В связи с поступлением в ФАС России и территориальные управления обращений физических и юридических лиц по вопросу формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения, ФАС России направляет разъяснения по отдельным вопросам, связанным с рассмотрением указанных обращений.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (далее - Положение, ФСТ России).
В соответствии с подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 Положения ФСТ России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе методические указания (методики) по расчету:
- регулируемых цен на газ,
- тарифов на транспортировку газа,
- размера платы за снабженческо-сбытовые услуги,
- размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.
Согласно подпункту 5.3.1 пункта 5.3 Положения ФСТ России осуществляет полномочия по определению цен (тарифов) и контролю в установленной сфере деятельности, в том числе устанавливает (утверждает, регистрирует):
- тарифы на транспортировку газа по трубопроводам (подпункт 5.3.1.15);
- оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций - собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения) - подпункт 5.3.1.16;
- оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд (подпункт 5.3.1.18);
- размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ) - подпункт 5.3.1.19.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оптовые и розничные цены на газ, тарифы на транспортировку газа и специальные надбавки к ним, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239) утверждены перечни отдельных видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 239 в отношении видов продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, не вошедших в утвержденные перечни, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности не применяется.
Услуги по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, аварийно-диспетчерскому обеспечению, по установке/снятию приборов учета (счетчиков) газа, ремонт и т.п. (далее - прочие услуги) в указанные перечни не входят.
Тарифы на прочие услуги государственному регулированию не подлежат, стоимость услуг зависит от объема и состава выполненных работ (оказанных услуг) и устанавливается на основе договора между абонентом и специализированной организацией.
Кроме того, затраты газораспределительных организаций на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению не должны включаться в себестоимость услуг по транспортировке газа, а также в розничную цену газа (см. информационное письмо ФСТ России от 23 июня 2005 г. N СН-3765/9).
Организации при формировании собственных прейскурантов на прочие услуги могут использовать как методическую основу "Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем" (далее - Примерный прейскурант), разработанный институтом "ГипроНИИгаз" и утвержденный Приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 N 35.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17 февраля 2009 г. N Ф04-930/2009(680-А75-6) подтвердил выводы Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.07.2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 по делу N А75-2937/2008 о том, что Примерный прейскурант носит рекомендательный характер и не является нормативно-правовым актом.
Наличие указанного судебного решения и отсутствие государственного регулирования тарифов на прочие услуги означает, что организации вправе самостоятельно решать вопрос о применении или неприменении Примерного прейскуранта при установлении тарифов на прочие услуги.
Помимо платы за техническое обслуживание и ремонт, организации могут устанавливать плату за вызов слесаря. Примерный прейскурант содержит расчет платы за вызов слесаря для проведения ремонтных работ (раздел 10, глава 2 - ремонт по заявкам). По своему содержанию такая плата является компенсацией расходов обслуживающей организации, связанных с выполнением заявки на ремонт, в том числе оплатой проезда специалиста к месту нахождения газоиспользующих приборов заказчика, а также с оплатой работы специалиста по установлению причин неисправности приборов, и взимание такой платы не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что обязанность потребителей - граждан заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ТО ВДГО) и аварийно-диспетчерское обеспечение закреплена Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549.
Необходимо отметить, что указанное Постановление предусматривает заключение договора на ТО ВДГО только с газораспределительными организациями, что предопределяет монополизацию рынков услуг ТО ВДГО во всех регионах.
При рассмотрении вопросов о возможном нарушении требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует учитывать:
1) в части установления монопольно высокой цены на услуги по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению:
- отсутствие сопоставимого товарного рынка, функционирующего в условиях конкуренции;
- возможное наличие перекрестного субсидирования услуг по газоснабжению, оказываемых в условиях естественной монополии, за счет доходов от оказания услуг по техническому обслуживанию;
- использование Примерного прейскуранта для расчета тарифов на техническое обслуживание и ремонт не является доказательством отсутствия монопольно высокой цены;
2) в части навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению путем включения в перечень выполняемых по договору работ/услуг необязательных или ненужных потребителю работ/услуг:
- требования Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (в Приложении N 1 даны минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния);
- требования Положения о техническом обслуживании газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях, утвержденного Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.05.1994 (в разделе 4 содержится Перечень работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования).
|
А.Н. Голомолзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения.
Оптовые и розничные цены на газ, тарифы на его транспортировку и специальные надбавки к ним, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям, подлежат госрегулированию.
Правительством РФ утверждены перечни отдельных видов продукции, товаров и услуг, в отношении которых осуществляется госрегулирование цен. Техобслуживание газопроводов и газового оборудования, аварийно-диспетчерское обеспечение, установка (снятие) приборов учета газа, ремонт и т. п. в них не входят.
Затраты газораспределительных организаций на техобслуживание газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение не должны включаться в себестоимость услуг по транспортировке газа, а также в розничную цену газа.
Организации вправе самостоятельно решать, применять ли Примерный прейскурант на услуги газового хозяйства по техобслуживанию и ремонту газораспределительных систем при установлении тарифов на прочие услуги.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 июня 2010 г. N АГ/19556 "О рассмотрении обращений по вопросам формирования тарифов на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере газоснабжения"
Текст письма опубликован в журнале "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ", 2011 г., N 3