I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет необходимые условия формирования перечня технологических платформ как важного инструмента государственной научно-технической и инновационной политики, как механизма частно-государственного партнерства и объединения усилий в области научно-технологического и инновационного развития российской экономики.
2. В целях настоящего Порядка под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития (далее - технологическая платформа).
3. Формирование и реализация технологических платформ направлены на решение следующих задач:
1) усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;
2) выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;
3) определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
4) стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики;
5) расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере;
6) совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.
4. Формирование и реализация технологических платформ осуществляются в соответствии со следующими общими принципами:
1) четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;
2) значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;
3) ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития;
4) вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;
5) ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;
6) активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;
7) прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников;
8) ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации технологической платформы.
5. Технологические платформы могут создаваться по инициативе бизнеса, науки, государства, гражданского общества, в том числе компаний, включая компании с государственным участием; научных организаций и образовательных учреждений, в том числе национальных исследовательских центров, национальных исследовательских университетов и федеральных университетов; государственных институтов развития; органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; некоммерческих организаций и общественных объединений, в том числе объединений предпринимателей.
Технологическая платформа имеет координатора - организацию, которая осуществляет организационное, информационное обеспечение взаимодействия участников технологических платформ (далее - координатор технологической платформы).
6. Перечень технологических платформ (далее - перечень) формируется с целью обеспечения наиболее эффективных коммуникаций и взаимодействия государства, бизнеса и науки по вопросам научно-технического и инновационного развития.
Перечень утверждается Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям (далее - Правительственная комиссия).
Федеральные органы исполнительной власти оказывают институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в перечень.
В ходе реализации деятельности технологических платформ осуществляется:
разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры;
разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы;
создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями.
В рамках технологических платформ обеспечивается разработка предложений, направленных на совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере, в том числе в части:
уточнения тематики НИОКР, поддерживаемых государством, совершенствования механизмов стимулирования инновационной деятельности;
совершенствования технического регулирования;
определения перспективных требований к качественным характеристикам продукции (услуг), закупаемых для государственных нужд;
уточнения программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием;
уточнения направлений и принципов поддержки государственными институтами развития научно-технической и инновационной деятельности;
совершенствования образовательных стандартов;
определения направлений международного научно-технологического сотрудничества.
Результаты деятельности технологических платформ учитываются при планировании и реализации мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития, совершенствование научно-технической и инновационной деятельности.
II. Механизм формирования перечня технологических платформ
7. Общее руководство и координацию работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (далее - рабочая группа).
8. Основными задачами рабочей группы в части общего руководства и координации работы по формированию перечня являются:
1) рассмотрение заявок инициаторов создания технологических платформ;
2) подготовка предложений об утверждении перечня и внесении изменений в него;
3) подготовка для Правительственной комиссии информации и аналитических материалов о деятельности технологических платформ;
4) подготовка предложений по мерам государственной поддержки и содействию эффективной реализации технологических платформ;
5) содействие распространению лучшей практики формирования и реализации технологических платформ.
9. Рабочую группу возглавляет заместитель Министра экономического развития Российской Федерации. В состав рабочей группы входят представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (на уровне не ниже директора департамента - для федеральных министерств и заместителя руководителя - для федеральных служб и федеральных агентств), а также представители заинтересованных государственных финансовых институтов развития, научных организаций и высших учебных заведений, эксперты.
Организационное и методическое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности рабочей группы в части координации работы по формированию перечня осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
III. Порядок формирования и внесения изменений в перечень
10. Для включения в перечень координатором технологической платформы подается в рабочую группу заявка о включении в перечень, содержащая проект реализации технологической платформы, характеризующий целесообразность формирования технологической платформы.
Проект реализации технологической платформы должен содержать:
1) название технологической платформы;
2) краткое описание предполагаемых задач и основных результатов создания технологической платформы;
3) группу технологий, которую предполагается развивать в рамках технологической платформы;
4) перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы;
5) информацию о координаторе технологической платформы, а также перечень основных предприятий и организаций, привлеченных к участию в создании технологической платформы;
6) описание перспектив использования новых технологий в экономике;
7) информацию о готовности к созданию технологической платформы, включая описание реализуемых мер по координации деятельности организаций, участвующих в создаваемой технологической платформе, а также информацию об используемых механизмах государственной поддержки в создании технологической платформы;
8) краткое описание ключевых направлений совершенствования государственного регулирования в целях обеспечения развития технологий, поддерживаемых в рамках технологической платформы;
9) описание основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности технологической платформы на ближайшие 5-7 лет и план действий на ближайший год.
11. При рассмотрении рабочей группой проекта реализации технологической платформы учитываются значимость представленного проекта с точки зрения реализации приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, а также соответствие указанного проекта задачам и принципам формирования и реализации технологических платформ, изложенным в настоящем Порядке.
12. Правительственная комиссия принимает решение об утверждении перечня на основании представленных рабочей группой предложений и аналитической записки о предполагаемых мерах государственного содействия эффективной реализации технологических платформ.
13. В перечне указываются наименование технологических платформ, юридический и фактический адрес организации - координатора технологической платформы, адрес электронной почты (при наличии), официальный сайт в сети Интернет (при наличии), контактные телефоны.
14. Координатор технологической платформы ежегодно в срок до 1 февраля представляет в рабочую группу письменный отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы с планом действий на ближайший год.
Отчет о выполнении проекта реализации технологической платформы должен содержать:
1) конкретные результаты, достигнутые за отчетный период;
2) анализ реализации плана действий за отчетный период.
15. Проекты реализации технологических платформ и отчеты об их выполнении являются основанием для выработки рабочей группой предложений о мерах по содействию эффективной реализации технологических платформ.
16. Перечень подлежит корректировке по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
17. Исключение из перечня осуществляется по решению Правительственной комиссии на основании предложения рабочей группы.
Исключение из перечня возможно по следующим основаниям:
заявление координатора технологической платформы о нецелесообразности дальнейшей реализации технологической платформы с указанием причин такой нецелесообразности;
получение промежуточных результатов реализации технологической платформы, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации технологической платформы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок формирования перечня технологических платформ (утв. решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол N 4)
Текст порядка официально опубликован не был