27.06.2010 в Нижегородской области при выполнении рейса по авиапатрулированию лесов от пожаров произошла авария самолета Ан-2 RA-62631 государственного учреждения Владимирской области "Владимирская база авиационной охраны лесов".
На борту самолета находились два члена экипажа и летчик-наблюдатель.
В полете началась тряска двигателя, которую экипаж самолета не смог устранить в соответствии с рекомендациями руководства по летной эксплуатации. При этом тряска усилилась, начала падать мощность двигателя и уменьшаться скорость полета.
Экипаж самолета принял решение о выполнении вынужденной посадки на воду. Приводнение самолета произошло на скорости около 100 км/час с незаконченным "доворотом" с правым креном около 15 градусов. После касания правой стойкой шасси о воду самолет развернуло вправо, затем произошло касание правой полукоробкой, произошел ее отрыв и опрокидывание самолета через нос (капот).
В результате авиационного происшествия члены экипажа и летчик-наблюдатель не пострадали.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии самолета Ан-2 RA-62631 (далее - комиссия по расследованию) по результатам исследования двигателя был сделан вывод о том, что наиболее вероятной причиной тряски двигателя и потери его мощности является переобогащенная топливовоздушная смесь из-за переполнения левой поплавковой камеры. Переполнение поплавковой камеры карбюратора могло произойти из-за неправильной регулировки уровня или заедания игольчатого клапана в верхнем положении. Основной причиной негерметичности игольчатого клапана является попадание посторонних частиц в виде грязи между седлом и иглой.
Для предотвращения проявления указанной неисправности пунктом 2.02.01.20 регламента технического обслуживания (далее - РТО) самолета Ан-2 предусмотрена промывка (прокачка) поплавковых камер карбюратора через каждые 100+30 часов налета, если эксплуатация самолета осуществляется на пыльных аэродромах.
При анализе карты-наряда на выполнение периодического технического обслуживания по форме Ф-1, проводившегося 25.06.2010, было установлено, что работы в соответствии с пунктом 2.02.01.20 РТО самолета Ан-2 не выполнялись, хотя эксплуатация самолета Ан-2 RA-62631 проходила на грунтовых аэродромах в летний период.
Авиационное происшествие с самолетом Ан-2 RA-62631 произошло через 7,5 часов после проведения периодического технического обслуживания по форме Ф-1.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Ан-2 RA-62631 произошло в результате вынужденной посадки на водную поверхность из-за неустойчивой работы двигателя с падением мощности, возникшей в результате переобогащения топливо-воздушной смеси из-за заедания игольчатого клапана левой поплавковой камеры карбюратора.
Наиболее вероятной причиной заедания игольчатого клапана левой поплавковой камеры является его засорение посторонними частицами, что явилось следствием невыполнения пункта 2.02.01.20 РТО самолета Ан-2 при выполнении 100-часовых регламентных работ из-за отсутствия в РТО требования об обязательном его выполнении".
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
1.1 довести информацию о результатах расследования авиационного происшествия с самолетом Ан-2 RA-62631 до эксплуатантов воздушных судов;
1.2. при осуществлении контроля деятельности эксплуатантов воздушных судов в соответствии Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденными приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11, и Федеральными авиационными правилами "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденными приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 147, проверить отсутствие недостатков в организации технического обслуживания самолетов Ан-2, аналогичных выявленным при расследовании аварии с самолетом Ан-2 RA-62631;
1.3. доложить об исполнении требований данного приказа в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации в срок до 06.09.2011.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатирующих самолеты Ан-2:
2.1. в срок до 01.09.2011 провести проверку наличия в пооперационных ведомостях на выполнение периодического технического обслуживания самолетов Ан-2, выполняющих полеты на грунтовых аэродромах, работ, предусмотренных пунктом 2.02.01.20 РТО самолета Ан-2;
2.2. в срок до 01.09.2011 провести занятия с летным составом по повторному изучению рекомендаций руководства по летной эксплуатации самолета Ан-2 по действиям при отказе двигателя в полете и при вынужденной посадке.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 8 августа 2011 г. N 475 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-2 RA-62631"
Текст приказа официально опубликован не был