1. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение государственного заказчика о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части необходимости установления требований при размещении заказов на строительство и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается, в том числе, следующее обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Учитывая вышеизложенное, в случае размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства заказчик в документации о торгах обязан установить требование о наличии у участников размещения заказа допуска к работам по организации строительства в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом действия Заказчика по установлению в документации о торгах требования об обязательном предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе свидетельств о допуске к отдельным видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и неустановлению требований о наличии у участников размещения заказа допуска к работам по организации строительства, не соответствуют части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса и части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России разъясняет, что частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
При этом приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2010 N 1042 утверждена новая форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В приложении к указанной форме отражается предельная стоимость соответствующих работ, размер которой не может быть превышен в рамках заключения членом саморегулируемой организации одного договора.
Таким образом, для допуска к участию в торгах указанная стоимость должна быть не ниже начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком в документации о торгах в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное ФАС России считает, что при проведении торгов на выполнение работ по подготовке проектной документации или организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства заказчик обязан установить требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации или организации строительства, в котором указана предельная стоимость по подготовке проектной документации или организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд СРО, и осуществить допуск (не допуск) участника размещения заказа к участию в торгах в соответствии с указанным требованием, в случае наличия (отсутствия) такого свидетельства и соответствия (не соответствия) свидетельства требованиям действующего законодательства, в том числе наличия в свидетельстве предельной стоимости соответствующих работ, размер которой не меньше начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком в документации о торгах.
2. В ФАС России поступило обращение уполномоченного на размещение заказов органа муниципального образования (далее - Заказчик). В своем обращении Заказчик просит разъяснить возможность заключения сторонних договоров, в том числе трехсторонних договоров с победителем торгов. ФАС России рассмотрел указанное обращение и сообщает.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статья 764 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет стороны по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Так со стороны подрядчика может выступать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Государственными заказчиками по государственному контракту в рассматриваемом случае могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Муниципальными заказчиками по муниципальному контракту в рассматриваемом случае могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Одновременно с этим в статье 5 Закона о размещении заказов дано понятие размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, под которым понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Законом о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов установлен особый порядок заключения и исполнения государственных контрактов и их субъектный состав: подрядчик и заказчик.
Учитывая изложенное ФАС России считает, что заключение трех и более сторонних контрактов, указанных в Обращении, не представляется возможными, ввиду того, что действующим законодательством Российской Федерации о размещении заказов не предусмотрено заключение с победителем торгов (исполнителем) иных государственных контрактов, в том числе трехсторонних.
Дополнительно ФАС России сообщает, что главой 3.1 Закона о размещении заказов установлено, что по результатам проведенных аукционов в электронной форме государственные (муниципальные) контракты заключаются в форме электронного документа и подписываются сторонами контракта электронной цифровой подписью в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Заключение государственного (муниципального) контракта в письменной форме в дополнение к заключенному в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов государственному (муниципальному) контракту в форме электронного документа не предусмотрено Законом о размещении заказов.
3. В ФАС России поступило обращение государственного заказчика о возможности увеличения цены государственного контракта. ФАС России рассмотрел указанное обращение и сообщает следующее.
Из обращения следует, что в целях реализации Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2008 - 2011 годы)" по итогам проведения открытого аукциона на выполнение работ по капитальному строительству лабораторного корпуса заключен государственный контракт.
Как следует из обращения, в связи с изменениями действующего законодательства и с целью реализации откорректированного проекта и необходимостью оснащения лабораторных корпусов современным технологическим оборудованием, Роспотребнадзором продлен срок реализации программы до 2012 года и практически в 2 раза увеличен объем финансирования.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Закона о размещении заказов. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий исполнения контракта.
Таким образом, увеличение Заказчиком цены Контракта в ходе исполнения государственного контракта является нарушением части 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России сообщает, что в настоящее время за данное нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Если заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов, которые влияют на безопасность, размещается путем проведения торгов, то у участника обязательно должен быть допуск к работам по организации строительства.
При этом неправомерно устанавливать в документации требования об обязательном предоставлении в составе заявки свидетельств о допуске к отдельным видам работам, которые влияют на безопасность объектов капстроительства. Речь также идет о случаях, когда не указано на обязательное наличие у участников допуска к работам по организации строительства.
При проведении торгов на подготовку проектной документации или на организацию строительства, реконструкции, капремонта заказчик обязан установить требование о наличии свидетельства о допуске к соответствующим работам. В нем должна быть указана предельная стоимость по подготовке проектной документации или организации строительства, реконструкции, капремонта, исходя из размера которой членом СРО был сделан взнос в компенсационный фонд СРО. Участник допускается к торгам, если у него есть такое свидетельство и оно соответствует требованиям действующего законодательства.
По мнению ФАС России, заключение трехсторонних контрактов (и более) с победителем торгов невозможно.
По результатам аукционов в электронной форме госконтракты заключаются в виде электронного документа и подписываются ЭЦП. Дополнительный контракт в письменной форме не предусмотрен Законом о размещении заказов.
Цена контракта является твердой. Она не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением отдельных случаев.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных объема работ и иных условий исполнения.
Таким образом, увеличение цены контракта в ходе его исполнения является нарушением. За это предусмотрена административная ответственность.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Герасимовой С.В.