Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Разъяснения
порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 12 мая 2011 г. N 10/97-6)
Настоящие Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (далее - Разъяснения) подготовлены на основе положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
Настоящие Разъяснения в целях единообразного применения законодательства Российской Федерации о выборах, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" разъясняют порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, осуществляющих наблюдение индивидуально, в составе группы наблюдателей, а также в составе международной миссии по наблюдению.
1. Общие положения
1.1. Иностранным (международным) наблюдателем может быть не являющийся гражданином Российской Федерации представитель иностранной или международной организации, наделенный правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).
1.2. Международной организацией в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" является межгосударственная, межправительственная организация.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" международные общественные объединения не относятся к категории международной организации и, следовательно, не наделяются полномочиями по назначению иностранных (международных) наблюдателей.
1.3. Иностранной организацией применительно к данным Разъяснениям является государственный орган иностранного государства или иностранная некоммерческая организация с объемом правоспособности, позволяющим осуществлять международное наблюдение на территории Российской Федерации. Юридический статус и правоспособность иностранных организаций при необходимости подтверждаются документами, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны, в которой они учреждены.
1.4. В соответствии с нормами международного права иностранные или международные организации (их отделения, бюро и т.д.) могут быть зарегистрированы и находиться как за пределами территории Российской Федерации, так и непосредственно на территории Российской Федерации.
1.5. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и при наличии соответствующего приглашения аккредитовываются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании представленных документов.
1.6. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня аккредитации в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
1.7. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя производится за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.
2. Порядок приглашения и аккредитации иностранных (международных) наблюдателей
2.1. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
2.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может направить приглашения избирательным органам иностранных государств, а также иностранным и международным организациям, специализирующимся на вопросах избирательного законодательства и выборов, обеспечения прав граждан на участие в выборах.
2.3. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, уставные цели которых предусматривают осуществление наблюдения за выборами, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.4. Для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва представитель иностранной (международной) организации, отвечающей требованиям пунктов 1.2 и 1.3 настоящих Разъяснений, направляет в пригласивший его орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, заявление об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии документов, удостоверяющих личность, а также анкету иностранного (международного) наблюдателя установленной формы.
2.5. Документы, перечисленные в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, должны поступать в орган, приславший приглашение, в срок с момента получения приглашения, но не позднее десяти дней до дня голосования. Документы, поступившие с нарушением указанного срока, к рассмотрению не принимаются.
2.6. Орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, после проверки поступивших от представителя иностранной (международной) организации документов, необходимых для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для принятия решения об аккредитации.
2.7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при соответствии поступивших документов установленным требованиям выдает представителю иностранной (международной) организации удостоверение иностранного (международного) наблюдателя установленного образца. Такое удостоверение дает право представителю иностранной (международной) организации осуществлять свою деятельность по наблюдению за выборами депутатов Государственной Думы шестого созыва в качестве иностранного (международного) наблюдателя.
2.8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отказать в аккредитации иностранному (международному) наблюдателю в случаях:
- отсутствия правоспособности у иностранной (международной) организации, направившей иностранного (международного) наблюдателя, осуществлять наблюдение на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва в Российской Федерации;
- непредставления представителем иностранной (международной) организации, соответствующей иностранной (международной) организацией документов, установленных пунктом 2.4 настоящих Разъяснений, либо представления их с неполными или недостоверными сведениями;
- если уставные цели иностранной (международной) организации или цели пребывания на территории Российской Федерации и деятельность иностранной (международной) организации либо ее представителя противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, создают угрозу суверенитету, безопасности, территориальной целостности, национальному единству и национальным интересам Российской Федерации;
- если ранее представитель иностранной (международной) организации либо сама организация были лишены аккредитации в качестве иностранных (международных) наблюдателей на территории Российской Федерации в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, международных правовых актов или международных принципов наблюдения.
3. Полномочия и порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей
3.1. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", иными законами Российской Федерации.
3.2. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии всех уровней, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.
3.3. Иностранный (международный) наблюдатель при посещении избирательных комиссий всех уровней, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления должен предъявлять выданное ему удостоверение иностранного (международного) наблюдателя и документ, удостоверяющий его личность.
3.4. Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
3.4.1. Встречаться с кандидатами в депутаты Государственной Думы шестого созыва, представителями политических партий, иных общественных объединений, наблюдателями.
3.4.2. Иметь доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности и не содержащим информацию конфиденциального характера), регулирующим избирательный процесс, получать от избирательных комиссий необходимую информацию и копии избирательных документов, указанных в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
3.4.3. Присутствовать на избирательных участках, в том числе образованных за пределами территории Российской Федерации, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
3.4.4. Присутствовать в избирательных комиссиях при установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.4.5. Знакомиться со списком избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
3.4.6. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
3.4.7. Знакомиться с порядком работы технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов обработки избирательных бюллетеней, комплексов для электронного голосования) и наблюдать за их использованием избирательной комиссией в день голосования.
3.4.8. Наблюдать после окончания голосования за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, присутствовать при подсчете и погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, оглашении числа погашенных избирательных бюллетеней, числа неиспользованных и погашенных открепительных удостоверений.
3.4.9. Визуально знакомиться с погашенными, неиспользованными и испорченными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепительными удостоверениями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.4.10. Присутствовать при оглашении суммарных данных по списку избирателей, проводимому участковой избирательной комиссией перед непосредственным подсчетом голосов избирателей.
3.4.11. Визуально знакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями установленной формы по голосам избирателей, поданным за федеральные списки кандидатов, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3.4.12. Присутствовать при непосредственном подсчете голосов избирателей и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей, визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем.
3.4.13. Наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в том числе в дни досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.4.14. Знакомиться с протоколами об итогах голосования, о результатах выборов, составленными избирательной комиссией, в которой они присутствуют; получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов.
3.4.15. Ставить свои подписи на опечатанных мешках или коробках, в которые упаковываются избирательные бюллетени, открепительные удостоверения после завершения подсчета голосов избирателей.
3.4.16. Информировать представителей избирательных комиссий о результатах своих наблюдений, давать рекомендации без вмешательства в работу избирательных комиссий и попыток руководства процессом выборов.
3.4.17. Присутствовать на итоговом заседании участковой избирательной комиссии, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.
3.4.18. Знакомиться с результатами рассмотрения жалоб (заявлений), обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах.
3.4.19. Получать от соответствующей избирательной комиссии для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий.
3.4.20. Излагать после окончания времени голосования свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации.
3.4.21. По окончании времени голосования предоставлять организаторам выборов, органам государственной власти, органам местного самоуправления и соответствующим должностным лицам свое заключение о результатах наблюдения за подготовкой и проведением выборов.
4. Обязанности иностранных (международных) наблюдателей и ответственность за нарушение законодательства о выборах и прав иностранных (международных) наблюдателей
4.1. Иностранные (международные) наблюдатели обязаны:
4.1.1. Действовать в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов и наблюдения за ними.
4.1.2. Выполнять свои функции по осуществлению международного наблюдения за выборами депутатов Государственной Думы, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, уважения национального суверенитета Российской Федерации, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений или оценок в отношении избирательных комиссий, органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, участников избирательного процесса.
4.1.3. Иметь при себе удостоверение об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя и предъявлять его по требованию организаторов выборов, других должностных лиц.
4.1.4. Осуществлять наблюдение, не вмешиваясь в процесс выборов ни на одном из его этапов, включая предвыборную кампанию, голосование, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, а также процессы, следующие за днем голосования.
4.1.5. Основывать все свои заключения на проведенном наблюдении и фактическом материале.
4.1.6. Воздерживаться до окончания времени голосования от высказывания любых замечаний, оценок, предложений и рекомендаций в связи со своими наблюдениями или выводами представителям средств массовой информации и общественности.
4.2. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе осуществлять иные действия, кроме перечисленных в пунктах 3.3, 3.4 и 4.1 настоящих Разъяснений, а также использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.
4.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе лишить аккредитации иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права в области организации и проведения выборов и наблюдения за ними, федеральных законов, установленного порядка деятельности иностранного (международного) наблюдателя на территории Российской Федерации либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, предусмотренных пунктом 2.8 настоящих Разъяснений.
4.4. Лица, нарушающие права иностранных (международных) наблюдателей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.