1. В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступило обращение о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части проведения открытого аукциона на право заключить государственный (муниципальный) контракт, и сообщает следующее.
Согласно части 6.1 статьи 37 Закона о размещении заказов в случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт.
В настоящее время перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, размещается федеральными заказчиками путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 18 статьи 41.10 Закона о размещении заказов в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт. В этом случае открытый аукцион в электронной форме проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения открытого аукциона в электронной форме с учетом следующих особенностей:
1) открытый аукцион в электронной форме в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
2) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с настоящей частью участник открытого аукциона в электронной форме не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для такого участника размещения заказа, указанной в содержащемся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, решении об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа;
3) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт до достижения цены контракта, превышающей соответствующее значение начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об открытом аукционе в электронной форме, исходя из цены контракта, достигнутой на открытом аукционе в электронной форме, проводимом в соответствии с настоящей частью.
При этом, победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае счет на оплату права заключения государственного контракта выставляется победителю аукциона, который вправе исполнять контракт.
Дополнительно ФАС России сообщает, что исполнение государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, заключенного по результатам торгов осуществляется на основании требований и положений соответствующей документации о торгах, при этом порядок установления тарифов нормами законодательства Российской Федерации о размещении заказов не регулируется.
2. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение негосударственной некоммерческой организации о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и сообщает следующее.
В соответствии с письмом ФАС России о разъяснении Закона о размещении заказов от 23.05.2011 N ИА/19714, размещенного на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru, в документации о торгах на выполнение инженерных изысканий запрещается устанавливать требование к участникам размещения заказа о наличии выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к отдельным видам работ по инженерным изысканиям. Необходимым и достаточным условием является наличие у участника размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации инженерных изысканий.
Вместе с тем, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 N 238 внесены изменения в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" в части исключения с 13.01.2012 вида работ по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, требование заказчиков о наличии у участников размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации инженерных изысканий правомерно до вступления в силу соответствующих изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, то есть до 13.01.2012.
3. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение государственного заказчика о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и сообщает следующее.
Часть 3 статьи 22, часть 3 статьи 34, часть 2 статьи 45 Закона о размещении заказов устанавливает право заказчика размещать заказы на поставку товаров с указанием в конкурсной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о запросе котировок на конкретные товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", в случае если закупаемый товар должен использоваться с уже имеющимся у заказчика товаром на условии полной совместимости. Кроме того, заказчик вправе установить в конкурсной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о запросе котировок конкретные товарные знаки закупаемых товаров без сопровождения словами "или эквивалент" в случае размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов, к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Под технической документацией на машины и оборудование, используемые заказчиком, применимо к данной норме Закона о размещении заказов, понимаются инструкции по эксплуатации, технические паспорта указанных машин и оборудования, в соответствии с которыми, в том числе, определены гарантийные обязательства производителя.
Кроме того, в технической документации на машины и оборудование, используемые заказчиком, могут содержатся условия гарантийных обязательств производителя, в соответствии с которыми данные обязательства не распространяются в случае использования расходных материалов и запасных частей торговой марки отличной от торговой марки машин и оборудования, используемых заказчиком. Указанное обстоятельство также является основанием для установления заказчиком в конкурсной документации, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о запросе котировок требования о поставке запасных частей и расходных материалов с указание на конкретные товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент".
Положения части 3 статьи 22, части 3 статьи 34, части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов распространяется также на закупку запасных частей и картриджей к офисной технике и электронике, используемые заказчиком. То есть заказчик вправе установить товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент" при закупке запасных частей и картриджей к офисной технике и электронике, при условии, что данная техника уже используется заказчиком на основании ранее заключенных государственных или муниципальных контрактах или иных договоров.
4. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение государственного заказчика о разъяснении положений Федерального закона Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и сообщает следующее.
Пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку обеспечение гарантии поставщика на товар является обеспечительной мерой в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, то заказчик при размещении заказов на поставку машин и оборудования применяет принцип аналогии закона для определения способов обеспечения гарантии поставщика на товар, а также требования к различным способам обеспечения гарантий поставщика на товар, т.е. заказчик руководствуется положениями статей 29 и 41.12 Закона о размещении заказов.
Право определения способа обеспечения гарантий поставщика на товар определяется исполнителем по государственному или муниципальному контракту самостоятельно на основании части 4 статьи 29, а также части 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
5. ФАС России рассмотрело обращение участника размещения заказа о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части изменения условий заключенного контракта и сообщает.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, частями 6 - 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Частью 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения об изменении условий контракта.
Таким образом, Закон о размещении заказов допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменение условий контракта, в части согласования поставки товара с улучшенными характеристиками и качеством.
При этом, критерии определения лучших характеристик и качества товара Законом о размещении заказов не установлены, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет и согласовывает исполнителю по контракту такие критерии.
При исполнении контракта одностороннее изменение поставщиком технических характеристик и качества товара не допускается.
Кроме того, ФАС России сообщает, что положения части 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов применяются к отношениям сторон, возникшим после 25.04.2011.
6. ФАС России рассмотрело обращение заказчика о разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта и сообщает.
В соответствии со статьей 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть, в том числе, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа. Изучение и исследование рынка, а также информация о ценах производителей подразумевает под собой анализ ценовых предложений нескольких компаний, осуществляющих деятельность на функционирующем конкурентном рынке, соответствующем предмету размещения заказа. Если для расчета начальной (максимальной) цены заказчик основывается на ценах одного производителя или прайс-листом одной компании, могут быть созданы условия участия в торгах, запросе котировок, ограничивающие количество участников размещения заказа, функционирующих на данном конкурентном рынке.
Таким образом, ФАС России считает, что во избежание ограничения количества участников размещения заказа необходимо при обосновании начальной (максимальной) цены руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг, являющихся предметом размещения заказа.
Кроме того, статьей 19.1 Закона о размещении заказов предусмотрено использование заказчиком, уполномоченным органом иных источников информации, в том числе, осуществление заказчиком, уполномоченным органом собственных расчетов начальной (максимальной) цены контракта, использование информации, размещенной на официальном сайте. При этом, понятие "официальный сайт" закреплено статьей 16 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
На основании вышеизложенного, достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. Законом о размещении заказов не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что информация, кроме ценовых показателей, может носить характер коммерческой либо иной тайны, не подлежащей разглашению.
Таким образом, статьей 19.1 Закона о размещении заказов не ограничена область изучения для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также форма указания данной информации в документации о торгах и извещении о запросе котировок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы размещения заказов для муниципальных и госнужд.
Если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по ним цена снижена до нуля, то проводится аукцион на продажу права заключить госконтракт. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
До 13 января 2012 г. заказчик вправе требовать от участников размещения заказа свидетельство о допуске к работам по организации инженерных изысканий, выданное саморегулируемой организацией.
Допускается размещать заказы с указанием на конкретные товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", если закупаемый товар будет использоваться с уже имеющимся на условии полной совместимости. Речь идет, в частности, о поставке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, а также закупке деталей и картриджей к офисной технике и электронике.
При поставке медицинского оборудования и новых машин, начальная цена контракта которых составляет 50 млн руб. и более, заказчик, уполномоченный орган вправе определить обеспечительные меры исполнения договора. В частности, требовать предоставления гарантий производителя или поставщика на товар, а также обеспечения гарантий в размере от 2-10% начальной цены контракта. Способ обеспечения определяет исполнитель контракта.
Изменение существенных условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается. Исключение составляет случай, когда по согласованию с заказчиком поставляется товар с улучшенными потребительскими свойствами. Эти положения применяются к отношениям сторон, возникшим после 25 апреля 2011 г.
При обосновании начальной цены контракта необходимо руководствоваться информацией о ценах нескольких компаний, осуществляющих деятельность на рынке товаров, работ, услуг. Закон о размещении заказов не ограничивает область изучения и форму указания сведений для обоснования начальной цены контракта в документации о торгах и извещении о запросе котировок.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.