Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Маковлева А.Ю.,
членов комиссии:
заместителя начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Савченко В.В.,
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
главного государственного инспектора отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Брусенцова Н.А.,
при участии представителей Министерства образования и науки Российской Федерации Аксеновой Н.В., Приходченко К.И., Шаброва Р.В., представителя ООО "ЕГРОК" Софронова П.В., представители ЗАО "Сбербанк-ACT" на рассмотрение жалобы не явились, о месте, дате и времени заседания Комиссии уведомлены надлежащим образом (телеграмма от 01.07.2011 N Т-4467/11),
рассмотрев жалобу ООО "ЕГРОК" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по реконструкции здания, закрепленного за Минобрнауки России по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1, (номер извещения 73100003711000221) (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, а именно:
1. Заказчик в документации об Аукционе в электронной форме не установил требования к объему работ.
2. Документацией об Аукционе в электронной форме неправомерно установлены требования о предоставлении в составе вторых частей заявок копии "Лицензии МЧС России", копии "Лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV класса со следующим перечнем отходов: пыль бетонная, мусор строительный, отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме".
3. Документация об Аукционе в электронной форме "содержит требование о наличии в свидетельстве на выполнении работ по реконструкции не только допуска к работам по организации строительства, но и другие допуски (виды работ)".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
03.06.2011 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 572 500 000 рублей.
Согласно протоколу проведения Аукциона в электронной форме на участие в Аукционе в электронной форме подана и допущена одна заявка от участника размещения заказа.
Минимальное предложение о цене государственного контракта составило 566 775 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении Аукциона в электронной форме указываются предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1.1 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе в электронной форме, предметом является разработка проектно-сметной документации на реконструкцию здания и выполнение работ по его реконструкции.
Соответственно, предметом Аукциона в электронной форме является выполнение работ, в том числе на разработку сметной документации, а не поставку товара.
Техническим заданием документации об Аукционе в электронной форме установлен объем, подлежащих выполнению работ, условия и общие требования к работам, их перечень, общая площадь, на которой требуется выполнить работы, требования к качеству, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика.
Вместе с тем, 03.06.2011 ФАС России направила разъяснения в адрес Заказчика, в том числе по вопросу недопустимости объединения в один лот работ по строительству и проектированию.
Однако документация об Аукционе в электронной форме размещена Заказчиком на Официальном сайте до получения соответствующих разъяснений. Соответственно, Заказчик не имел возможности ознакомиться с направленными разъяснениями ФАС России до размещения документации об Аукционе в электронной форме.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствие с подпунктом 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающим Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, указано, что производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", утверждающему "Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" в пункте 2 указано, что "под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций".
Пунктом 2.4.7 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме Заказчиком указано о необходимости создания сети технических средств охраны и пожарной сигнализации при выполнении работ. Подрядчику в соответствии с данным пунктом Технического задания необходимо будет создать систему газового автоматического пожаротушения.
Пунктом 2.4.7.4 "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме Заказчиком предусмотрено также создание в ходе производства работ системы Автоматической пожарной сигнализации.
Пункт 2.4.7.6. "Техническое задание" документации об Аукционе в электронной форме предусматривает проектирование и монтаж системы Автоматического пожаротушения.
Таким образом, документация об Аукционе в электронной форме предусматривает необходимость выполнения работ, включающих в себя виды работ, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 25.10.2006 N 625 и в подпункте 39 пункта 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" установлено, что "Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, где пункт 74 - деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 (ред. от 30.07.2003) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" утвержден классификатор отходов I - IV класса опасности, образующихся на территории Российской Федерации. В классификаторе указаны отходы, в том числе: 91200601 01 00 4 - мусор строительный от разборки зданий, который является отходами 4 класса опасности, на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение которых требуется наличие лицензии.
В перечень работ согласно документации об Аукционе в электронной форме входят работы по демонтажу и разборке здания (п. 1-5 Укрупненного перечня работ Технического задания), в процессе которых будет образовываться строительный мусор, а также предусмотрены работы по вывозу мусора.
Следовательно, предъявление требований к участникам размещения заказа о предоставлении в составе вторых частей заявок копии "Лицензии МЧС России", копии "Лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV класса со следующим перечнем отходов: пыль бетонная, мусор строительный, отходы асфальтобетона и/или асфальтобетонной смеси в кусковой форме" не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно пункту 2 статьи 47, пункту 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться лицами, имеющими выданные соответствующими саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1. статьи 52 ГрК РФ предусматривает, что если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, в документации об Аукционе в электронной форме установлены требования о наличии действующих свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданных саморегулируемыми организациями (СРО).
Однако документация об Аукционе в электронной форме размещена Заказчиком на Официальном сайте до получения соответствующих разъяснений. Соответственно, Заказчик не имел возможности ознакомиться с направленными разъяснениями ФАС России до размещения документации об Аукционе в электронной форме.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ЕГРОК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.Ю. Маковлев |
члены Комиссии: |
В.В. Савченко |
|
Ю.В. Горяинова |
|
А.Н. Буйлова |
|
Н.А. Брусенцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2011 г. N К-1381/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2011 г. N ГЗ/00820)
Текст решения официально опубликован не был