01.01.2011 в аэропорту Сургут произошла катастрофа самолета Ту-154Б-2 RA-85588 ООО "Авиакомпания Когалымавиа".
Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту Сургут - Москва (Домодедово). На борту самолета находилось 8 членов экипажа и 126 пассажиров. После запуска двигателей, в процессе подключения генераторов на бортовую сеть, на самолете начался пожар. В результате авиационного происшествия самолет полностью сгорел, 3 пассажира погибли, 27 пассажиров и 5 членов экипажа получили серьезные телесные повреждения.
По заключению комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета Ту-154Б-2 RA-85588 (далее - комиссия по расследованию):
"Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) с самолетом Ту-154Б-2 RA-85588 произошло в результате возникновения пожара в правой панели генераторов, расположенной между шпангоутами 62...64 в салоне самолета.
Причиной возникновения пожара на борту самолета Ту-154-Б2 RA-85588 явилось возникновение электрической дуги, наиболее вероятно, из-за нештатного несинхронизированного включения двух генераторов ГТ40ПЧ6-2С на параллельную работу при их включении на сеть после запуска двигателей и выхода на режим малого газа, приведшее к протеканию уравнительных токов, достигающих 10...12-кратной величины номинального тока генератора.
Нештатное несинхронизированное включение генераторов на параллельную работу могло быть следствием сочетания следующих факторов:
неудовлетворительное техническое состояние контактных групп контакторов ТКС233ДОД включения основных генераторов на сеть, поврежденных в результате длительной безремонтной эксплуатации (Регламентом технического обслуживания и Перечнем обязательных работ при выполнении капитального ремонта самолета типа Ту-154Б-2 разборка, соответствующий контроль и восстановление технического состояния коммутационной аппаратуры не предусмотрены), что при сваривании нормально разомкнутых контактов и разрушении текстолитовых диэлектриков вставок шинок подвижных нормально замкнутых контактов, при подаче напряжения на обмотку управления контактора ТКС233ДОД приводит к одновременному замыканию нормально разомкнутых и нормально замкнутых силовых контактов;
отличие в схеме включения на сеть генератора Г2 по сравнению с генераторами Г1 и Г3. При установке переключателя 3ППНТК из положения "Проверка" в положение "Включение", без выдержки времени в нейтральном положении, включение генератора Г2 осуществляется без задержки времени, что приводит к повышенному износу силовых нормально замкнутых контактов контактора ТКС233ДОД;
особенности схемного решения системы распределения электрической энергии переменного тока самолета Ту-154Б-2, обеспечивающей подачу электрической энергии от генератора ГТ40ПЧ6-2С ВСУ и генераторов ГТ40ПЧ6-2С основных авиадвигателей на разомкнутые контакты контакторов включения генераторов на сеть".
Комиссией по расследованию было отмечено, что в пункте 10.2 приложения N 1 "Распределение агрегатов и комплектующих изделий по методам технической эксплуатации самолетов с установленным контрольным уровнем надежности" бюллетеня N 154Б-(ЛГ-ТЭС/1) БЭ по вопросу: "Информирование эксплуатирующих и ремонтных авиапредприятий Российской Федерации по вопросу поддержания летной годности BС путем внедрения и обеспечения сопровождения методов технической эксплуатации агрегатов и комплектующих изделий самолетов Ту-154Б по техническому состоянию", отсутствуют указания, по какой из трех групп (техническая эксплуатация по ресурсу, техническая эксплуатация по состоянию с контролем параметров, техническая эксплуатация по состоянию до безопасного отказа), должны эксплуатироваться контакторы ТКС233ДОД, ТКС133ДОД, автоматы защиты АЗ3К-200/4, АЗ3К-100 системы распределения электрической энергии переменного тока ввиду отсутствия на них руководств по эксплуатации и паспортов.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Ю.И. Евдокимову принять участие в рассмотрении и реализации рекомендаций комиссии по расследованию.
2. Начальнику Управления транспортной безопасности Росавиации Ю.А. Сапрыкину с учетом недостатков, выявленных при расследовании катастрофы самолета Ту-154Б-2 RA-85588, до 01.11.2011 провести анализ достаточности мер обеспечения авиационной безопасности в части контроля провоза пассажирами пиротехнических фейерверочных изделий, не относящихся к категории боеприпасов.
3. Руководителям территориальных органов Росавиации:
3.1. до 01.11.2011 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации;
3.2. рекомендовать руководителям авиационных предприятий приостановить эксплуатацию самолетов Ту-154Б-2 до внесения уточнений в бюллетень N 154Б-(ЛГ-ТЭС/1) БЭ по вопросу: "Информирование эксплуатирующих и ремонтных авиапредприятий Российской Федерации по вопросу поддержания летной годности ВС путем внедрения и обеспечения сопровождения методов технической эксплуатации агрегатов и комплектующих изделий самолетов Ту-154Б по техническому состоянию", предусматривающих определение порядка технической эксплуатации агрегатов и комплектующих изделий системы распределения электрической энергии постоянного и переменного тока;
3.3. рекомендовать руководителям авиационных предприятий изучить с инженерно-техническим и летным составом окончательный отчет по результатам авиационного происшествия с самолетом Ту-154Б-2 RA-85588 ООО "Авиакомпания Когалымавиа" 01.01.2011 в аэропорту Сургут, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-85588.pdf.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации В.И. Дмитриева.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 27 октября 2011 г. N 632 "Об авиационном происшествии с самолетом Ту-154Б-2 RA-85588"
Текст приказа официально опубликован не был