Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года
(утв. приказом Министерства культуры РФ от 20 июля 2011 г. N 807)
1. Общие положения
Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности Министерства культуры Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленной на развитие приграничного сотрудничества в сфере культуры.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения Российской Федерации в области приграничного сотрудничества и культуры.
Концепция является составной частью системы развития сферы культуры в Российской Федерации.
Концепция конкретизирует и развивает применительно к области приграничного сотрудничества и культуры соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Положения Концепции опираются на комплексную оценку состояния приграничного сотрудничества в сфере культуры (далее - приграничное культурное сотрудничество) и прогноз его развития, а также на системный анализ содержания и характера проблем в рассматриваемой сфере, отечественного и зарубежного опыта организации приграничного культурного сотрудничества.
Концепция является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, предприятий и организаций разных форм собственности, общественных объединений, ассоциаций и творческих союзов по обеспечению комплексного решения проблем культурного развития приграничных территорий Российской Федерации.
В положениях Концепции устанавливаются главная цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы, основные направления, этапы и приоритеты развития приграничного сотрудничества Российской Федерации в сфере культуры, а также определяются необходимые условия, система управления рисками и механизм контроля реализации Концепции.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений социально-экономической ситуации в Российской Федерации, характера, масштаба и содержания проблем приграничного культурного сотрудничества.
2. Термины и определения
Для целей настоящей Концепции используются следующие термины и определения:
приграничное сотрудничество в сфере культуры - часть международных отношений Российской Федерации, международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которая представляет собой согласованные действия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации и субъектов приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на культурное развитие территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение качества жизни населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных и дружественных связей приграничных субъектов Российской Федерации и приграничных муниципальных образований с субъектами сопредельных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями сопредельных государств, определяемых международными договорами и законодательством Российской Федерации;
участники приграничного сотрудничества в сфере культуры в Российской Федерации - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления приграничных муниципальных образований в пределах своей компетенции, а также юридические и физические лица, которые участвуют в приграничном сотрудничестве в сфере культуры в рамках, предусмотренных законодательством;
приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;
приграничные муниципальные образования - расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации муниципальные образования, территории которых прилегают к государственной границе Российской Федерации;
субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации - Российская Федерация, приграничные субъекты Российской Федерации, приграничные муниципальные образования, от имени которых выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;
субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств - государственно-территориальные, административно-территориальные и муниципальные образования приграничных регионов сопредельных государств, рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним правом этих государств;
соглашения о приграничном сотрудничестве в сфере культуры - соглашения приграничных субъектов Российской Федерации или (и) приграничных муниципальных образований с соответствующими субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств, заключаемые ими в лице своих уполномоченных органов в установленном порядке;
межкультурный диалог - открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни;
социальная сплочённость - способность общества обеспечивать благополучие всех его членов, сводя к минимуму неравенство и избегая поляризации отдельных социальных слоев. Сплочённое общество представляет собой группу поддерживающих друг друга свободных индивидов, преследующих общие цели демократическими методами;
интеграция - двусторонний процесс и способность людей жить вместе, уважая достоинство каждого индивида, принципы общего блага, плюрализм и многообразие, на основе солидарности и отказа от насилия, а также их способность принимать участие в социальной, культурной, экономической и политической жизни;
соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
3. Основные проблемы приграничного культурного сотрудничества
В настоящее время в рамках сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами выделяются следующие основные проблемы.
1. Совокупные результаты приграничной культурной деятельности (включая объемы предоставленных культурных услуг, условия доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, условия пользования учреждениями культуры и др.), которую осуществляют субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации, низки по сравнению с лучшей международной практикой, не соответствуют потенциалу отрасли культуры и постоянно растущему спросу на культурные продукты. Региональные диспропорции в данных результатах продолжают заметно усиливаться.
2. Длительное время в государственной культурной политике недооценивалась позитивная роль, которую приграничное культурное сотрудничество может играть в развитии сферы культуры Российской Федерации, а также его возможности существенно влиять на качество жизни населения, устойчивость и сбалансированность социально-экономического развития приграничных территорий, улучшение на долгосрочной основе взаимоотношений с сопредельными государствами.
3. Меры, предпринимаемые субъектами приграничного культурного сотрудничества Российской Федерации, как правило, недостаточно системны и носят преимущественно эпизодический и очаговый характер.
4. Межведомственное взаимодействие, осуществляемое субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры, находится на низком уровне.
5. При перемещении культурных ценностей через таможенные посты приграничных субъектов Российской Федерации возникают трудности, связанные с пограничным контролем, визовым режимом и таможенным оформлением. Высока стоимость транспортных и визовых расходов.
6. Усиливается неравенство в полноценном доступе к информации и накопленным в обществе знаниям у населения приграничных территорий, что обусловлено преимущественно существенными региональными диспропорциями в развитии информационно-коммуникационных технологий и низкой оснащенностью государственных и муниципальных учреждений культуры современными средствами телекоммуникации и интернет-технологиями.
7. Культурная инфраструктура приграничных территорий пришла в упадок, находится в неудовлетворительном состоянии и не соответствует существующим потребностям населения. Отсутствует достаточное количество современных концертных и театральных площадок, других объектов культуры, особенно востребованных в приграничном культурном сотрудничестве.
8. Подавляющее большинство государственных и муниципальных учреждений культуры в приграничных субъектах Российской Федерации имеют низкую материально-техническую обеспеченность и конкурентоспособность.
9. Отрасль культуры испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов, могут устанавливать, поддерживать и развивать контакты с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств, разрабатывать и успешно осуществлять совместные культурные проекты.
10. Проведение с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств совместных культурных мероприятий и развитие сетей партнерства испытывает крайний недостаток как в бюджетном, так и внебюджетном финансировании.
11. Качество и эффективность управления приграничным культурным сотрудничеством в Российской Федерации не соответствуют требованиям, обусловленным целями и задачами модернизации национальной экономики, реформирования бюджетного процесса и совершенствования социально-культурной сферы страны.
Рассматриваемая ситуация осложняется неблагоприятным влиянием ряда факторов:
политическая нестабильность, межнациональная и межконфессиональная напряженность и тлеющие военные конфликты в отдельных сопредельных государствах;
отсутствие между Россией и рядом соседних стран договоров по вопросам приграничного сотрудничества, а также специальных программ по вопросам культуры;
негативные последствия мирового экономического кризиса;
резкие различия в уровне жизни населения отдельных приграничных территорий и сопредельных государств;
затрудненность транспортной доступности;
языковые барьеры;
и другие факторы.
Успешное преодоление указанных проблем в условиях сложного и динамично изменяющегося внешнего контекста диктует необходимость выработки долгосрочной Концепции развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами.
4. Цель, задачи и ожидаемые результаты развития приграничного сотрудничества в сфере культуры
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации уровень доходов и качество жизни россиян, включая доступ к культурным благам, к 2020 году должен достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это предполагает переход экономики России на инновационный путь развития, возрастание роли человеческого капитала, создающего экономику на базе знаний и культуры, рост потребностей личности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей, создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, существенное улучшение качества культурной среды и условий жизни российских граждан, преодоление сохраняющихся диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, в том числе в приграничных территориях.
В связи с этим особая роль должна быть отведена приграничным территориям, которые в рамках международного культурного сотрудничества формируют позитивный имидж Российской Федерации, укрепляют российское культурное присутствие в мире, создают благоприятные условия для продвижения за рубеж культурных и духовных ценностей России.
Культура должна стать консолидирующим фактором экономического и социального развития приграничных территорий, фактором гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, в формировании идеологии мира, дружбы народов России и укрепления общероссийской гражданской идентичности.
Главной целью Концепции является устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств.
В рамках достижения данной цели планируется решение следующих четырех задач.
1. Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации на приграничных территориях.
2. Развитие художественно-творческой деятельности.
3. Развитие художественного образования для трансграничного сотрудничества.
4. Укрепление потенциала приграничного сотрудничества.
Для оценки общественно значимых результатов реализации Концепции, которые необходимо достигнуть к 2020 году, применяется следующая система индикаторов:
индекс удовлетворенности населения приграничных территорий России качеством и доступностью услуг в сфере культуры, предоставляемых в рамках приграничного сотрудничества, составит более 90 процентов;
индекс удовлетворенности населения приграничных территорий России информированием по вопросам реализации Концепции составит более 90 процентов;
рост количества мероприятий в сфере культуры, осуществляемых в рамках приграничного сотрудничества, составит более чем в 10 раз;
количество посетителей мероприятий в сфере культуры, осуществляемых в рамках приграничного сотрудничества, в расчете на 1000 человек населения приграничных территорий превысит 530 ед. в год;
рост количества организаций культуры (приграничных территорий) разных форм собственности, участвующих в приграничном сотрудничестве, составит более чем в 5 раз;
доля государственных организаций культуры приграничных субъектов Российской Федерации, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди всех государственных организаций культуры субъектов Российской Федерации составит 100 процентов;
доля муниципальных организаций культуры приграничных муниципальных организаций, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди всех муниципальных организаций культуры приграничных муниципальных организаций составит 100 процентов;
доля муниципальных организаций культуры приграничных субъектов Российской Федерации, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди всех муниципальных организаций культуры приграничных субъектов Российской Федерации превысит 30 процентов;
доля детей (до 14 лет) и молодежи (граждан в возрасте от 15 до 24 лет), участвующих в мероприятиях в сфере культуры, которые осуществляются в рамках приграничного сотрудничества, составит более 10 процентов от численности возрастных групп соответствующих категорий населения приграничных территорий;
количество совместных "круглых столов", семинаров, тренингов, форумов, конференций и других мероприятий по обмену опытом приграничного сотрудничества в сфере культуры превысит 120 единиц в год;
количество работников государственных и муниципальных организаций культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по приграничному сотрудничеству, включая языковую подготовку, составит более 1000 человек;
доля сопредельных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве в области культуры, составит 100 процентов;
доля сопредельных государств, которые участвуют в совместных программах приграничного сотрудничества в области культуры, составит 100 процентов.
Успешное выполнение Концепции позволит:
повысить устойчивость и стабильность процесса приграничного сотрудничества в сфере культуры, обеспечить постоянный обмен опытом и рост числа совместных международных проектов с различными партнерами;
расширить сеть организаций культуры и осуществить модернизацию их материально-технической базы;
повысить доступность, разнообразие и качество культурных услуг, улучшить управляемость развития сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации;
обеспечить более полноценную интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и духовную жизнь населения, улучшить качество его жизни;
повысить интерес населения к изучению истории, языка и культуры сопредельных государств;
поддержать развитие культурного самосознания молодежи;
поддержать соотечественников, проживающих на приграничных территориях сопредельных государств, в сохранении ими своей культурной самобытности;
повысить доступность культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
обеспечить вовлечение всех групп населения приграничных территорий в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
создать новые возможности для формирования стабильных и долгосрочных моделей культурного сотрудничества, приобретения ключевых компетенций в сфере культуры посредством международного сотрудничества;
усилить культурное сотрудничество между организациями и гражданами;
лучше сохранять традиционную культуру, развивать создание творческих индустрий на основе традиционной культуры с партнерами из сопредельных государств;
обеспечить создание и продвижение на международном рынке новых культурных продуктов;
повысить уровень занятости населения, создать благоприятные условия для экономического роста, увеличения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности приграничных территорий Российской Федерации;
снизить периферийность приграничных регионов страны и связанных с этим проблем, в том числе сократить отток людей в центральные районы страны;
повысить эффективность использования культурных ресурсов и создания современной базы для развития культурного туризма в приграничных территориях;
содействовать развитию сфер образования, науки, спорта, молодежной политики, экологии и массовых коммуникаций;
укрепить существующие связи между народами, создать предпосылки для глубокого экономического, социального и политического сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной выгоды, взаимной ответственности и взаимной поддержки;
содействовать взаимопониманию и дружбе, созданию обстановки доверия и добрососедства между участниками приграничного сотрудничества;
продвигать ценности, обеспечивающие социальную сплоченность общества, укрепление мира, профилактику этнополитического и религиозно-политического экстремизма и предотвращение конфликтов;
обеспечить сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа;
создать благоприятные условия для поддержки и обеспечения эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ и странах Балтии;
усилить интеграцию России в мировой культурный процесс и укрепить ее позитивный образ за рубежом.
Итогом осуществления Концепции станет достижение качественно нового уровня культурного развития приграничных территорий Российской Федерации, что позволит существенно улучшить доступ населения к культурным ценностям, участию в культурной жизни и пользованию учреждениями культуры, а также сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в многокультурном мире.
5. Принципы приграничного сотрудничества в сфере культуры
Реализация Концепции основывается на следующих основных принципах:
уважение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и сопредельных государств;
соблюдение международных договоров Российской Федерации и соглашений о приграничном сотрудничестве в сфере культуры, заключаемых приграничными субъектами Российской Федерации и приграничными муниципальными образованиями;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
учет особенностей территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации и приграничных территорий сопредельных государств, в том числе характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей указанных территорий;
обеспечение доступа населения территорий приграничного сотрудничества Российской Федерации к информации о приграничном сотрудничестве в сфере культуры;
учет интересов национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
6. Основные направления развития приграничного сотрудничества в сфере культуры
Достижение главной цели и решение задач Концепции будет обеспечено посредством осуществления комплекса взаимоувязанных мероприятий по следующим направлениям развития приграничного сотрудничества.
В рамках задачи "Сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации на приграничных территориях" предполагается выполнение следующих мероприятий:
по направлению "Памятники истории и культуры, парки культуры и отдыха, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты":
- содействие поиску и учету объектов культурного наследия на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- изучение и пропаганда историко-культурного наследия, организация обмена информацией, совместное проведение реставрационных и археологических работ, международных научных и практических семинаров, экспедиций, симпозиумов, встреч специалистов и экспертов;
- государственная охрана, сохранение, популяризация и использование объектов культурного наследия в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- поддержка участия молодежи в деятельности по реставрации исторических памятников;
- проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот;
- обеспечение эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия;
- содействие организации краеведения, охране исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- создание и модернизация досуговых объектов парков культуры и отдыха;
- восстановление в приграничных территориях имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма;
по направлению "Библиотеки":
- расширение прямых связей между библиотеками, расположенными на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- проведение совместных научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров в области библиотечного дела;
- обмен книжными выставками, взаимное участие в книжных ярмарках, проводимых на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- организация книгообмена для распространения библиотечных фондов;
- содействие увеличению объемов комплектования и повышению уровня комплектования книжных фондов библиотек (до более, чем 250 наименований книг на 1 тыс. человек в год) приграничных территорий;
- проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий, направленных на продвижение культурного разнообразия и межкультурного диалога;
- налаживание международных контактов и расширение прямых связей в области литературной и переводческой деятельности;
- содействие прямому приграничному сотрудничеству между издательствами, полиграфическими предприятиями, организациями-книгораспространителями и производителями полиграфического оборудования;
- создание благоприятных условий для распространения российской печатной продукции в сопредельных государствах и их печатной продукции на приграничных территориях Российской Федерации;
- содействие организации кружков и студий по изучению национального языка и языков сопредельных государств;
- содействие внедрению в библиотечное дело современных информационно-коммуникационных технологий, развитию электронных библиотечных услуг, в том числе предоставляемых с помощью сети Интернет;
- организация и перевод в электронный вид библиотечных фондов, в т.ч. на языках сопредельных государств;
- стимулирование сетевого объединения библиотек и доступа к библиотечным электронным ресурсам населения приграничных территорий и сопредельных государств, создание инфраструктуры подключения к ним с использованием сети Интернет;
- ускорение модернизации материально-технической базы библиотек приграничных территорий;
- развитие сформированных на базе региональных и муниципальных библиотек публичных центров правовой, деловой и социальнозначимой информации;
по направлению "Музеи":
- продвижение сотрудничества и развития партнерства между музеями и центрами современного искусства приграничных территорий и сопредельных государств в целях укрепления культурных связей, сохранения и изучения общего исторического и культурного наследия;
- организация взаимовыгодного обмена музейными, художественными и фотовыставками, экспозициями современного искусства, специалистами, в том числе в сфере реставрационных работ;
- создание новых музейных экспозиций, совместная организация и проведение массовых музейных мероприятий, которые будут освещать различные вопросы истории культуры и общества приграничных территорий и сопредельных государств;
- расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и её актуализация в соответствии с приоритетами приграничного сотрудничества;
- организация и проведение совместных музейных конференций, семинаров и других научно-практических мероприятий, направленных на обмен лучшим опытом;
- обмен информацией по новым музейным технологиям и сохранению историко-культурных ценностей;
- проведение технического оснащения и переоснащения музеев приграничных территорий;
- обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных также с ведением комплектования, научной обработки, изучения, учёта и хранения музейных фондов.
Задача "Развитие художественно-творческой деятельности" предусматривает осуществление следующих мероприятий:
по направлению "Театры":
- содействие установлению и развитию прямых связей между театрами, обмену исполнителями, постановочными группами, критиками и театроведами, приглашению режиссеров на постановку спектаклей, а также организации гастролей, участию в международных театральных фестивалях, проводимых в приграничных территориях и сопредельных государствах;
- организация выступлений театров, художественных коллективов и отдельных исполнителей в рамках проведения дней и недель культуры, а также мероприятий, посвященных юбилейным и знаменательным событиям в жизни приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
- создание новых театральных постановок и спектаклей, в т.ч. с социально значимой тематикой, имеющих воспитательную функцию (укрепление мира, предотвращение конфликтов, взаимопонимание и дружба между народами и странами, создание обстановки доверия, добрососедства и др.);
- поддержка в приграничных территориях различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
- предоставление грантов театральным коллективам;
- ремонт и реконструкция театральных зданий и концертных площадок приграничных территорий, оснащение их современным театральным оборудованием, содействие открытию новых сценических площадок и дополнительных сценических площадок для увеличения театральных организаций;
- содействие проведению международных драматургических фестивалей, мастер-классов, а также выпуску специализированных периодических изданий, публикующих пьесы современных авторов;
- поддержка и развитие русского театра в сопредельных государствах;
по направлению "Концертные организации, филармонии, киновидеозрелищные организации, цирки":
- установление прямых контактов между музыкальными учреждениями и концертными организациями, содействие обмену исполнителями, музыкальными коллективами и специалистами, а также расширению связей между творческими союзами приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
- постановка музыкальных и драматических произведений авторов сопредельных государств, создание совместных постановок, проведение совместных гастролей;
- стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и юношеской аудитории, направленных на воспитание толерантности, способности жить в многообразном обществе и в сложном мире;
- продвижение классического и национального искусства народов приграничных территорий России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок в сопредельных государствах;
- проведение совместных международных семинаров, конференций, фестивалей, популяризирующих исполнительское искусство в мире;
- разработка и проведение творческих мероприятий и программ в сфере профессионального искусства, ориентированных на усиление социальной сплоченности общества, толерантности и дружбы между народами;
- поддержка международных гастролей ведущих драматических и музыкальных коллективов приграничных территорий;
- организация приграничного сотрудничества в области кинематографии, содействие реализации совместных кинопроектов и обмену кинопродукцией на коммерческой и некоммерческой основе;
- содействие участниками приграничного культурного сотрудничества созданию, продвижению и распространению кинопроизведений (в том числе для детей и юношества), направленных на формирование ценностных установок, связанных с укреплением мира, взаимопониманием и добрососедством между народами и странами;
- организация совместного производства документальных, художественных и анимационных фильмов, обмен и перевод документальных фильмов и кинохроник;
- организация встреч между деятелями кино и специалистами в области кинематографии, участие в совещаниях, конференциях и других мероприятиях;
- организация обмена между киноработниками и специалистами;
- обмен киномероприятиями с участием делегаций кинематографистов;
- организация и проведение обменных дней российского кино приграничных территорий и кино сопредельных государств;
- содействие участию в международных кинофестивалях, проводимых на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- содействие развитию инфраструктуры киносети в населенных пунктах приграничных территорий численностью до 500 тыс. человек, в том числе посредством создания сети электронных и цифровых кинозалов, прежде всего, в малых городах и в отдаленных регионах, производства каркасно-тентовых кинотеатров, сборно-разборных кинозалов, передвижных киновидеоустановок (автоклубов) для сельской местности;
- содействие созданию качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий, а также с последующим их показом на цирковых площадках приграничных территорий и сопредельных государств;
- организация совместных и обменных гастролей российских и зарубежных цирков;
- сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей в приграничных территориях;
- организация индивидуальных стажировок российских артистов цирка у высокопрофессиональных цирковых мастеров и менеджеров в сопредельных государствах;
по направлению "Учреждения культурно-досугового типа":
- установление прямых связей между домами народного творчества и самодеятельными коллективами приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
- организация обмена информацией в области народного искусства, в том числе о международных фольклорных фестивалях, проводимых на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
- поощрение участия российских исполнителей и коллективов в международных фольклорных фестивалях, проводимых на территории сопредельных государств;
- содействие приглашению творческих коллективов и отдельных исполнителей из сопредельных государств на фестивали народной музыки, певческие праздники и другие музыкальные мероприятия, проводимые на приграничных территориях;
- поддержка организаций культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры, национальных общественных объединений приграничных территорий;
- внедрение грантовой поддержки и других мер стимулирования деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного искусства;
- популяризация традиций народной культуры различными формами творческой деятельности, издательскими проектами, а также в средствах массовой информации и сети Интернет;
- совместная с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств организация и проведение различных культурно-массовых мероприятий (выставок работ народных мастеров, творческих семинаров, праздников, представлений, смотров, фестивалей, концертов и т.д.), в том числе новых тематических выставок и смотров-конкурсов мастеров-художников народных художественных промыслов;
- создание в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации условий для привлечения детей и молодежи к занятиям, связанным с народной культурой;
- сохранение, восстановление и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму;
- выявление и картографирование территорий распространения и локализации языков, обычаев и традиций народов, проживающих на приграничных территориях;
- создание и обеспечение работы фольклорно-этнографических студий и коллективов, стимулирование их к созданию новых творческих постановок, приобретению музыкальных инструментов и костюмов, участию в фестивалях народного творчества;
- поддержка участниками приграничного культурного сотрудничества творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры (художников, композиторов и др.) посредством учреждения ежегодных стипендий, проведения творческих вечеров, чтений, презентаций, издания сборников;
- поддержка национальных общественных объединений, прежде всего, национально-культурных автономий, необходимых для сохранения их национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
- поддержка культурных мероприятий в области сохранения и развития нематериального культурного наследия проживающих на приграничных территориях народов Российской Федерации, включая организацию и проведение фестивалей, народных праздников, конкурсов народного творчества, фольклорно-этнографических и историко-краеведческих лагерей, туристических поездок просветительской и социальной направленности;
- ускорение модернизации материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Задача "Развитие художественного образования для приграничного сотрудничества" включает следующие мероприятия:
- развитие в приграничных территориях Российской Федерации системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры;
- установление прямых связей между высшими и средними специальными учебными заведениями культуры приграничных территорий и сопредельных государств, формирование условий для повышения квалификации и творческих стажировок преподавателей и эквивалентного обмена на условиях взаимности учащимися, студентами, аспирантами, стажерами как на полный курс, так и на краткосрочное обучение, а также для создания новых культурных ресурсов;
- оказание поддержки в установлении и укреплении международных связей учреждений дополнительного образования в сфере культуры, организация обмена опытом преподавания и использования технических средств обучения;
- содействие организации и проведению совместных творческих семинаров, встреч и "круглых столов";
- укрепление материально-технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений сферы культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в том числе проведение капитального ремонта учебных корпусов и студенческих общежитий;
- обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
- обеспечение учреждений художественного образования современными музыкальными инструментами, кино-, видео-, свето- и звукоаппаратурой, театральным оборудованием для постановки учебных и дипломных спектаклей;
- оказание взаимной помощи в подготовке, издании и обмене учебниками, методическими пособиями и хрестоматиями;
- проведение научных исследований и консультационных проектов для выявления состояния и динамики развития художественного образования и художественной культуры в приграничных территориях;
- поощрение изучения национальных языков сопредельных государств;
- расширение гуманитарного и массового начального художественного образования и эстетического воспитания в приграничных территориях.
В ходе выполнения задачи "Укрепление потенциала приграничного сотрудничества" предусматривается осуществление следующих мероприятий:
по направлению "Совершенствование нормативного правового обеспечения приграничного сотрудничества в сфере культуры" необходимо:
- совершенствование бюджетного, таможенного, налогового и земельного законодательства, регламентирующего деятельность по обеспечению приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- создание согласованного правового поля для развития приграничных связей в сфере культуры, достижение совместимости законодательства приграничных территорий по вопросам культурного сотрудничества;
- совершенствование распределения полномочий и ответственности субъектов приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации при осуществлении ими широкого спектра приграничных культурных связей и деятельности;
по направлению "Модернизация технологий сферы культуры" необходимо:
- расширение сети организаций культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в том числе увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов и киноустановок), создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также предоставления широкого спектра культурно-досуговых услуг, кинопоказа и др.;
- проведение модернизации и обеспечение инновационного развития сферы культуры приграничных территорий путем масштабного инвестирования в технологическое обновление государственных и муниципальных учреждений культуры, повсеместное внедрение и распространение в них новых информационных продуктов и технологий, создание многофункциональных культурных центров;
- содействие развитию сферы культуры приграничных территорий на основе информационно-коммуникационных технологий, в том числе: содействие подключению к сети Интернет музеев, библиотек, учреждений культурно-досугового типа и других организаций сферы культуры, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения (в том числе дистанционного образования), расширение предоставления культурных услуг в электронном виде;
- перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных кино-, фото-, видео- и аудиофондов приграничных территорий, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
- осуществление на взаимовыгодной основе поставок оборудования и технических средств для учреждений культуры;
- расширение спектра электронно-коммуникативных и виртуальных форм приграничного сотрудничества в интересах развития диалога культур, повышения доверия друг к другу, а также в целях интеграции международных культурных связей;
направление "Развитие научного и методического обеспечения" предусматривает:
- организацию проведения научных исследований (в том числе совместных) по развитию приграничного сотрудничества в сфере культуры и публикацию полученных результатов;
- создание общих баз данных культурных и исторических памятников и объектов;
- осуществление международного сотрудничества в разработке стандартов качества культурных услуг;
- анализ и распространение лучшего российского и международного опыта развития приграничного сотрудничества в сфере культуры, включая организацию ежегодных конференций, проведение дней межкультурного общения (обсуждение совместных направлений деятельности и мероприятий, представление докладов, посвященных межкультурному диалогу и международному сотрудничеству);
- изучение и широкое распространение передового опыта в области развития приграничного культурно-познавательного туризма;
- проведение пилотных проектов по внедрению передового опыта приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- разработку и внедрение методических рекомендаций по организации приграничного сотрудничества в сфере культуры для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
основными мероприятиями в рамках направления "Развитие кадрового потенциала" являются:
- подготовка и переподготовка работников государственных и муниципальных учреждений культуры по вопросам приграничного сотрудничества, включая вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений, а также языковую подготовку;
- подготовка и переподготовка специалистов органов управления культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации по вопросам управления сферой культуры и продвижения культурных проектов на региональном и международном уровнях, включая организацию обменных курсов повышения квалификации с целью изучения культуры народов, проживающих в сопредельных государствах и приграничных территориях, а также проведение тренингов по таким темам, как сетевое взаимодействие и приграничный менеджмент в сфере культуры;
- совершенствование условий и оплаты труда государственных и муниципальных учреждений культуры приграничных территорий, а также пенсионного обеспечения творческих работников;
- совершенствование мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для расширения приграничного сотрудничества в сфере культуры;
направление "Улучшение информированности о деятельности по приграничному сотрудничеству в сфере культуры" включает:
- создание специализированного портала "Приграничное сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации";
- обмен оперативной информацией через размещение новостных материалов на официальных сайтах органов управления культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации;
- создание телерадиопередач и репортажей с мест проводимых совместных событий;
- публикацию на постоянной основе общей информации о развитии приграничного сотрудничества в средствах массовой информации;
- выпуск информационных материалов (брошюр, буклетов, бюллетеней и др.), посвященных информированию основных заинтересованных сторон о результатах реализации деятельности по приграничному культурному сотрудничеству;
- совершенствование рекламно-информационной продукции учреждений культуры (карт, схем, афиш, путеводителей и др.);
- повышение активности участия средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности населения приграничных территорий;
направление "Совершенствование системы управления приграничным сотрудничеством в сфере культуры" предполагает:
- развитие систем планирования и контроля осуществления приграничного культурного сотрудничества в приграничных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
- формирование и обеспечение функционирования региональных координационных советов по развитию приграничного культурного сотрудничества;
- разработку финансовых механизмов, ориентированных на стимулирование разработки и реализации проектов по развитию приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- расширение и обновление форм совместной работы и методов управления приграничным культурным сотрудничеством (в том числе стратегическое управление и проектный менеджмент);
- проведение открытых конкурсов на присуждение грантов для поддержки проектов в области приграничного сотрудничества в сфере культуры;
- развитие волонтерства, благотворительности, меценатства, социальной ответственности бизнеса и государственно-частного партнерства в сфере культуры приграничных территорий;
- развитие туристско-рекреационных кластеров на приграничных территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием;
- повышение эффективности управления проектами на основе лучшего опыта в области приграничного культурного сотрудничества;
- создание системы мониторинга и оценки эффективности приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации.
7. Этапы и приоритеты реализации Концепции
Достижение главной цели и решение задач Концепции будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития приграничных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
На первом этапе (2011-2016 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Концепции, в том числе: совершенствование нормативной правовой базы в сфере приграничного сотрудничества; создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры на приграничных территориях; развитие механизмов совместной поддержки творческой деятельности в сфере культуры, в том числе традиционной народной культуры; стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства; обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области приграничного сотрудничества; профессиональная подготовка и обучение (переквалификация) кадров по приграничному сотрудничеству, включая языковую подготовку; создание Интернет-портала "Приграничное сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации"; предоставление возможностей гражданам приграничных территорий и сопредельных государств пользоваться библиотеками, центрами документации, архивами, музеями, галереями и иными культурными учреждениями, находящимися на других территориях; развитие туристических обменов с целью ознакомления с культурой приграничных территорий и сопредельных государств.
На втором этапе (2016-2020 гг.) в полной мере будет осуществляться выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, выявляться и внедряться лучший российский и зарубежный опыт по приграничному сотрудничеству в сфере культуры, регулярно проводиться информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Концепции, внедряться инновации в сферу приграничного сотрудничества, обеспечивающие выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.
Приоритетными социально значимыми категориями населения, на которые в первую очередь будет направлена деятельность по реализации Концепции, являются:
- лица, осуществляющие творческую деятельность в сфере культуры;
- дети (до 14 лет) и молодежь (граждане в возрасте от 15 до 24 лет);
- сельское население;
- представители региональных и местных национально-культурных автономий;
- представители коренных малочисленных народов;
- соотечественники, проживающие за рубежом;
- граждане государств - участников СНГ и Балтии.
8. Необходимые условия успешного выполнения Концепции
Для достижения цели и решения задач Концепции требуется:
активизация деятельности Минкультуры России по координации действий основных сторон, заинтересованных в развитии приграничного сотрудничества в сфере культуры;
развитие с субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры сопредельных государств отношений стратегического партнерства, ориентированных на долгосрочную перспективу с учетом необходимости укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции;
взаимоувязка реализации мероприятий по развитию приграничного сотрудничества в сфере культуры с осуществлением государственных, федеральных, региональных и муниципальных концепций, стратегий и программ социально-экономического развития;
скоординированность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях процессов совершенствования законодательства и нормативно-правового обеспечения, а также принятия иных мер, ориентированных на развитие сферы культуры приграничных территорий с учетом их региональной специфики и устойчивых конкурентных преимуществ;
усиление роли инноваций в развитии приграничного сотрудничества в сфере культуры посредством создания механизмов систематического обмена опытом и внедрения в деятельность по реализации Концепции лучшей российской и международной практики, в том числе проектного управления и других подходов и методов современного менеджмента, а также соответствующее обучение персонала;
совершенствование механизмов стимулирования (в том числе финансового) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления их полномочий и создания благоприятных условий для развития приграничного сотрудничества в сфере культуры;
повышение эффективности расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, направляемых на финансирование мероприятий приграничного культурного сотрудничества;
широкое привлечение внебюджетных источников финансирования выполнения мероприятий Концепции;
обеспечение подотчетности и прозрачности в реализации Концепции;
пропаганда в СМИ развития приграничного сотрудничества в сфере культуры и регулярное информационное сопровождение реализации Концепции.
9. Система управления рисками
Существенные риски достижения главной цели Концепции, решения ее задач и получения запланированных результатов обусловлены возможным негативным влиянием ряда факторов политического, экономического, социально-культурного и операционного характера.
К числу частично управляемых рисков относятся:
возможное существенное увеличение планируемых сроков согласования и утверждения Правительством Российской Федерации разработанных Министерством культуры Российской Федерации и другими федеральными государственными органами власти проектов нормативных правовых актов, требуемых для реализации Концепции, а также сроков рассмотрения их Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Для минимизации воздействия данного риска планируется на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
недостижение синхронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными сторонами. Для предотвращения воздействия данного риска планируется осуществление работы по заключению и контролю реализации специальных соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными сторонами.
Неуправляемыми рисками являются:
чрезвычайное положение или вооруженные конфликты на приграничных территориях Российской Федерации или сопредельных государствах;
трансграничная организованная преступность и терроризм;
острые проявления национализма, этнического и регионального сепаратизма, конфликты религиозного характера;
нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения и вынужденных миграционных процессов.
В случае воздействия каких-либо из указанных выше факторов планируется осуществление оценки их масштабов, последствий и влияния на получение запланированных результатов, проведение соответствующей корректировки Концепции.
10. Механизм контроля реализации Концепции
В целях обеспечения успешной реализации Концепции формируется организационный механизм государственного контроля, включающий следующие основные компоненты:
создание в Минкультуры России Комиссии по реализации Концепции, основной задачей которой является принятие ключевых решений, связанных с координацией, межведомственным взаимодействием и контролем реализации Концепции. В состав данной Комиссии предполагается включить представителей основных заинтересованных сторон, в том числе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций культуры, общественных и научных организаций;
создание в органах управления культуры приграничных субъектов Российской Федерации рабочих органов по управлению реализацией Концепции в приграничных территориях;
включение в Государственную программу Российской Федерации "Культура России" и соответствующие программы субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию приграничного культурного сотрудничества;
создание системы мониторинга реализации Концепции на федеральном и региональном уровнях;
ежегодное рассмотрение результатов реализации Концепции на заседаниях Координационного совета по культуре при Минкультуры России.
Деятельность Комиссии осуществляется на основе ежегодных планов работы.
Министерство культуры Российской Федерации осуществляет управление реализацией Концепции и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Концепции, подготавливает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Концепции, формирует отчетность о реализации Концепции, осуществляет контроль за ходом ее реализации и его корректировку.
Министерство культуры Российской Федерации обеспечивает общественное обсуждение результатов реализации Концепции и представление их в средствах массовой информации.
Ежегодно Министерство культуры Российской Федерации будет представлять отчет о результатах реализации Концепции в Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Общественную палату Российской Федерации, а также размещать его на своем официальном сайте в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства культуры РФ от 20 июля 2011 г. N 807 "Об утверждении Концепции развития сотрудничества в сфере культуры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.