1. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение уполномоченного на осуществление контроля в сфере государственного заказа органа (далее - Уполномоченный орган) о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части необходимости размещения заказа на оказание услуг по обслуживанию банковских счетов граждан, участников федеральной программы, и сообщает.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов для оказания финансовых услуг, в частности: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции).
Услуги по открытию и ведению банковских счетов физических лиц не входят в закрытый перечень услуг, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, требования статьи 18 Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов не распространяются на граждан. Граждане вправе самостоятельно выбирать кредитную организацию для открытия счета, на который будут перечисляться средства государственной поддержки по улучшению жилищных условий граждан.
Таким образом, Уполномоченный орган не вправе проводить отбор кредитных организаций для оказания банковских услуг по открытию, ведению банковских счетов физических лиц и осуществлению расчетов по этим счетам, предназначенным для зачисления средств государственной поддержки по улучшению жилищных условий граждан и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, участников федеральных целевых программ.
2. В ФАС России за разъяснением норм законодательства о размещении заказов в части возможности заключения государственных контрактов на оказание услуг по санаторно-курортному лечению на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов обратился государственный заказчик. ФАС России рассмотрела указанное сообщение и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Вместе с тем, ФАС России считает, что в данном случае под необходимостью срочного медицинского вмешательства следует понимать случаи, при которых создается угроза смерти либо резкого ухудшения состояния здоровья того или иного лица.
Таким образом, по мнению ФАС России, оказание услуг медицинской реабилитации, не является случаем необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем, размещение заказов на указанные услуги на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов неправомерно.
3. ФАС России рассмотрела обращение контролирующего органа в сфере размещения заказов в части ненадлежащего размещения протоколов проведения аукционов в электронной форме и сообщает.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок.
Также, согласно части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановая проверка осуществляется в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Согласно пункту 1 Приказа ФАС России "О разграничении полномочий при осуществлении проверок, рассмотрении жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки" от 23.12.2009 N 863 (далее - Приказ ФАС России) проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществлять в центральном аппарате ФАС России.
Вместе с тем, согласно пункту 2 Приказа ФАС России проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме осуществлять в соответствии с подведомственностью, установленной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379.
Учитывая изложенное, ФАС России считает, что лица, организации, чьи права нарушены, действиями (бездействием) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, вправе обратиться в соответствующий территориальный орган ФАС России (а в случае нарушения прав действиями (бездействием) оператора электронной площадки исключительно в центральный аппарат ФАС России) с соответствующим обращением для проведения внеплановой проверки по возникшим спорным ситуациям.
4. ФАС России рассмотрела обращение государственного заказчика по вопросу применения норм Закона о размещении заказов в части сроков подписания государственного контракта, а также действий заказчика в случае уклонения победителя торгов от заключения государственного контракта и сообщает следующее.
В соответствии с частью 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. При этом согласно пункту 11 статьи 43 Закона о размещении заказов извещение о запросе котировок должно содержать сведения о сроке подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить срок подписания победителем государственного или муниципального контракта, с учетом требований части 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов.
Согласно части 6 статьи 47 Закона о размещении заказов в случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Учитывая изложенное, ФАС России считает, что в случае признания победителя уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик в соответствии с частью 7 статьи 47 Закона о размещении заказов вправе обратиться в суд либо заключить контракт с участником размещения заказа, предложившим такое же или следующее после предложенного победителем лучшее условие исполнения контракта.
Вместе с тем ФАС России обращает внимание, что Законом о размещении заказов не предусмотрено возможности продления срока поставки товара для второго участника размещения заказа.
Также ФАС России обращает внимание на то, что в случае, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, согласно части 8 статьи 46 Закона о размещении заказов, вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок или направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок соответственно в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По согласованию с таким органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
5. ФАС России рассмотрела обращение Уполномоченного органа о применении норм Закона о размещении заказов в части возможности пролонгации имеющихся государственных и муниципальных контрактов и сообщает.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений указанного федерального закона.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
В настоящее время федеральные законы о федеральном бюджете принимаются на предстоящий финансовый год и два плановых периода. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на три года.
Учитывая вышеизложенное, заказчик, в случае доведения до него лимитов бюджетных обязательств на срок более одного года, вправе проводить торги и заключать государственные контракты на поставку продукции на срок более 1 года. По истечении данного срока, заказчики должны проводить новую процедуру размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
6. ФАС России рассмотрела обращение государственного заказчика по вопросу применения норм Закона о размещении заказов в части установления требований к участникам размещения заказа о выполнении строительных работ собственными силами и сообщает.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, установление в документации о торгах требования к участникам размещения заказа о выполнении работы собственными силами является дополнительным требованием к участникам размещения заказа и нарушает положения части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
7. ФАС России рассмотрела обращение Уполномоченного органа по вопросу применения норм Закона о размещении заказов в части правомерности установления заказчиком в документации об аукционе требований к описанию выполняемых работ и сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг.
Учитывая изложенное ФАС России считает, что заказчик вправе установить требования к описанию участником размещения заказа в составе заявки характеристик, влияющих на качество выполнения работ, в частности к применяемым материалам, соответствию их противопожарным и другим требованиям, методике производства работ и т.п.
Между тем, установление требований о представлении графика производства работ с указанием их наименования, трудоемкости в ч/ч, количества смен и других, не влияющих на качество выполнения работ характеристик, нарушает положения Закона о размещении заказов.
Указанная практика распространяется также и на аукционы в электронной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Требования законодательства о госзакупках и защите конкуренции не распространяются на физлиц. В частности, уполномоченные органы не вправе проводить отбор кредитных организаций для оказания услуг по обслуживанию банковских счетов, предназначенных для зачисления средств господдержки по улучшению жилищных условий граждан. Физлица вправе самостоятельно выбрать такую организацию.
Оказание услуг медицинской реабилитации не относится к срочному медицинскому вмешательству. Размещать заказ на эти услуги у единственного поставщика (вследствие непреодолимой силы) неправомерно.
Лица, чьи права нарушены при проведении открытого аукциона в электронной форме, вправе обратиться в соответствующий территориальный орган ФАС России для проведения внеплановой проверки. Нарушения прав действиями (бездействием) оператора электронной площадки рассматриваются исключительно центральным аппаратом ФАС России.
Заказчик самостоятельно определяет срок для подписания контракта победителем в проведении запроса котировок. Если победителем срок не соблюден, он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик, в частности, вправе обратиться в суд либо заключить контракт с участником размещения заказа, занявшим второе место.
Проводить торги и заключать государственные контракты на поставку продукции на срок более 1 года возможно при выделении лимитов бюджетных обязательств на аналогичный период. Но по истечении указанного срока заказчики должны вновь разместить соответствующий заказ.
Требования к участникам размещения заказа о выполнении строительных работ собственными силами являются незаконными. Заказчик также не вправе устанавливать в документации об аукционе (в т. ч. проводимом и в электронной форме) требования к описанию в составе заявки характеристик, не влияющих на качество выполнения работ. В частности, речь идет о представлении графика производства работ с указанием их наименования, трудоемкости, количества смен и др.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Герасимовой С.В.