ЦС Профсоюза информирует, что определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 69-Г10-14 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 г. N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда" в части установления различных коэффициентов уровня образования для магистров (1,60) и дипломированных специалистов (1,50).
Верховный Суд РФ с учетом применения положений части 3 статьи 37 Конституции РФ, статей 3 и 132 Трудового кодекса РФ пришел к выводу, что специалист и магистр являются квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования, поэтому установление оспариваемым постановлением различных коэффициентов уровня образования для магистра и дипломированного специалиста является дискриминацией при установлении условий оплаты труда.
Такой вывод основан, прежде всего, на статье 6 (пункт 2) Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в соответствии с которым уровни высшего профессионального образования подтверждаются присвоением квалификации (степени) "бакалавр", "специалист" или "магистр", что является квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования. При этом ссылка Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на пункт 3 статьи 7 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающий виды документов об уровнях высшего профессионального образования (диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра), не свидетельствует о возможности установления различных коэффициентов уровня образования для лиц с одним уровнем образования.
Таким образом, установление в новой системе оплаты труда при определении размеров должностных окладов для дипломированных специалистов более низкого повышающего коэффициента по сравнению с коэффициентом, предусмотренным для магистров, является дискриминацией со всеми вытекающими правовыми последствиями (решение Верховного Суда РФ вступило в силу с 22 декабря 2010 г.).
Для сведения сообщаем также о решениях, которые были приняты Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам введения новой системы оплаты труда, в том числе после вступления в силу данного решения Верховного Суда РФ.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 г. N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда", в соответствии с которым при формировании конкретных окладов (ставок) работников к начальному размеру, именуемому в системе НСОТ "базовой единицей", применялись "коэффициенты уровня образования", составлявшие 1,60 - за квалификацию "магистр", 1,50 - за квалификацию "дипломированный специалист" и 1,40 - за квалификацию "бакалавр", было признано утратившим силу с 1 декабря 2010 года в связи с принятием постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.11.2010 N 292-п.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2010 г. N 292-п "О порядке и условиях оплаты труда в государственных образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.03.2011 N 61-п) установлены следующие размеры коэффициентов за уровень образования, применяемые при установлении окладов (ставок) к "базовой единице", составлявшей на 1 декабря 2010 г. 3710 руб. (см. табл.).
Следовательно, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ограничилось формальным исполнением решения Верховного Суда РФ только в отношении двух квалификаций (степеней) - "специалист" и "магистр" и не приняло во внимание в целом выводы Верховного Суда РФ о том, что квалификации (степени) "бакалавр", "специалист" и "магистр" являются квалификациями в рамках одного уровня высшего профессионального образования.
Несмотря на то, что, как указано в решении суда, виды документов об уровнях высшего профессионального образования (диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра) не свидетельствуют о возможности установления различных коэффициентов уровня образования для лиц с одним уровнем образования, в приведенной выше таблице различия в повышающих коэффициентах предусмотрены теперь уже между общим размером коэффициента, установленного для лиц с квалификацией (степенью) "магистр", "специалист" (1,50) и размером коэффициента для лиц с квалификацией (степенью) "бакалавр" (1,40). Обращает на себя внимание также и то обстоятельство, что установление общего для "специалиста" и "магистра" размера повышающего коэффициента 1,50 должно было повлечь за собой уменьшение размеров окладов (ставок) для лиц с квалификацией (степенью) "магистр".
При этом следует учитывать, что Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год (утверждены решением РТК от 10 декабря 2010 г., протокол N 10) нацеливают на соблюдение норм трудового законодательства и недопущение дискриминации в оплате труда, в том числе при установлении размеров ставок (окладов) работников в зависимости от имеющегося уровня образования.
Пунктом 18 указанных Единых рекомендаций обращается внимание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на неправомерность установления различий в размерах повышающих коэффициентов, иных выплат за один и тот же показатель квалификации (квалификационную категорию, уровень образования, стаж работы) по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональных квалификационных групп.
В этой связи различия при одном и том же уровне квалификации педагогических работников не должны иметь место и при установлении размеров ставок заработной платы педагогических работников, отнесенных к одному и тому же квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы.
Это означает, что при одном и том же уровне образования и стаже педагогической работы или при одной и той же квалификационной категории размеры ставок заработной платы, к примеру учителей, в нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не должны предусматриваться в виде "вилки", то есть в диапазоне минимального и максимального размеров, поскольку это дает возможность работодателю устанавливать учителям различные размеры ставок заработной платы при наличии у них равной квалификации в нарушение статей 3 и 22 Трудового кодекса РФ (тем самым нарушается и основополагающий принцип равной оплаты за труд равной ценности). Различия в оплате труда в данном случае можно обеспечить через осуществление выплат стимулирующего характера, устанавливаемых на основе качественных показателей профессиональной деятельности и формализованных критериев определения достижимых результатов работы.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что различия в размерах повышающих коэффициентов в зависимости от уровня образования за наличие квалификаций (степени) "магистр", "специалист", "бакалавр" предусмотрены в системах оплаты труда работников образовательных учреждений во многих субъектах РФ, по нашему мнению, региональным (межрегиональным) организациям профсоюза необходимо выйти с инициативой по разработке предложений по внесению изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения соблюдения положений Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, запрещающих дискриминацию в сфере труда, а также в случае необходимости инициировать обращения в суды с обжалованием соответствующих неправомерных положений, регулирующих вопросы оплаты труда работников образования в субъекте РФ.
Заместитель |
Т.В. Куприянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 24 июня 2011 г. N 175 "Об определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2010 г. N 69-Г10-14 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2008 г. N 82-п "О переходе государственных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на новую систему оплаты труда" в части установления различных коэффициентов уровня образования для магистров (1,60) и дипломированных специалистов (1,50)"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", 2011 г., N 15, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2011 г., N 23