Обзор практики рассмотрения жалоб
на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при проведении аукциона на поставку расходных материалов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы, май 2011 г.)
В данном обзоре практики рассмотрения жалоб Комиссией ФАС России мы продолжаем рассматривать наиболее актуальные вопросы, возникающие при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в связи с действиями (бездействием) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки.
В ФАС России поступает большое количество жалоб на действия Операторов электронных площадок и Заказчиков, в связи различными нарушениями при установлении времени окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или времени проведения открытого аукциона в электронной форме. Рассмотрим несколько наиболее типичных случаев.
1. При установлении Заказчиком срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме, сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона в электронной форме. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заявитель не смог подать заявку на участие в Аукционе в электронной форме в связи с тем, что Оператором электронной площадки на сайте неправильно установлено время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе. Таким образом, прием заявок на участие в Аукционе в электронной форме закончился на два часа раньше установленного Заказчиком в документации об Аукционе в электронной форме времени окончания срока подачи заявок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с извещением об Аукционе в электронной форме, сформированным Заказчиком на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме: 25.03.2011, 15:00 (по местному времени Заказчика).
В соответствии с извещением об Аукционе в электронной форме, сформированным Оператором электронной площадки на официальном сайте Оператора электронной площадки http://etp.zakazrf.ru, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе 25.03.2011, 13:00 (время сервера Оператора электронной площадки).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в электронной форме Заказчик находится на территории г. Сургут Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра АО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" разница во времени между Москвой и Сургутом Ханты-Мансийского Автономного округа - Югра АО составляет + 2 (два) часа.
В соответствии с документацией об Аукционе в электронной форме, размещенной Заказчиком на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте Оператора электронной площадки http://etp.zakazrf.ru, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 25.03.2011, 15:00 (время московское).
Время сервера Оператора электронной площадки соответствует московскому времени.
Таким образом, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме, опубликованные на сайте Оператора электронной площадки - 25.03.2011 в 13:00 (время московское), соответствует дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме, опубликованным на Общероссийском официальном сайте - 25.03.2011 в 15:00 (по местному времени Заказчика - г. Сургут).
Следовательно, довод Заявителя о размещении Оператором электронной площадки на сайте Оператора электронной площадки недостоверной информации о сроке окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме является несостоятельным.
Вместе с тем, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Таким образом, указав срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме в извещении об Аукционе в электронной форме на сайте www.zakupki.gov.ru 25.03.2011 15:00 (время Заказчика), не соответствующий сроку окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме, указанному в документации об Аукционе в электронной форме - 25.03.2011 15:00 (время московское), Заказчик нарушил часть 6 статьи 34 и часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(см. решения Федеральной антимонопольной службы от 28.02.2011 г. по делу N К-381/11, от 23.03.2011 г. N К-508/11, от 04.04.2011 г. по делу N К-610/11)
2. Оператор электронной площадки устанавливает время начала проведения Аукциона в электронной форме в соответствии с часовым поясом Заказчика.
Комиссия ФАС России рассмотрела жалобу на действия Оператора электронной площадки. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что 28.03.2011 Заявитель не смог принять участия в Аукционе в электронной форме по причине некорректного размещения информации о времени проведения Аукциона в электронной форме Оператором электронной площадки.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов. В результате рассмотрения жалобы Комиссия ФАС установила, следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 41.10 Закона о размещении заказов время начала проведения Аукциона в электронной форме устанавливается Оператором электронной площадки.
Согласно извещения о проведении Аукциона в электронной форме, размещенного на электронной торговой площадке, Оператор электронной площадки установил время проведения Аукциона в электронной форме 07:00:00 (MSK+00:00), то есть 07:00:00 по времени сервера.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что время сервера Оператора электронной площадки соответствует московскому времени (GMT+3).
В соответствии с извещением об Аукционе Заказчик находится на территории г. Омска.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" разница во времени между Москвой и г. Омском составляет + 3 (три) часа.
Заявителю в личный кабинет направлено уведомление о времени проведения Аукциона в электронной форме 10:00:00 (MSK+03:00), что соответствует часовому поясу Заказчика и не противоречит информации о времени проведения Аукциона в электронной форме, установленной в извещении о проведении Аукциона в электронной форме.
Таким образом, Оператор электронной площадки установил время проведения Аукциона в электронной форме в соответствии с регламентом работы электронной площадки и Законом о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2011 г. по делу N К-637/11)
3. Дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме устанавливает Заказчик по местному времени Заказчика.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Оператор электронной площадки изменил время окончания приема заявок на участие в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов дату и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме устанавливает Заказчик.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в электронной форме, размещенного Заказчиком на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru, время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 09:00 по местному времени Заказчика.
Оператор электронной площадки установил время проведения Аукциона в электронной форме 07:00:00 по времени сервера.
Согласно регламенту работы электронной торговой площадки время окончания срока подачи заявок на электронной площадке указывается по времени сервера, время проведения Аукциона устанавливается Оператором электронной площадки также по времени сервера.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что время сервера Оператора электронной площадки соответствует московскому времени (GMT+3).
В соответствии с извещением об Аукционе Заказчик находится на территории г. Оренбурга.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации" разница во времени между Москвой и г.Оренбургом составляет + 2 (два) часа.
Следовательно, Оператором электронной площадки указано время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07:00:00 по времени сервера, что соответствует 09:00:00 времени Заказчика.
Таким образом, Оператор электронной площадки завершил прием заявок на участие в Аукционе в соответствии со временем, установленным Заказчиком, и установил время проведения Аукциона в электронной форме в соответствии с регламентом работы электронной площадки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Оператор электронной площадки незаконно изменил время окончания приема заявок на участие в Аукционе признан необоснованным.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 20.04.2011 г. по делу N К-717/11)
4. Оператор электронной площадки не может ограничить право Участника подать заявку на участие в Аукционе в электронной форме путем переноса времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона в электронной форме. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Оператором электронной площадки неправомерно перенесены сроки окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила, что в соответствии с документацией об Аукционе в электронной форме и извещением о проведении Аукциона в электронной форме, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, дата и время срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме было установлено 24.02.2011 в 17.00.
Однако извещение о проведении Аукциона в электронной форме, размещенное на сайте Оператора электронной площадки, содержит информацию о времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме 24.02.2011 в 16.00.
Как пояснил представитель Оператора электронной площадки, время окончания подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме Заказчиком устанавливается в соответствии с часовым поясом местонахождения Заказчика. Однако, при опубликовании извещения на сайте Оператора электронной площадки, время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме автоматически устанавливается в соответствии с разницей во времени местонахождения Заказчика и серверного времени, то есть по московскому времени.
Вместе с тем, Заказчик находится в г. Ижевск и данный часовой пояс совпадает с серверным временем.
Таким образом, Оператор электронной площадки перенес время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме в нарушение части 8 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, поскольку ограничил право Заявителя подать заявку на участие в Аукционе в электронной форме в соответствии с положениями документации об Аукционе в электронной форме. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотренная жалоба признана обоснованной, в действиях Оператора электронной площадки установлено нарушение части 8 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 03.03.2011 г. по делу N К-414/11)
5. В случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком в документации об Аукционе в электронной форме могут указываться товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", что не противоречит требованиям части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В ФАС России поступает большое количество жалоб участников размещения заказа на действия Заказчиков при проведении торгов на поставку расходных материалов к принтерам.
По мнению участников размещения заказа, их права и законные интересы нарушаются в случаях, когда техническое задание документации об аукционе, разработанное заказчиком, содержит указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент".
Так, например, одним из заявителей в ФАС России была направлена жалоба на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на закупку расходных материалов.
Согласно документации об аукционе предметом контракта являлась поставка расходных материалов для таких принтеров как: Hewlett-Packard, HP Laser Jet, Canon, Xerox, MB, Brother, Develop, Panasonic, Epson.
При этом в разделе "Требования к качеству, техническим характеристикам товаров" Заказчик установил, что "Вся продукция должна быть новой и обеспеченной гарантийными талонами производителя. В связи с тем, что ряд оборудования Заказчика находится на гарантийном обслуживании, и в целях поддержания гарантии на печатающие устройства, применение предлагаемой к поставке продукции не должно оказывать влияние на объем и сроки гарантийного обслуживания оборудования, установленные производителем оргтехники (дилером, дистрибьютором)".
Заказчик на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что с целью соблюдения условий гарантии на имеющееся у Заказчика оборудование и для обеспечения взаимодействия приобретаемого товара с используемым оборудованием поставляемые расходные материалы должны являться оригинальными и новыми (то есть изготовлены производителем, изготавливающим печатающее устройство, в котором будут использоваться расходные материалы), поставка альтернативных, совместимых, восстановленных или перезаправленных расходных материалов не допускается.
Данные требования устанавливаются Заказчиком на основании писем производителей оборудования, используемого Заказчиком, в соответствии с которыми гарантийные обязательства компаний производителей оборудования по принтерам прекращаются по факту неисправности, вызванной использованием перезаправленных, восстановленных или неоригинальных картриджей.
Так, например, в конкретном случае Заказчиком на заседание Комиссии ФАС России в подтверждение своих аргументов были представлены письма производителей оборудования следующего содержания: "Использование неоригинальных расходных материалов (тонер-картриджей) может привести к преждевременному износу узлов оборудования и к полному или частичному выходу оборудования из строя. Кроме того, использование неоригинальных расходных материалов приводит к резкому снижению качества печати. Также среди потенциальных рисков производители отмечают малый ресурс печати, нарушение инфраструктуры печати и рабочего процесса, а также преждевременный или моментальный отказ неоригинальных картриджей".
Согласно информационным письмам фирм-изготовителей принтеров, использование неоригинальных расходных материалов приводит к преждевременному износу механизмов и повышает вероятность выхода из строя оборудования, а также гарантийные обязательства производителя прекращаются по факту неисправности, вызванной использованием неоригинальных картриджей.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент" в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
В приведенном примере, в ходе рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки, Комиссией ФАС России было установлено, что установление Заказчиком показателя, определяющего его потребности по качеству и потребительским свойствам товара, об оригинальности подлежащего к поставке товара обусловлена необходимостью обеспечения технического взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком, соблюдением условий гарантии на имеющееся у Заказчика оборудование и не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Таким образом, в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия требуемых Заказчиком товаров с товарами, используемыми Заказчиком, в документации об Аукционе в электронной форме могут указываться товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", что соответствует требованиям части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 04.03.2011 г. по делу N К-425/11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен Обзор практики рассмотрения жалоб по наиболее типичным нарушениям, возникающим в связи с размещением муниципальных и госзаказов путем проведения аукциона в электронной форме. Даны соответствующие разъяснения.
При установлении заказчиком срока окончания подачи заявок сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать тем, что указаны в извещении о его проведении.
Оператор электронной площадки должен устанавливать время начала проведения аукциона в соответствии с часовым поясом заказчика. Последний определяет дату и время окончания срока подачи заявок по своему местному времени. Оператор не может ограничить право участника подать заявку путем переноса времени окончания соответствующего срока.
Если имеющиеся у заказчика товары совместимы только с продукцией строго определенных товарных знаков, последние можно указывать в документации об аукционе без слов "или эквивалент".
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при проведении аукциона на поставку расходных материалов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант":
начальником отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Абрамовым Г.А.
ведущим консультантом отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Бочаровой Ю.И.