Земельное законодательство. Общие положения
Земельное законодательство
Отношения, регулируемые земельным законодательством
Земельное законодательство
ЗК РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные законы, в том числе "О землеустройстве", "О государственном земельном кадастре", "О мелиорации земель",
"О плате за землю", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Указы Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ и иным федеральным законам
Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов и указов Президента
Законы субъектов РФ
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые в пределах их полномочий на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов и иных правовых актов РФ и субъектов РФ
Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов и иных правовых актов РФ и субъектов РФ
Международные договоры РФ ( ст. 4 ЗК РФ)
Принципы земельного законодательства ( ст 1 ЗК РФ):
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека
- приоритет охраны земли в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества
- приоритет охраны жизни и здоровья человека
- участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на земельные участки
- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий
- платность использования земли (см. схему "Плата за землю и оценка земли")
- деление земель по целевому назначению на категории (состав земель )
- разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан
- разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель
- государственное регулирование приватизации земли
В случае противоречия ЗК РФ или иному федеральному закону применяется ЗК РФ или соответствующий закон
В случае противоречия ЗК РФ или иному федеральному закону применяется ЗК РФ или соответствующий закон
В случае противоречия ЗК РФ или иному федеральному закону применяется ЗК РФ или соответствующий закон
Состав земель РФ ( ст. 7 ЗК РФ)
- земли сельскохозяйственного назначения
- земли населенных пунктов
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
- земли особо охраняемых территорий
- земли лесного фонда
- земли водного фонда
- земли запаса
Правовой режим земель определяется ЗК РФ и специальными федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий
Особый правовой режим использования земель указанных категорий может быть установлен в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Подробнее о составе земель см. схему "Категории земель"
за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами
Земельное законодательство. Общие положения
Земельное законодательство
Отношения, регулируемые земельным законодательством
Отношения, регулируемые земельным законодательством ( ст. 3 ЗК РФ)
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)
- Если отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ не урегулированы земельным законодательством, к ним применяются соответсвующие законодательства
- Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством
Участники земельных отношений ( ст. 5 ЗК РФ):
- граждане, в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства
- юридические лица, в т.ч. иностранные юридические лица
- Российская Федерация
- субъекты Российской Федерации
- муниципальные образования
Если РФ, субъекты РФ и муниципальные образования выступают как субъекты гражданских правоотношений, то применяются нормы ГК РФ
Объекты земельных отношений ( ст. 6 ЗК РФ):
- земля как природный объект и природный ресурс
- земельные участки (см. схему)
- части земельных участков
- Законодательство:
- о недрах
- водное
- лесное
- о животном мире
- об охране и использовании других природных ресурсов
- об охране окружающей среды
- об особо охраняемых природных территориях и объектах
- об охране атмосферного воздуха
- об охране объектов культурного наследия народов РФ
- Специальные федеральные законы
- если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами
- при условии, что такие владение, пользование и распоряжение не наносят ущерб окружающей среде
если иное не предусмотрено федеральными законами
если иное не предусмотрено федеральными законами
Полномочия Российской Федерации ст. 9 ЗК РФ
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности:
- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений
- установление ограничений прав собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также органичений оборотоспособности земельных участков
- государственное управление мониторингом земель, государственным земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра
- установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд
- резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд
- разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель
- иные полномочия, отнесенные Конституцией, ЗК РФ, федеральными законами к полномочиям Российской Федерации
Полномочия субъектов РФ ст. 10 ЗК РФ
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ
- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ
- иные полномочия, неотнесенные к полномочиям субъектов РФ
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления
Полномочия органов местного самоуправления ст. 11 ЗК РФ
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности
- резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд
- установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований
- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель
- иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработчик - ООО "КОНСЭКО Пресс"
info@conseco.ru, www.conseco.ru
Компания "КОНСЭКО Пресс" с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. "КОНСЭКО Пресс" активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.
Другое направление работы компании - разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.