Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июня 2008 г. N 6648/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А.,
рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Мурманской области от 23.10.2007 по делу N А42-4503/2007, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.04.2008 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" (далее - компания) о признании недействительным постановления комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее - комитет) от 05.07.2007 N 19/1 "О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области" и об обязании комитета вынести решение о включении зоны деятельности открытого акционерного общества "Мурманская горэлектросеть" в зону деятельности компании в течение десяти дней с момента вступления в силу решения суда.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО "Мурманская горэлектросеть" (далее - общество) и общество с ограниченной ответственностью "Коларегионэнергосбыт".
Суд установил:
решением от 23.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд руководствовался статьями 382, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), соглашением от 02.07.2007 N З/СБ-2007 и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления недействительным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.12.2007, оставленным без изменения кассационной инстанции, из мотивировочной части решения исключен вывод суда о применении к рассматриваемому случаю подпункта "б" пункта 93 Правил N 530. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов компания просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права.
Указанный довод заявителя суд надзорной инстанции полагает неосновательным в связи со следующим.
Судами установлено, что постановлением от 23.10.2006 N 28/1 комитет до проведения конкурса присвоил организациям, соответствующим требованиям подпунктов "а" и "б" пункта 36 Правил N 530, статус гарантирующих поставщиков на территории Мурманской области в пределах соответствующих границ, в том числе компании и обществу.
Поскольку 29.06.2007 Советом директоров общества принято решение N 2 о передаче энергосбытовой функции (прав и обязанностей по заключенным на момент передачи прав и обязанностей договорам энергоснабжения) ООО "Коларегионэнергосбыт", 26.06.2007 общество направило в комитет заявление N 12302 о присвоении ООО "Коларегионэнергосбыт" статуса гарантирующего поставщика на основании пункта 42 Правил.
Постановлением комитета от 05.07.2007 N 19/1 ООО "Коларегионэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика на период с 06.08.2007 до смены гарантирующего поставщика по результатам первого конкурса; ему переданы права и обязанности гарантирующего поставщика общества по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии) потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим обществу на праве собственности или на ином законном основании, в границах балансовой принадлежности указанных электрических сетей.
Ссылаясь на то, что ООО "Коларегионэнергосбыт" не отвечает требованиям, предъявляемым Правилами N 530 к гарантирующему поставщику, на отказ общества от статуса гарантирующего поставщика и незаконность постановления комитета от 05.07.2007 N 19/1, компания обратилась в суд.
Разделом 2 Правил N 530 установлен порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика. При этом согласно пункту 16 Правил N 530 статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса или при возникновении предусмотренных Правилами оснований возможности смены гарантирующего поставщика.
Положения Правил N 530 предусматривают два различных условия приобретения статуса гарантирующего поставщика до проведения конкурса, указанных в пунктах 36, 42 Правил N 530, которые являются самостоятельными, вытекающими из различных оснований, и не связанными напрямую между собой.
Утверждение компании о нарушении комитетом при вынесении оспариваемого постановления пункта 36 Правил N 530 несостоятельно, так как суды установили, что статус гарантирующего поставщика был присвоен ООО "Коларегионэнергосбыт" на основании пункта 42 Правил N 530.
Ссылка заявителя на несоответствие оспариваемого постановления пункту 42 Правил N 530, поскольку статус гарантирующего поставщика может быть присвоен организации, созданной в результате реорганизации общества, несостоятельна.
Пункт 42 Правил N 530 содержит два условия, предусматривающих возможность получения статуса гарантирующего поставщика - реорганизация гарантирующего поставщика или передача соответствующих прав и обязанностей на ином законном основании другой организации.
Суды установили, что общество, воспользовалось своим правом и осуществило передачу энергосбытовой функции по соглашению от 02.07.2007 N З/СБ-2007 о передаче прав и обязанностей по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки)) электрической энергии другому лицу - ООО "Коларегионэнергосбыт". Поэтому суды пришли к выводу о том, что передача энергосбытовой функции была осуществлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Утверждение компании о нераспространении порядка, установленного в пункте 42 Правил N 530 на гарантирующих поставщиков, получивших свой статус в порядке пункта 36 Правил N 530, а также о том, что свои права и обязанности в порядке пункта 42 Правил N 530 могут передать только гарантирующие поставщики, получившие статус по итогам конкурса, ошибочно.
Действующим законодательством не предусмотрен запрет на передачу энергосбытовых функций организациям, соответствующим требованиям пункта 25 Правил N 530. При этом суды учли, что возможность передачи до проведения конкурса прав и обязанностей гарантирующего поставщика иному отвечающему требованиям Правил N 530 лицу на любом законном основании установлена пунктом 42 Правил N 530, специально предусматривающим данный случай.
Доводу компании об отказе общества от статуса гарантирующего поставщика уже была дана оценка судом. Суды указали на отсутствие доказательств, подтверждающих направление обществом в уполномоченный орган заявления по форме согласно приложению N 3 к Правилам N 530, как это предусмотрено пунктом 39 названных Правил. При этом суды учли, что сам факт передачи прав и обязанностей гарантирующего поставщика иному лицу ввиду невозможности выполнения этих функций в силу прямого указания закона не свидетельствует об отказе от этого статуса.
Несостоятельна ссылка компании на отсутствие у комитета полномочий для принятия оспариваемого нормативного акта. Поскольку на момент издания этого нормативного акта в Мурманской области не был определен орган исполнительной власти, уполномоченный регулировать деятельность гарантирующих поставщиков, комитет правомерно в соответствии с пунктами 39, 40, 56 Правил N 530 осуществлял его функции.
Кроме того, суды учли, что постановлением Правительства Мурманской области от 25.10.2007 N 500-ПП/19 комитет назначен органом, осуществляющим функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков на территории Мурманской области.
Ссылка заявителя на лишение его территории сбыта электроэнергии и невозможности в связи с этим получения среднемесячного дохода в размере 988984000 рублей, несостоятельна.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит ограничений по осуществлению деятельности в качестве энергосбытовой организации в пределах границ зон деятельности иных гарантирующих поставщиков.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А42-4503/2007 Арбитражного суда Мурманской области для пересмотра в порядке надзора решения от 23.10.2007, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.04.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июня 2008 г. N 6648/08
Текст определения официально опубликован не был