Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Савченко В.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Пудова А.А.,
заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Горяиновой Ю.В.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Буйловой А.Н.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Бочаровой Ю.И.,
при участии представителей Государственного бюджетного образовательного учреждении высшего профессионального образования "Московский государственный медико-стоматологический университет" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России) Гориной А.В., Яковенко И.Ю., Колесника В.В., Синицына С.Е., Левина Е.Б., представителя ООО "СПЕКТР ПЛЮС" на заседание комиссии не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены (20.09.2011 N Т-6999/11),
рассмотрев жалобу ООО "СПЕКТР ПЛЮС" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта для выбора генподрядной организации на выполнение строительных работ в 2011 - 2014 гг. по объекту: "Строительство комплекса зданий Московского государственного медико-стоматологического университета в г. Москве (2-й пусковой комплекс) государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (со сносом существующих строений, благоустройством, инженерными коммуникациями с учетом 1-го пускового комплекса) (извещение N 0373100045911000244) (далее - Аукцион в электронной форме) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
В пункте 8.19 Информационной карты аукциона Заказчиком установлены неправомерные требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме, а именно:
- копия выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники;
- копия выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору лицензии на право сооружения установок, в которых содержатся радиоактивные вещества;
- копия выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на территории г. Москвы и Московской области на виды отходов (сбор и транспортировка);
- копия выданной Федеральной службой по техническому и экспертному контролю действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- копия выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) - техническое обслуживание аппаратов рентгеновских медицинских;
- копия выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий действующей лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- наличие выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство, на объектах, стоимость которых, по одному договору, равна или превышает начальную (максимальную) цену контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что документация об Аукционе в электронной форме разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
29.08.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 4 713 864 176 рублей 65 копеек. Согласно извещению о проведении Аукциона в электронной форме дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе в электронной форме 03.10.2011 в 9:00 (по местному времени).
1. 15.09.2011 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о внесении изменений в извещение о проведении Аукциона в электронной форме, в соответствии с которым из пункта 8.19 Информационной карты аукциона Заказчиком исключены требования о предоставлении участниками размещения заказа во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме:
- копии выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на территории г. Москвы и Московской области на виды отходов (сбор и транспортировка);
- копии выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий действующей лицензии на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В пункте 8.19 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме:
- копии выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) со следующими видами медицинской техники, подлежащей техническому обслуживанию: аппараты и оборудование для травматологии и механотерапии; бальнеологическое и водолечебное оборудование; дезинфекционное оборудование; мебель медицинская; наркозно-дыхательные и реанимационные приборы, аппараты и оборудование; приборы, аппараты и оборудование для рентгенологии, томографии, урологии и очищения крови вне организма, функциональной диагностики, инструменты для хирургии и нейрохирургии; стерилизационное оборудование; эндоскопическое оборудование;
- копии выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) - техническое обслуживание аппаратов рентгеновских медицинских.
В соответствии с Техническим заданием, а также пунктом 2 проекта государственного контракта в обязанности генерального подрядчика входит монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования.
Вместе с тем, документацией об Аукционе в электронной форме не предусмотрена поставка медицинского оборудования.
Следовательно, требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме вышеуказанных копий лицензий противоречит части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В пункте 8.19 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме копии выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору лицензии на право сооружения установок, в которых содержатся радиоактивные вещества.
В состав работ генерального подрядчика входят работы по строительству внутри основного здания клиники помещений отделения радиоизотопной диагностики (ОРД) с ПЭТ-центром (позитронно-эмиссионный томограф) с соответствующими внутренними инженерными сетями и оборудованием.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" ОРД относится к радиационному источнику, так как в нем установлены: электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение (циклотрон, совмещенный с позитронно-эмиссионным и компьютерным томографом); защитные боксы для приготовления радиофармпрепаратов (РФП); лаборатории синтеза РФП; архив РФП; хранилища РФП; хранилища радиоактивных отходов и т.д., которые в соответствии с Общими положениями обеспечения безопасности радиационных источников (нп-038-02), утвержденными постановлением Госатомнадзора России от 18.11.2002 N 11, являются радиационными источниками.
Согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 865 в перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, входит размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Соответственно работы по сооружению внутри основного здания клиники помещений отделения радиоизотопной диагностики с ПЭТ-центром требуют у участников размещения заказа наличия лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на право сооружения установок, в которых содержатся радиоактивные вещества, в части выполнения соответствующих работ и оказания услуг эксплуатирующей организации.
Также в пункте 8.19 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме копии выданной Федеральной службой по техническому и экспертному контролю действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Как пояснили представители Заказчика в состав работ генерального подрядчика входят работы по монтажу, установке и ввод в эксплуатацию комплексной информационной системы (КИС), которая подразумевает автоматизацию лечебного процесса, хранение и обработку информации, содержащаяся в медицинских документах граждан и позволяющая идентифицировать его личность (персональные данные).
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе в электронной форме информационная система в целом и ее отдельные подсистемы реализуются в патологоанатомическом корпусе персональными компьютерами с установленными на них соответствующим программным обеспечением, подключенными через системы СКС и ЛВС к центральным ресурсам информационных систем, расположенных в здании 2-го пускового комплекса и в здании 1-й пусковой очереди.
Со слов представителей Заказчика документацией об Аукционе в электронной форме предусмотрена поставка компьютеров, принтеров и т.д., а также будут созданы рабочие места.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно документации об Аукционе в электронной форме предметом Аукциона в электронной форме является выбор генподрядной организации на выполнение строительных работ.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в один лот со строительными работами включена поставка не монтируемого оборудования. Следовательно требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме данной копии лицензии противоречит части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В пункте 8.19 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство, на объектах, стоимость которых, по одному договору, равна или превышает начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов обязательным требованием к участникам размещения заказа является, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом, согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлены виды работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, требование о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к следующим видам работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство, на объектах, стоимость которых, по одному договору, равна или превышает начальную (максимальную) цену контракта соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Согласно информации, размещенной Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru для того, чтобы ознакомиться с проектной документацией необходимо перейти по ссылке, указанной в данном файле.
Следовательно, неразмещение Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru проектной документации в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, нарушает права участников размещения заказа на информационное обеспечение размещения заказа в предусмотренных Законом о размещении заказов формах и объеме, а также права на формирование ими своего аукционного предложения с учетом потребностей Заказчика, сформулированных в проектной документации, которая должна являться неотъемлемой частью документации об Аукционе в электронной форме, что является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно пункту 4.7 проекта государственного контракта генподрядчик обязан заключать договоры субподряда, без права передачи своих прав и обязательств по контракту, только с письменного согласия госзаказчика, что противоречит требованиям части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕКТР ПЛЮС" обоснованной в части установление Заказчиком требования о наличии во второй части заявки на участие в Аукционе в электронной форме копии выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники; копии выданной Федеральной службой по техническому и экспертному контролю действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; копии выданной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) - техническое обслуживание аппаратов рентгеновских медицинских.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать в связи с тем, что по установленным фактам нарушения Закона о размещении заказов Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание от 22.09.2011 по делу N К-2091/11.
4. Материалы дела от 22.09.2011 N К-2092/11 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать в связи с тем, что по установленным фактам административных правонарушений материалы дела от 22.09.2011 N К-2091/10 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ведущий заседание Комиссии: |
В.В. Савченко |
члены Комиссии: |
А.А. Пудов |
|
Ю.В. Горяинова |
|
А.Н. Буйлова |
|
Ю.И. Бочарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2011 г. N К-2092/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2011 г. N ГЗ/01904)
Текст решения официально опубликован не был