1. Проведение оператором электронной площадки открытого аукциона в электронной форме ранее срока, установленного в извещении о проведении торгов, является нарушением законодательства о размещении заказов.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение ремонтных работ четвертого этажа лабораторного корпуса филиала Заказчика.
В ходе проведения торгов один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
16.04.2010 участник размещения заказа (ООО) подал заявку на участие в указанном аукционе.
30.04.2010 на сайте оператора электронной площадки был размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме от 30.04.2010, согласно которому заявка ООО отклонена по причине не соответствия требованиям документации об Аукционе в электронной форме. 04.05.2010 состоялась процедура проведения аукциона (протокол проведения Аукциона в электронной форме от 04.05.2010).
07.05.2010 Комиссией УФАС по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов на основании решения по делу N 29 выдано предписание об отмене вышеуказанных протоколов и проведении процедуры рассмотрения заявок в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
20.05.2010 Аукционной комиссией Заказчика заявки участников размещения заказа были рассмотрены повторно (протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в электронной форме от 20.05.2010).
В целях исполнения выданных предписаний Оператором электронной площадки неоднократно изменялась дата проведения процедуры аукциона, при этом автоматизированная система электронной площадки по техническим причинам аннулировала заявки участников размещения заказа, поданные до 23.04.2010. Для обеспечения возможности проведения процедуры аукциона и продолжения процедуры размещения заказа Оператор электронной площадки установил дату окончания срока подачи заявок - 25.05.2010.
24.05.2010 Заявителем подана новая заявка.
При изучении представленных представителем Заявителя материалов Комиссия ФАС России установила, что 24.05.2010 на сайте оператора электронной площадки была размещена информация о проведении процедуры аукциона 28.05.2010 в 14:00. Вместе с тем, в соответствии с протоколом проведения Аукциона в электронной форме от 28.05.2010 процедура проведения аукциона началась 28.05.2010 в 9:00.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 41.10 Закона о размещении заказов, независимо от времени окончания открытого аукциона.
Таким образом, Оператором электронной площадки нарушен порядок проведения Аукциона в электронной форме. Данные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
За нарушение оператором электронной площадки порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого была установлена вина Оператора электронной площадки в совершенном правонарушении. Учитывая изложенное, Оператор электронной площадки был привлечен к административной ответственности в размере 300 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.12.2010 г. по делу N К-368/10/АК536-10Э)
2. Требование о предоставлении на участие в торгах кроме оригинала заявки ее копии является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчик проводил торги на право заключения контракта на предоставление временного не исключительного права на использование программных продуктов Microsoft в рамках корпоративного соглашения Enterprise Agreement Subscription, прикладного программного обеспечения и программных средств защиты.
В ходе размещении заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа. Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу в соответствии с частью 5 статьи 17 и главой 8 Закона о размещении заказов и провела внеплановую проверку. Были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи документов и сведений, не допускается.
Подпунктом 3.1.13 пункта 3 "Инструкции по подготовке и заполнению заявки на участие в аукционе" части II "Общие условия проведения аукциона" документации об Аукционе установлено следующее: "_ кроме оригинала заявки на участие в аукционе, участник размещения заказа предоставляет ее копии в количестве, указанном в п. 8.20 части III "Информационная карта аукциона".
Вместе с тем, пунктом 8.20 части III "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлено количество копий заявки на участие в аукционе - 1 (одна) копия.
Таким образом, установление Заказчиком к участникам размещения заказа требования о подаче с оригиналом заявки копии заявки на участие в Аукционе, не соответствует части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, согласно которой Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов. Кроме того, вышеуказанное требование нарушает порядок подачи заявок на участие в Аукционе, что не соответствует части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
Частью 4.2. статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность должностного лица за утверждение документации об аукционе не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования был установлен субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах. Кроме того, была установлена вина указанного лица в совершенном правонарушении. Учитывая изложенное, должностное лицо Заказчика, утвердившее документацию было привлечено к административной ответственности в размере 3000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.09.2010 г. по делу N П-06/10/АК352-10)
3. Заключение государственного контракта ранее срока, предусмотренного в Законе о размещении заказов, является нарушением законодательства о размещении заказов.
Заказчик проводил открытый аукцион на поставку товаров вещевой службы для Заказчика в 2009 году. Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с требованием о проверке соблюдения Заказчиком требований Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанное обращение и провела внеплановую проверку указанного обращения в соответствии с частью 5 статьи 17 и главой 8 Закона о размещении заказов, при этом были установлены следующие обстоятельства.
Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.12.2008 размещен на официальном сайте 11.12.2008.
Государственный контракт заключен 21.12.2008, то есть на день раньше срока, установленного частью 6 статьи 36 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о размещении заказов, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается заказчиком на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Закона о размещении заказов, государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Из изложенного Комиссия ФАС России сделала вывод о том, что Заказчик нарушил часть 6 статьи 36 Закона о размещении заказов.
За нарушение должностным лицом государственного заказчика сроков заключения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд частью 1.2 статьи 7.32 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования были получены доказательства, подтверждающие обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы. Кроме того, было установлено должностное лицо Заказчика, совершившее указанное правонарушение.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2009 г. по делу N К-445/08/АК135-08)
4. Заключение государственного контракта в нарушение требования контролирующего органа о приостановлении действий до рассмотрения жалобы по существу является нарушением Закона о размещении заказов, за которое предусмотрены меры административной ответственности.
Заказчик проводил открытый аукцион на поставку товаров вещевой службы для нужд Заказчика.
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с требованием о проверке обоснованности действий заказчика на предмет соответствия Закону о размещении заказов.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 57 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
В ФАС России поступила жалоба ООО на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов органы, указанные в части 1 статьи 60 Закона о размещении заказов, вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика по существу, направив в письменной форме заказчику требование о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
ФАС России в адрес Заказчика направлено уведомление о принятии жалобы ООО к рассмотрению от 19.12.2008 (телеграмма), в которой указывалось, что на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов ФАС России приостанавливает размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу.
Указанное уведомление было получено адресантом 19.12.2008.
Вместе с тем 21.12.2008 (воскресенье) Заказчиком заключен государственный контракт по лоту N 481 до рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, Заказчик нарушил требования части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов.
За невыполнение в установленный срок законного требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд частью 7 статьи 19.5 КоАП установлена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования были получены доказательства, подтверждающие обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы. Кроме того, было установлено должностное лицо Заказчика, совершившее указанное правонарушение.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.05.2009 г. по делу N К-445/08/АК134-08)
5. Указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
Заказчик проводил открытый аукцион на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных средств в 2009 году. Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия Заказчика. Рассмотрев указанную жалобу и проведя внеплановую проверку, Комиссия ФАС России установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В Разделе 7 "Техническая часть" документации об Аукционе по лоту N 1 "Противоанемические средства" заявлено к поставке лекарственное средство по международному непатентованному названию препарата Эпоэтин альфа без альбумина (позиция 6), при этом указаны следующие характеристики данного лекарственного средства: "Эпрекс раствор для внутривенного и подкожного введения 40 тыс. МЕ/1 мл. (шприцы) с системой защиты иглы "Protecs" N 6".
Данные характеристики соответствуют только одному лекарственному препарату - Эпрекс, производимому Веттер Фарма-Фертигунг ГмбХ и Ко.КГ, Германия.
Вместе с тем, в нарушение частей 2, 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, в документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности закупаемого лекарственного средства альфа без альбумина.
Таким образом, включение в документацию об аукционе вышеуказанных требований к товару влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, и является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 4.1 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность должностного лица государственного заказчика за включение в документацию об аукционе требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование. В ходе административного расследования был установлен субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах. Кроме того, была установлена вина указанного лица в совершенном правонарушении.
Вместе с тем, должностное лицо ФАС России рассмотрев указанное дело и учитывая, что правонарушение было устранено путем исполнения предписания, а также, учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, приняло решение о малозначительности указанного административного правонарушения.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.03.2010 г. по делу N П-239/09/АК 1071-09)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере госзакупок за декабрь 2011 г. Обращается внимание на следующее.
Не допускается проведение открытого аукциона в электронной форме ранее срока, установленного в извещении о его проведении. Например, на сайте оператора электронной площадки была размещена информация о проведении процедуры аукциона 28.05.2010 в 14 часов 00 мин., но в соответствии с протоколом аукциона он начался в 9 часов 00 мин. указанного дня. Оператор был привлечен к административной ответственности.
Неправомерно требовать от участника размещения заказа предоставление кроме оригинала заявки ее копию. Часто заказчики указывают в документации о торгах условие предоставить определенное количество копий заявки. Законодательством это не предусмотрено.
Грубым нарушением является заключение госконтракта ранее срока, предусмотренного в Законе о размещении заказов. Он может быть заключен через 10 дней после размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. Кроме того, контракт не может быть подписан, если ФАС России принято решение о приостановлении размещения заказа. Это возможно в случае поступления от участника торгов жалобы на действия (бездействие) заказчика. Последнему направляется в письменной форме требование о приостановлении размещения заказа. Заказчик обязан исполнять его до рассмотрения жалобы по существу.
Частым нарушением со стороны заказчика является указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара, которые соответствуют одному производителю. Эти требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2011)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.