1. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение контролирующего органа о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и сообщает следующее.
Из обращения следует, что государственными заказчиками, а именно филиалами Государственного учреждения фонда социального страхования, на основании Актов о несчастных случаях на производстве заключаются с единственными поставщиками государственные контракты об оплате расходов на лечение застрахованных лиц по прошествии длительного периода времени.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом к уведомлению, направляемому заказчиком в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, должна прилагаться копия документа, подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копия заключенного контракта.
Согласно представленному в составе обращения договору, предметом договора является оплата лечения застрахованного лица после тяжелого несчастного случая на производстве, произошедшего в марте, что зафиксировано медицинским заключением о характере степени тяжести повреждения здоровья и актом "О несчастном случае" в июле.
По мнению ФАС России, лечение застрахованного лица, осуществляемое заказчиком в случае возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства, предполагает нецелесообразность применения иных способов размещения заказа, требующих затрат времени. Таким образом, заключение контракта по прошествии длительного периода времени на основании документа, подтверждающего возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства, не является основанием для размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем предметом представленного в составе обращения договора является оплата проведенного лечения застрахованного лица после тяжелого несчастного случая на производстве в соответствии с перечнем работ, услуг по лечению застрахованного лица. Однако в представленных документах отсутствует информация о времени проведения соответствующего лечения. При этом в случае, если в соответствии с указанным договором осуществляется оплата лечения, осуществленного непосредственно после возникновения несчастного случая, то в данном случае размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России обращает внимание, что при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае необходимости дополнительного срочного медицинского вмешательства к уведомлению, направляемому заказчиком в порядке, предусмотренном пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, должна прилагаться копия документа, подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт и свидетельствующего о необходимости срочного медицинского вмешательства.
2. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов при размещении заказа на оказание услуг подвижной связи и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не относится.
Таким образом, заключение государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем) не подпадает под действие пункта 1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и должно осуществляться путем проведения торгов, запроса котировок или у единственного поставщика в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов с учетом ограничений, установленных Законом о размещении заказов.
Из обращения следует, что заказчиком объявлен открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в 2011 году, который в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подана ни одна заявка в соответствии с частью 21 статьи 41.8 Закона о размещении заказов признан несостоявшимся.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 55 Закона о размещении заказов в случае, если аукцион признан несостоявшимся, то заказчик вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти - ФАС России (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пункта 11 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Дополнительно ФАС России обращает внимание, что согласно документации об аукционе Заказчиком установлено обязательное требование об обслуживании в рамках исполнения контракта уже имеющихся телефонных номеров, указанных в техническом задании, имеющих "префикс" 903, 905, 962. Данное требование влечет за собой невозможность его выполнения иными операторами и ограничивает количество участников Аукциона до одного оператора, что является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ФАС России обращает внимание на недопустимость установления в документации об аукционе требований ограничивающих количество участников размещения заказа.
3. ФАС России рассмотрел обращение оператора электронной площадки о разъяснении положений Закона о размещении заказов в части проведения аукционов в электронной форме и сообщает следующее.
Согласно части 4 статьи 41.10 Закона о размещении заказов открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения, за исключением случая, установленного частью 18 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. В соответствии с частью 18 статьи 41.10 Закона о размещении заказов в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт. В этом случае открытый аукцион в электронной форме проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона о размещении заказов о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме.
ФАС России обращает внимание, что в случае, предусмотренном частью 18 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, согласно части 9 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, победителем открытого аукциона в электронной форме признается участник открытого аукциона, который предложил наиболее высокую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе, и заключение контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 41.12 Закона о размещении заказов.
5. ФАС России рассмотрел обращение государственного заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов и сообщает следующее.
Из обращения следует, что заказчик осуществляет размещение заказа в том числе и для своих филиалов (территориальных учреждений). Предметом заказа является отбор изготовителя полиграфической продукции - бланков документов государственного образца, и указанные работы отобранного изготовителя оплачиваются грузополучателями, то есть филиалами заказчика на основе заключаемых им с победителем конкурса договоров, сумма которых не превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, за счет собственных средств.
Следовательно, при осуществлении государственным заказчиком рассматриваемых конкурсов, а также размещении в рассматриваемом случае филиалами заказа на данные виды работ (услуг) требования Закона о размещении заказов не распространяются.
Однако, в случае, если оплата по такому виду договоров осуществляется филиалом и сумма соответствующего договора превышает установленный Центральным банком Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (100 000,00 рублей), территориальное учреждение обязано осуществлять отбор изготовителя бланочной продукции исключительно с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о размещении заказов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы размещения госзаказов.
Заключение контракта по прошествии длительного периода времени на основании документа, подтверждающего необходимость срочного медицинского вмешательства, не является основанием для размещения заказа у единственного поставщика.
Заказ размещается у единственного поставщика, если поставки товаров входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий. К ним не относятся услуги подвижной радиотелефонной связи. Заказ на их оказание размещается путем проведения торгов, запроса котировок или у единственного поставщика (если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб.).
Если аукцион признан несостоявшимся, то заказчик вправе объявить о проведении повторного. По согласованию с уполномоченным органом можно разместить заказ у единственного поставщика.
Открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной цены контракта. Если она опустилась до 0, проводится открытый аукцион на право заключить контракт путем повышения цены.
Если в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует указание на товарный знак, то первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие установленным значениям, и товарный знак (при его наличии) предлагаемой продукции. Если это требование не выполняется, то участник не допускается к аукциону.
Заказчик размещает заказы для своих филиалов. Предмет заказа - отбор изготовителя полиграфической продукции. Работы оплачиваются филиалами на основе заключаемых с победителем договоров. Их сумма не превышает предельный размер расчетов наличными между юрлицами по 1 сделке.
Следовательно, при осуществлении заказчиком рассматриваемых конкурсов, а также размещении филиалами заказа на данные виды работ требования Закона о госзаказах не распространяются.
Если оплата по такому виду договоров осуществляется филиалом и сумма договора превышает предельный размер расчетов наличными между юрлицами по 1 сделке, то изготовитель отбирается с соблюдением порядка, предусмотренного законодательством о госзаказах.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" ведущим консультантом отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Герасимовой С.В.