Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Воеводы Ю.Е.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Пудова А.А.,
начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Маковлева А.Ю.,
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
при участии сотрудников Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Алексеевского района" Соловьевой Ю.Н. (удостоверение N 11 от 26.03.2008), Буланова В.К. (паспорт 46 11 106045), представителя ООО "ПМК Строй" Ермоленко М.Б. (доверенность от 11.01.2011 N 2), представителя ОАО "Единая электронная торговая площадка" Коробовой М.В. (доверенность от 11.01.2011 б/н), представители ООО "КОМПАНИЯ "ГЕДЕОН" (далее - Специализированная организация) не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом (телеграмма от 30.12.2010 N Т-6594/10),
рассмотрев жалобу ООО "ПМК Строй" (далее - Заявитель) на действия ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Государственным учреждением города Москвы "Инженерная служба Алексеевского района" (далее - Заказчик) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по санитарному содержанию придомовой территории в Алексеевском районе на 2011 год. (номер извещения MOS25111080117) (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Оператора электронной площадки: Заявитель был лишен возможности принять участие в аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. 25.11.2010 Заказчиком, Специализированной организацией на сайте Оператора электронной площадки www.roseltorg.ru в сети Интернет размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме. Согласно извещению о проведении Аукциона в электронной форме, пункта 8.20 Информационной карты части III "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе в электронной форме датой проведения Аукциона в электронной форме является 23.12.2010.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе в электронной форме от 20.12.2010 N 1 на участие в Аукционе в электронной форме поступили и допущены к участию в Аукцион в электронной форме три заявки от участников размещения заказа.
Согласно протоколу проведения Аукциона в электронной форме от 23.12.2010 подано одно предложение о цене контракта от участника размещения заказа Общество с ограниченной ответственностью "Визма", заявке которого присвоен порядковый номер 1 (один), при этом начальная максимальная цена снизилась с 30 715 900,00 рублей до 30 562 320 рублей 50 копеек.
Однако в день проведения Аукциона в электронной форме 23.12.2010 Заявитель, заявке которого присвоен порядковый номер 2 (два), не смог подать предложение о цене контракта из-за технического сбоя на сайте Оператора электронной площадки.
Как установлено в решении по делу от 30.12.2010 N К-1684/10 на сайте Оператора электронной площадки 23.12.2010 произошел технический сбой.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания открытого аукциона.
В результате ненадлежащего исполнения Оператором электронной площадки предусмотренных Законом о размещении заказов обязанностей по обеспечению непрерывности проведения Аукциона в электронной форме и надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения Аукциона в электронной форме, Заявитель не смог продолжить участие в Аукционе в электронной форме.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушен порядок проведения Аукциона в электронной форме. Данные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1.8 части II "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об Аукционе в электронной форме установлено, что участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению государственного контракта соисполнителей (субподрядчиков) в случае, если такое право предусмотрено пунктом 8.14 части III "Информационная карта аукциона в электронной форме".
При этом пунктом 8.14 Информационной карты части III "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе в электронной форме установлено следующее: "Допускается передача до 25% объема работ на субподряд третьему лицу с соблюдением всех условий Контракта и с письменного согласия Государственного заказчика".
Пунктом 5.3.3 проекта государственного контракта установлено право подрядчика "Передать до 25% объема работ на субподряд третьему лицу, с соблюдением всех условий Контракта и с письменного согласия Государственного заказчика привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - (субподрядчиков), обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам работ, предусмотренных в Сметной документации".
Между тем, статьей 11 Закона о размещении заказов устанавливается исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов.
Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов закреплено, что кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Требование о запрете привлечения для выполнения отдельных функций подрядчика организаций или отдельных специалистов нарушает требования части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Порядок заключения государственного контракта по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме устанавливается главой 3.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона.
Согласно части 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязан направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Таким образом, в соответствии с главой 3.1 Закона о размещении заказов по результатам проведенного аукциона в электронной форме государственный контракт заключается в форме электронного документа и подписывается сторонами контракта электронной цифровой подписью.
Следовательно, требовать от победителя открытого аукциона в электронной форме заключения государственного контракта в ином порядке, нежели установленном Законом о размещении заказов, заказчик не вправе.
Между тем пунктом 5.4.30 статьи 5 "Права и обязанности Сторон" проекта государственного контракта установлено следующее: "В срок не позднее 1-го рабочего дня, после подписания Государственного контракта в электронной форме, подписать Контракт в бумажном виде (бумажной форме) и направить его Государственному заказчику, вместе с обеспечением Контракта, для регистрации Контракта в системе ЕАИСТ. Отказ от подписания является основанием к расторжению Государственного контракта в судебном порядке".
Пунктом 13.5 статьи 13 "Особые условия" проекта государственного контракта установлено следующее: "Стороны в обязательном порядке по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, не позднее 2-х дней со дня его проведения, подписывают Государственный контракт в бумажном виде. Отказ в подписании Государственного контракта одной из Сторон, будет являться основанием для принятия другой Стороной решения о расторжении Контракта в судебном порядке".
Таким образом, установление Заказчиком требования о подписании государственного контракта, заключаемого по результатам Аукциона в электронной форме, в бумажном виде является нарушением частей 4 и 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
4. Частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Между тем, пунктом 10.2 статьи 10 проекта государственного контракта установлено, что "если в результате обстоятельств непреодолимой силы выполняемым работам (оказываемым услугам) нанесен значительный, по мнению одной из Сторон, ущерб, то эта Сторона обязана уведомить об этом другую Сторону в 3-дневный срок, после чего Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения работ (оказания услуг) и заключить дополнительное соглашение с обязательным указанием новых объемов, сроков и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью Контракта, либо расторгнуть настоящий Контракт. Если обстоятельства, будут длиться более 2 (двух) календарных месяцев с даты соответствующего уведомления, каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий Контракт без требования возмещения убытков, понесенных в связи с наступлением таких обстоятельств".
Таким образом, установление Заказчиком возможности одностороннего расторжения государственного контракта в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Утверждение документации об Аукционе не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПМК Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "Единая электронная торговая площадка" нарушение части 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 9, части 4 статьи 11, частей 4 и 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов.
4. Поскольку государственный контракт заключен предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать.
5. Передать материалы дела от 12.01.2011 N К-06/10 в отношении Заказчика соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Материалы дела от 12.01.2011 N К-06/10 в отношении ОАО "Единая электронная торговая площадка" для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении не передавать в связи с тем, что по установленным фактам административных правонарушений материалы дела N К-1684/10 от 30.12.2010 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Ю.Е. Воевода |
члены Комиссии: |
А.А. Пудов |
|
Г.А. Абрамов |
|
А.Ю. Маковлев |
|
М.Н. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 января 2011 г. N К-06/10 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2011 г. N 17/931)
Текст решения официально опубликован не был