Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Фелипчук С.И.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителей ООО "Микротест" Рензяева К.В., Шевченко А.С., Кизлюк М.А., Владимирова А.С., при участии представителей Департамента информационных технологий города Москвы Сиренко И.Н., Свидрицкого А.В., Барабаша А.Н., представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Новикова А.А., представители ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом (телеграмма от 25.10.2011 N Т-7988/11),
рассмотрев жалобу ООО "Микротест" (далее - Заявитель) на действия Департамента информационных технологий города Москвы (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку антивирусного программного обеспечения для органов исполнительной власти города Москвы (номер извещения 0173200001411001538) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Уполномоченного органа Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчик установил в документации об Аукционе требования к поставке антивирусного программного оборудования, которые в совокупности соответствуют только продукция одного производителя - ЗАО "Лаборатория Касперского" (антивирус Касперского).
2. Пунктом 2.2 "Общие технические требования" документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам размещения заказа о наличии сертификата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) в отношении всех 250 000 тысяч персональных компьютеров и серверов. Данное положение документации об Аукционе противоречит действующему законодательству о государственной тайне и исключает возможность предложения Заказчику эквивалента на то количество персональных компьютеров и серверов, которые не содержат носителей информации составляющих государственную тайну, что ограничивает число участников размещения заказа.
3. В пункте 4 "Общие технические требования" документации об Аукционе Заказчик установил требования к пуско-наладочным работам, которые не являются предметом Аукциона.
4. Документация об Аукционе нарушает положения статьи 19.1 Закона о размещении заказов, так как Заказчик не отразил в документации об Аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
28.09.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 200000000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона:
- дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 03.11.2011;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе 08.11.2011;
- дата проведения Аукциона 11.11.2011.
1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Техническим заданием документации об Аукционе Заказчиком установлены общие требования к поставке антивирусного программного обеспечения, на основании которых поставляемое программное обеспечение должно функционировать надлежащим образом на аппаратных средствах Заказчика в соответствии с его техническими указаниями и поддерживаться путем своевременного обновления баз сигнатур угроз и сетевых атак и версий программного обеспечения средств антивирусной защиты информации. Кроме этого Заказчиком установлены требования к надлежащему лицензионному оформлению программного обеспечения, поставляемого в ходе исполнения контракта, в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил документы и сведения, подтверждающие, что техническим характеристикам, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствуют несколько программных продуктов различных производителей.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленным Заказчиком техническим требованиям удовлетворяет только продукция одного производителя - ЗАО "Лаборатория Касперского" не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 2.2 "Общие технические требования" документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "АПО должно иметь сертификат ФСТЭК России на соответствие требованиям руководящего документа Гостехкомиссии России "Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей" по уровню контроля не ниже 3 и требованиям технических условий. Ввиду постоянно изменяющегося количества серверов и рабочих станций, на которых обрабатываются персональные данные и/или информация, составляющая гостайну, все предлагаемое Поставщиком АПО должно иметь указанный сертификат ФСТЭК России. Общее количество рабочих станций и серверов соответствует количеству поставляемых лицензий".
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закон о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 1 статьи 27 Закона от 21.07.93 N 5485-I "О государственной тайне" установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из документации об Аукционе неисключительное право использования АПО должно предоставляться органам исполнительной власти города Москвы для обеспечения антивирусной защиты информации, а также для своевременного обновления баз данных сигнатур угроз и сетевых атак и версий программного обеспечения средств антивирусной защиты информации. Таким образом, поставляемое АПО должно иметь сертификат ФСТЭК России, так как связанно с созданием средств защиты информации.
Таким образом, требование Заказчика о представлении лицензии ФСТЭК является обоснованным и правомерным.
Кроме этого, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что количество персональных компьютеров и серверов, на которых обрабатываются сведения, содержащие государственную тайну, действительно в конкретный момент времени является неизменным.
Однако, за время действия лицензии на приобретаемое антивирусное программное обеспечение, которое составляет 3 года с момента заключения государственного контракта, количество персональных компьютеров и серверов, на которых обрабатываются сведения, содержащие государственную тайну, может увеличиться. Также в настоящий момент существует неопределенное количество персональных компьютеров и серверов, которые только готовятся к прохождению аттестации и, следовательно, не находятся в настоящий момент в информационной базе аттестованных объектов информатизации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 сведениями должна содержать требования об обязательности осуществления монтажа и наладки товара.
Согласно "Общим техническим требованиям" документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к пуско-наладочным работам: "Обеспечение силами Поставщика в течение срока поставки установку и настройку АПО на компьютерном оборудовании органов исполнительной власти города Москвы по заявкам органов исполнительной власти города Москвы (в том числе с выездом к конечному пользователю), при этом установка и настройка нового АПО для органов исполнительной власти города Москвы должна проводиться с обеспечением непрерывности антивирусной защиты информации и деятельности органов исполнительной власти города Москвы".
При этом государственным контрактом предусмотрено, что программное обеспечение, поставляемое Поставщиком в рамках данного контракта, должно соответствовать техническим характеристикам (техническим требованиям), являющимся неотъемлемой частью государственного контракта.
Таким образом, требование Заказчика об осуществлении установки и настройки антивирусного программного обеспечения (далее - АПО) на компьютерном оборудовании органов исполнительной власти города Москвы силами Поставщика является законным и обоснованным.
4. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет".
В Приложении к документации об Аукционе "Расчет (обоснование) НЦ" Заказчиком указаны источники, на основании которых были сделаны расчеты по определению начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в обосновании начальной максимальной цены контракта Заказчик использовал информацию, полученную в результате исследования рынка, проведенного по инициативе Заказчика по договору N 15 от 01.06.2011, заключенному между Департаментом информационных технологий города Москвы и ООО "СКОМ".
Кроме этого, Заказчиком сделаны запросы в различные компании, являющиеся поставщиками программного обеспечения, в том числе и антивирусного. От трех компаний были получены ответы с ценовыми предложениями, которые также учтены при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе Заказчик не отразил обоснование начальной (максимальной) цены контракта не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Микротест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
A.B. Петров |
члены Комиссии: |
С.И. Фелипчук |
|
Ю.А. Черкасова |
|
М.К. Крылова |
|
П.П. Игнатущенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 октября 2011 г. N К-2347/11 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2011 г. N ГЗ/02337)
Текст решения официально опубликован не был