В Минэкономразвития России рассмотрено обращение Росимущества о разъяснении норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в части возможности заключения договоров аренды недвижимого государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов в связи с вступлением в силу Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 (далее - Правила проведения торгов). По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
Статьей 17.1 Закона о конкуренции установлено требование о заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно пунктам 74 и 135 Правил проведения торгов принятие решения о допуске к участию в конкурсе (аукциону) и признании участником конкурса (аукциона) только одного заявителя является основанием для признания конкурса (аукциона) несостоявшимся. В случае признания торгов несостоявшимися пунктами 101 и 151 Правил проведения торгов предусмотрена возможность проведения новых торгов.
Возможность заключения договора в отношении государственного или муниципального имущества с единственным участником конкурса (аукциона) правилами проведения торгов никак не регламентирована. При этом полагаем, что заключение договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, с единственным участником торгов не препятствует обеспечению открытости процедур и равенства прав всех заинтересованных лиц при приобретении прав в отношении государственного или муниципального имущества.
Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) возможность заключения договора продажи государственного или муниципального имущества при проведении аукциона с единственным участником также не регламентирована. Вместе с тем, согласно имеющимся судебным решениям (решение Федерального Арбитражного Суда Дальневосточного округа по делу N Ф03-2860/2010), заключение договора с единственным участником не состоявшегося аукциона хотя и не предусмотрено Законом о приватизации, но и не противоречит ему.
Одновременно обращаем внимание, что Минэкономразвития России не уполномочено давать разъяснения антимонопольного законодательства, в том числе Закона о конкуренции и Правил проведения торгов. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона о конкуренции разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства дает Федеральная антимонопольная служба.
Также отмечаем, что в настоящее время на официальном сайте ФАС России в сети Интернет отсутствуют разъяснения, касающиеся заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе в части заключения указанных договоров с единственным участником торгов.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
А.А. Пироженко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2010 г. N Д22-1862 "О разъяснении статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Текст письма официально опубликован не был