2 статьи 34 ФЗ-94 от 21.07.05 г., технической частью документации об аукционе.
Между тем, в нарушение части 3 статьи 34 и пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части V "Техническая часть" документации об аукционе содержатся указания на товарные знаки, без сопровождения словами "или эквивалент" и без указания используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться:
- в пункте 27 Технической части документации об аукционе в электронной форме "Вентиляция и кондиционирование" указано: "кондиционирование "Daikin", "воздушные завесы "Friko";
- в подпункте "Система оповещения о пожаре" пункта 29 Технической части документации об аукционе в электронной форме "Связь и сигнализация" предусмотрено оборудование оповещения "Inter-M";
- в подпункте "Система оповещения о пожаре" пункта 29 Технической части документации об аукционе в электронной форме "Телефонизация" указано: "Автоматическая телефонная станция "Definity" на 100 портов".
- в подпункте "Система оповещения о пожаре" пункта 29 Технической части документации об аукционе в электронной форме "Оперативная связь" указано: "Система оперативной связи СОММАХ".
Указание в документации об Аукционе товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент" нарушает требования части 3 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. Согласно пункту 3.1.1 части I документации об Аукционе "Участник размещения заказа готовит заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями части 1.12 "Правила документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме", раздела 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе", Информационной картой, Инструкцией по заполнению форм участниками размещения заказа, в соответствии с формами документов, установленными Частью IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа", технической частью документации об аукционе".
В соответствии с пунктом 3.4.1 части I документации об Аукционе "Описание участниками размещения заказа поставляемого товара, в случае если он является предметом аукциона, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ (качества работ), оказываемых услуг (качества услуг), в случае если они являются предметом аукциона, их количественных и качественных характеристик осуществляется в соответствии с требованиями Информационной карты аукциона, части VI "Техническая часть документации об аукционе", Инструкции по заполнению форм участниками размещения заказа и по форме, приведенной в части IV "Образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа" согласно требованиям".
В разделе "Инструкция по заполнению форм участниками размещения заказа" установлена форма предоставления сведений об участнике размещения заказа, подлежащая заполнению.
Между тем частью 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, требование к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме нарушает требования часть 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ППФ "Мастер" обоснованной.
2. Признать в действиях ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки) нарушение части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Федерального государственного учреждения "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи" нарушение части 2.1 и части 4 статьи 11, части 3 статьи 34, части 1, части 2 и части 3 статьи 41.6, части 1 статьи 41.7, части 4 и части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 19.08.2010 N К-702/10 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии |
В.А. Горбунов |
Члены Комиссии: |
Т.П. Демидова |
|
А.Ю. Лобов |
|
Г.А. Абрамов |
|
А.В. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2010 г. N К-702/10 "По делу о нарушении законодательства о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2010 г. N 17/27859)
Текст решения официально опубликован не был