Департаментом развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России 18 мая 2011 г. проведён круглый стол по теме "Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях" (далее - круглый стол). В работе круглого стола приняли участие специалисты Минспорттуризма России, РАО "Институт коррекционной педагогики", Центра реабилитационно-коррекционного образования федерального института развития образования, Российской академии медико-социальной реабилитации и др.
По результатам работы круглого стола сформированы и направляются для использования в практической работе рекомендации круглого стола.
Заместитель директора Департамента |
А. Самокатов |
Рекомендации круглого стола
"Проблемы совершенствования преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях"
См. также Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных заведениях, направленные письмом Минобрнауки России от 13 октября 2011 г. N 19-255
В своих выступлениях участники круглого стола отмечают.
Формирование физической культуры и здоровья детей является одним из приоритетных направлений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В настоящее время в системе образования Российской Федерации действуют более 1800 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются более 211 тысяч воспитанников. Для организации занятий спортом действуют 5 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ.
Физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, предоставляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития.
Методика преподавания физической культуры детям с ограниченными возможностями здоровья имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы таких детей. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.
Работа в этом направлении проводится Минобрнауки России совместно с Минспорттуризмом России, Паралимпийским, Сурдлимпийским комитетами России, Специальной олимпиадой России, общероссийскими федерациями спорта инвалидов.
По согласованию с Минобрнауки России в 2008 году Росспортом направлены в субъекты Российской Федерации рекомендации "Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта", регламентирующие деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодёжью, имеющими ограниченные возможности здоровья, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В рамках работы по совершенствованию нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности в области физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Минобрнауки России в ноябре 2009 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования по специальностям: 050142 "Адаптивная физическая культура", 034400 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" (Адаптивная физическая культура) (квалификация (степень) "бакалавр", "магистр").
Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. N 593 утверждены квалификационные характеристики ряда должностей сферы физического воспитания детей (в том числе "руководитель физического воспитания", "инструктор по физической культуре" и т.д.), предусматривающие для них соответствующие требования в части организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
При подготовке концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Минобрнауки России предусмотрело реализацию мероприятий, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством развития физической культуры для детей.
Соответствующие предложения в части обеспечения доступности объектов образования, культуры, спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья внесены Минобрнауки России, Минкультуры России, Минспорттуризмом России в соответствии с компетенцией в установленном порядке в проект государственной программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
Кроме того, Институтом коррекционной педагогики РАО разработана единая концепция построения Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем в организации занятий по физической культуре обнаружен ряд недостатков.
1. Отсутствие соответствующей должности по профилю "Адаптивная физическая культура" в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).
2. Отсутствие квалификационных характеристик по данной должности.
3. Отсутствие санитарно-гигиенических норм и правил, в которых были бы отражены требования к организации занятий по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
4. Отсутствие учебно-методических пособий для воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни.
5. Не созданы достаточные условия для организации занятий спортом детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендуют:
1. Министерству образования и науки Российской Федерации:
По итогам круглого стола определить необходимый перечень нормативных правовых актов, рекомендаций и других документов в части организации физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, включающий:
- предложения о включении в ЕКС должности, связанной с адаптивной физической культурой, и проект квалификационных характеристик по этой должности;
- предложения по подготовке санитарно-гигиенических норм и правил в части организации занятий по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- предложения по разработке и поставке учебно-методических пособий по физической культуре и формированию навыков здорового образа жизни для воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- рекомендации по созданию условий для физического развития воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- рекомендации по системе оценивания достижений воспитанников - выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по физической культуре;
- примерную программу по физической культуре для всех типов специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- модульную программу повышения квалификации педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений по формированию физической культуры и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья;
- федеральные государственные требования к специальным (коррекционным) образовательным учреждениям по минимальной оснащённости спортивным оборудованием и инвентарём и включение их в лицензионные требования;
- рекомендации по занятию спортом детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме этого, в целях информационного обеспечения и обмена опытом работы по преподаванию физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях целесообразно на регулярной основе продолжить практику проведения круглых столов, научно-практических конференций, совещаний, семинаров с привлечением всех заинтересованных сторон, а также обеспечить размещение информации в методических журналах, средствах массовой информации, в сети Интернет.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:
- оказывать научно-методическую помощь образовательным учреждениям в разработке программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений в части организации физического воспитания, физической культуры, формирования здорового образа жизни воспитанников;
- определить порядок проведения экспертизы учебно-методических пособий по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- включать в региональные планы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников вопросы организации занятий по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2011 г. N 19-128 "О направлении рекомендаций круглого стола"
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2011 г., N 13, октябрь 2011 г., N 19, в журнале "Образование в документах", декабрь 2011 г., N 12