1. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение уполномоченного на осуществление контроля в сфере государственного заказа органа (далее - Уполномоченный орган) о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части определения соответствия участников размещения заказа в сфере размещения государственного заказа на строительство требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и сообщает следующее.
Согласно статье 11 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устанавливаются требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
К данным требованиям, в частности, относится наличие у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске).
Заказчик вправе установить в документации о торгах требование о наличии в свидетельстве о допуске, представляемом в составе заявки на участие в торгах, указания конкретных видов работ, к которым осуществляется допуск. При этом документация о торгах должна содержать все виды работ, допуск к которым требуется заказчику.
Наличие кода "Генеральный подрядчик" в свидетельстве о допуске не может являться обязательным требованием, поскольку в случае установления такого требования в документации об аукционе, действия заказчика нарушают, как требования законодательства о размещении заказов, так и положения Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку влекут ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, непредставление участником размещения заказа в составе заявки на участие в торгах свидетельства о допуске является основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в конкурсе или аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в случае представления участником размещения заказа свидетельства о допуске, в котором отсутствуют виды работы, установленные заказчиком в документации о торгах, такая заявка также подлежит отклонению.
Однако, участник размещения заказа, представивший свидетельство о допуске, в котором содержится исключительно пункт "Работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" должен быть допущен к участию в торгах, как соответствующий требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, поскольку в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
2. ФАС России рассмотрел обращение Управления государственного заказа муниципального образования о разъяснении Закона о размещении заказов в части порядка формирования заявок на участие в торгах, и сообщает следующее.
2.1. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
Таким образом, участник размещения заказа самостоятельно определяет количество лотов, по которым он намерен заключить государственный или муниципальный контракт, и подает отдельную заявку в отношении каждого такого лота.
По итогам проведения торгов по каждому лоту, в отношении которого определен победитель, заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
2.2. В соответствии с частью 9 статьи 25, частью 10 статьи 35 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший заявку на участие в торгах, вправе изменить или отозвать заявку в любое время до момента вскрытия конкурсной (аукционной) комиссией конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах. В случае если было установлено требование обеспечения заявки, заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в торгах денежные средства участнику размещения заказа, отозвавшему заявку, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заказчику, уполномоченному органу уведомления об отзыве заявки на участие в торгах.
Одновременно ФАС России сообщает, что отозванная заявка на участие в торгах подлежит возврату участнику размещения заказа.
2.3. В силу положений Закона о размещении заказов заявка - это комплект документов, предусмотренный частью 3 статьи 25 и частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. Заявка подается участником размещения заказа в отношении каждого лота, таким образом, каждая заявка должна содержать в себе полный комплект документов, предусмотренных частью 3 статьи 25 и частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. При отсутствии в составе заявки вышеуказанных документов конкурсная (аукционная) комиссия обязана отказать в допуске участнику размещения заказа на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
3. ФАС России рассмотрела обращение государственного заказчика о разъяснении норм Закона о размещении заказов в части установления требований к участнику размещения заказа при размещении заказов на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники, и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчиком в документации о торгах устанавливается обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 50 части 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ такой вид деятельности, как техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
С учетом того, что предмет размещаемого заказа включает поставку товара и оказание услуги по техническому обслуживанию медицинской техники, требование заказчика о представлении в составе заявки на участие в торгах лицензии по техническому обслуживанию медицинской техники не противоречит нормам Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 17 от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Однако, установление такого нарушения осуществляется с учетом специфики и рынка поставляемого оборудования в каждом случае отдельно.
При этом, на основании представленных в обращении документов не возможно сделать вывод об определении соответствия (несоответствия) действий заказчика требованиям действующего антимонопольного законодательства.
4. ФАС России рассмотрел обращение Уполномоченного органа о применении норм Закона о размещении заказов в части установления размеров неустойки в проекте государственного контракта и сообщает следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 9 Закона размещении заказов в государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Согласно части 11 статьи 9 Закона размещении заказов в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Таким образом, установление в проекте государственного контракта положения о том, что "за нарушение сроков выполнения работ по настоящему контракту Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере 1% от стоимости невыполненных или несвоевременно выполненных работ за каждый день просрочки. За неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего контракта, Исполнитель уплачивает Заказчику пени в размере 5% от цены государственного контракт за каждый день просрочки исполнения обязательств" не нарушает положения Закона о размещении заказов.
Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос об установлении ответственности за нарушение обязательств, а также правоотношения в рамках данного вопроса регулируются, в том числе нормами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
5. ФАС России рассмотрел обращение Уполномоченного на размещение заказа органа муниципального образования о применении норм Закона о размещении заказов в части приема банковской гарантии, выданной страховой организацией в качестве обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) выдача банковской гарантии относится исключительно к банковским операциям.
Согласно статье 12 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Центральным Банком Российской Федерации (далее - Банк России).
Таким образом, заказчики вправе принимать безотзывные банковские гарантии, предоставленные участниками размещения заказа в качестве обеспечения исполнения контракта, выданные страховой организацией, действующей исключительно на основании лицензии Банка России на право осуществления банковских операций.
6. ФАС России рассмотрел обращение муниципального заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части возможности заключения муниципального контракта на ремонт части квартир в многоквартирном доме с единственным поставщиком, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 29 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, ФАС России считает, что заключение контракта на проведение капитального ремонта 4 муниципальных квартир в общем имуществе многоквартирного дома на основании пункта 29 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов правомерно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор разъяснений ФАС России, касающихся размещения государственных и муниципальных заказов, за апрель 2011 г.
Если в составе заявки на участие в торгах не представлено свидетельство о допуске, лицу может быть отказано в участии в конкурсе или аукционе. При этом, если в названном свидетельстве содержится только пункт о работах по строительству, реконструкции и капремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком, лицо допускается к торгам.
Участник размещения заказа самостоятельно определяет количество лотов, по которым он намерен заключить контракт. Подает отдельную заявку в отношении каждого лота. Каждая заявка должна содержать полный комплект необходимых документов. Участник может изменить или отозвать ее в любое время до момента вскрытия конкурсной (аукционной) комиссией конвертов и открытия доступа к поданным в электронном виде документам.
В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик может потребовать уплатить неустойку (штраф, пени). Последняя начисляется за каждый день просрочки. Ее размер устанавливается государственным или муниципальным контрактом. При этом он должен быть не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБР.
Заказчики могут принимать безотзывные банковские гарантии от участников размещения заказа в качестве обеспечения исполнения контракта. Такие гарантии должны быть выданы страховой организацией, имеющей лицензию ЦБР на право осуществления банковских операций.
Можно заключать контракт на проведение капремонта части муниципальных квартир в общем имуществе многоквартирного дома.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Герасимовой С.В.