Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного определением от 22.09.2009 N К-680/09АК823-09 в отношении должностного лица Заказчика - председателя конкурсной комиссии Заказчика, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Заказчиком проводился открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по перемещению документов архивного фонда.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске участнику размещения заказа на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 19.08.2009 N 2/ОК ООО 1 и ООО 2 отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с тем, что "к заявке не приложены документы, подтверждающие право участника размещения заказа, а также третьих лиц, привлекаемых им, к транспортировке и разгрузке документов, осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну". Кроме того, ООО 2 отказано в допуске к участию в Конкурсе и в связи с тем, что "в представленных ООО 2 документах пронумерованы в составе других и нотариально заверенные документы, что не соответствует требованиям конкурсной документации и нарушает правила о нотариате".
Подпунктами 3.3.1.3 пункта 3.3 "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе" раздела I.2 "Общие условия проведения конкурса" Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, копии лицензий на выполнение работ, являющихся предметом Конкурса, в случаях, предусмотренных конкурсной документацией.
В пункте 15 "Сведения и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе" раздела I.3 "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации не содержится требования представлении копий лицензий на осуществление охранной деятельности и на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Пунктом 5 "Требование к качеству услуг" части III "Техническое задание" Конкурсной документации установлено, в том числе, что "исполнитель должен обеспечить в период транспортировки гарантированную сохранность и надежную защиту документов, в том числе содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну".
Согласно указанным положениям Конкурсной документации не следует, что участник размещения заказа должен приложить в составе заявки на участие в Конкурсе документы, подтверждающие право участника размещения заказа, а также третьих лиц, привлекаемых им, к транспортировке и разгрузке документов, осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, конкурсная комиссия Заказчика неправомерно отказала в допуске к участию в Конкурсе ООО 1, что нарушает часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Все документы, представленные в Заявке ООО 2, в том числе и нотариально заверенные документы пронумерованы.
Подпунктами 3.1.3 пункта 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" раздела I.2 "Общие условия проведения конкурса" Конкурсной документации установлено, что "все страницы представленных документов, кроме нотариально заверенных копий, должны быть пронумерованы".
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.3. статьи 25 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Таким образом, конкурсная комиссия Заказчика неправомерно отказала в допуске к участию в Конкурсе ООО 2, что нарушает часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
За нарушение членом комиссии порядка отбора участников конкурса на право заключить государственный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов, частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность.
15.10.2009 в ФАС России поступила надлежащим образом заверенная копия протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 19.08.2009 N 2/ОК, указанный протокол подписан председателем конкурсной комиссии - должностным лицом Заказчика.
Таким образом, в действиях председателя конкурсной комиссии Заказчика, отказавшего в допуске к участию в Конкурсе ООО 1 и ООО 2 по основанию, не предусмотренному законодательством о размещении заказов, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Административное правонарушение совершено по месту рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Местом совершения правонарушения в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 19.08.2009 N 2/ОК является место рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Временем совершения административного правонарушения является дата подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 19.08.2009 N 2/ОК - 19.08.2009.
Протокол по делу об административном правонарушении от 17.11.2009 N К-680/09АК823-09 подписан защитником председателя комиссии Заказчика по доверенности от 20.10.2009.
Защитником представлены письменные объяснения, в которых она ссылается на следующие обстоятельства.
1. Нормами Конкурсной документации установлено, что участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в Конкурсе документы или их копии подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса.
Согласно пункту 5 "Требования к качеству услуг" Технического задания части III Конкурсной документации "исполнитель должен обеспечить в период транспортировки гарантированную сохранность и надежную защиту документов, в том числе содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
В составе заявки ООО 1 поданной на участие в Конкурсе отсутствовали или их копии, подтверждающие право ООО 1 осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. При этом основанием для отказа в допуске, по мнению членов конкурсной комиссии Федерального архивного агентства, предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Таким образом, с учетом положения пункта 2 определения Конституционного суда Российской Федерации, вина членов конкурсной комиссии Заказчика отсутствует, т.к. каждый член конкурсной комиссии Заказчика в момент вынесения своего решения был убежден, что решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе ООО 1 принимает в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
2. Подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 раздела 1.2 Конкурсной документации установлено, что все страницы представленных документов, кроме нотариально заверенных копий, должны быть пронумерованы.
Таким образом, с учетом положений норм законодательства о нотариате, ООО 2 в составе своей заявки представил выписку из ЕГРЮЛ не имеющую юридическую силу, следовательно, вина членов конкурсной комиссии Заказчика отсутствует, т.к. каждый из них в момент вынесения своего решения был убежден, что решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе ООО 2 принимает в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
3. Вместе с тем, по мнению защитника в соответствии со статьей 2.9 КоАП указанное дело об административном правонарушении может быть прекращено в связи с тем, что предписание ФАС России от 31.08.2009 по делу N К-680/09 о нарушении законодательства о размещении заказов выполнено. Письмом от 14.09.2009 Заказчика направило в ФАС России документы, подтверждающие исполнение указанного предписания.
Рассмотрение дела об указанном административном правонарушении состоялось 16.12.2009 в 12.00 по адресу г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11.
На рассмотрении дела об административном правонарушении 12.12.2009 защитник по доверенности от 20.10.2009 изложила устно доводы, указанные в письменных объяснениях.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
1. В ходе проведения административного расследования по указанному делу было установлено, что из содержания подпункта 3.3.1.3 "б" пункта 3.3 "Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе" раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса", подпункта 1.2 пункта 15 "Информационная карта" и пункта 5 "Требования к качеству услуг" части III "Техническое задание" Конкурсной документации не следует, что участник размещения заказа должен приложить в составе заявки на участие в Конкурсе документы, подтверждающие право участника размещения заказа, а также третьих лиц, привлекаемых им, к транспортировке и разгрузке документов, осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2. В силу части 3.3. статьи 25 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Ссылка защитника на Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не может быть принята во внимание, поскольку предметом регулирования указных Основ является совершение нотариусами в Российской Федерации нотариальных действий.
3. Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений" исполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) не является обстоятельством, характеризующим малозначительность совершенного административного правонарушения. Оно в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитывается при назначении административного наказания.
Вина председателя конкурсной комиссии Заказчика состоит в том, что он не выполнил установленные требования Закона о размещении заказов и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о размещении заказов требований, при рассмотрении дела не установлены.
Вина председателя конкурсной комиссии Заказчика в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП, доказана материалами дела об административном правонарушении и подтверждается, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 80-84), приказом Заказчика от 06.03.2008 N 16 (л.д. 76), конкурсной документацией (л.д. 78-75), протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе (л.д. 29-45).
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного председателем конкурсной комиссии Заказчика административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение указанного дела, не выявлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность совершенного ,указанным лицом административного правонарушения - не выявлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного , административного правонарушения - не выявлены.
Таким образом, председателя конкурсной комиссии Заказчика, нарушившего порядок отбора участников аукциона на право заключить государственный контракт, в том числе отказавшего в допуске к участию в аукционе по основанию, не предусмотренному законодательством о размещении заказов, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 23.66, 29.9, 7.30 КоАП, постановил:
1. Признать в действиях председателя конкурсной комиссии Заказчика, нарушившего порядок отбора участников аукциона на право заключить государственный контракт, в том числе отказавшего в допуске к участию в аукционе по основанию, не предусмотренному законодательством о размещении заказов, нарушение части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
2. За нарушение членами конкурсной комиссии порядка отбора участников аукциона на право заключить государственный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.30 КоАП.
3. Наложить на председателя конкурсной комиссии Заказчика, штраф в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
УФК по г. Москве
(для ФАС России)
КБК 161 1 1633010010000140
ОКАТО 45286575000
Банк получателя Отделение 1 Московского ГТУ
Банка России
г. Москвы
БИК 044583001
Расчетный счет 40101810800000010041
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2009 г. N К-680/09АК823-09 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был