Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 7122/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Республике Ингушетия (ул. А. Горчханова, д. 7, г. Магас, Республика Ингушетия, 386100) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.03.2007 по делу N А18-839/06, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2008 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказского филиала "РЖД" к Министерству финансов Российской Федерации, Минфину Республики Ингушетия, Минтруда и соцразвития Республики Ингушетия о взыскании 11342 785 рублей 10 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам в 2003-2004 годах льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 19.03.2007 исковые требования удовлетворены: с Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 11342 785 рублей 10 копеек расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 решение в части взыскания с Минфина России за счет казны Российской Федерации 1 651 340 рублей 19 копеек расходов (сумма НДС) и 892 143 рублей 20 копеек расходов (в связи с истечением срока исковой давности, заявленным за апрель-май 2003 года) отменено, в иске в этой части отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 11.02.2008 решение и постановление апелляционной инстанции изменил, резолютивную часть постановления изложил в следующей редакции: "взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 9 659 803 рубля 20 копеек расходов, остальной части иска отказать".
Заявитель (Минфин России) просит об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Нарушений норм материального права не установлено. Взыскание понесенных истцом расходов за счет казны Российской Федерации соответствует закону и сложившейся судебной практике (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Из представленных материалов следует, что истец в 2003-2004 годах предоставил отдельным категориям граждан льготы по проезду на железнодорожном транспорте на основании договоров от 16.11.2003 N 7 и от 14.03.2004 N 2, заключенных с Минтруда и соцразвития Республики Ингушетии, и во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что на истца как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отдельным категориям граждан льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным организациям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств федерального бюджета.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Доводы заявителя о неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела (судом не выяснено, достаточно ли выделялось денежных средств из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации; отсутствуют данные о расходах, понесенных истцом в связи с перевозкой инвалидов в спорный период) направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции. Доказательств, подтверждающих достаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части предоставления льгот по проезду на железнодорожном транспорте, Минфином России не представлено. Реестры оформления льготных документов, составленных с помощью системы АСУ "Экспресс" (как предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30). В реестрах указаны фамилии и инициалы пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и направления следования, размер понесенных расходов.
Заявитель не согласен с выводом суда кассационной инстанции об отсутствии истечения срока исковой давности, заявленного за апрель-май 2003 года. При этом суд сослался на пункт 4.1. договора от 16.11.2003 N 7, срок действия договора установлен сторонами до 31.12.2003, следовательно, о нарушении своего права на возмещение расходов истец мог узнать только по истечении 2003 финансового года. Минфин России полагает, что согласно указанному пункту договор вступает в силу лишь с момента подписания, т.е. с 16.11.2003, следовательно, ссылка суда на данный пункт договора и применение его к отношениям, возникшим до заключения договора, является необоснованной. Между тем данный договор не изменяет обязанности государства, установленной федеральным законом, по возмещению транспортной организации расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" исполнение бюджета предусмотрено в течение всего 2003 года. Поэтому узнать о том, что денежных средств недостаточно по возмещению расходов льготным категориям граждан, истец мог по окончании финансового года, то есть не ранее 01.01.2004. Поскольку ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд 08.06.2006, срок исковой давности не истек.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А18-839/06 Арбитражного суда Республики Ингушетия для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 19.03.2007, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.02.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 7122/08
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А18-839/2006
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала открытого акционерного общества "РЖД"-структурного подразделения "Энергосбыт""Северо-Кавказской железной дороги", города Ростов-на-Дону, ОАО РОССИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГАСЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА-ФИЛИАЛ ОАО РЖД
Ответчик: ГУ Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия, МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСП.ИНГУШЕТИЯ, МИНФИН РЕСП.ИНГУШЕТИЯ, МИНФИН РФ в лице УФК по Саратовской области, Управление федерального казначества по Республике Ингушетия
Третье лицо: Межрайонная ИМНС N6167 по Пролетарскому району, г. Ростов на Дону
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-168/07