Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2011 г. N ВАС-6335/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Вологодские лесопромышленники" (ул.Благовещенская, д.47, г.Вологда, 160001) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2010 по делу N А56-67053/2009 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "Вологодские лесопромышленники" (далее - ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники") к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") об обязании ответчика в лице Северной железной дороги внести изменения в записи на лицевом счете в ТехПД Северной железной дороги, восстановлении на счете истца в ТехПД 1 095 631 рубля 90 копеек.
Суд установил: истец обратился с данным иском в Арбитражный суд Ярославской области.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.08.2009 дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по месту филиала ответчика -Октябрьской железной дороги.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель истца заявил об уменьшении размера требований в части неосновательно списанных денежных средств до 937 845 рублей 70 копеек.
Решением суда первой инстанции от 14.05.2010 принято уменьшение суммы исковых требований, в удовлетворении иска отказано. Суд признал обязанность истца как грузоотправителя возместить ответчику расходы, возникшие и по указанию и по инициативе таможенных органов за период с 19.10.2008 по 11.11.2008. При этом суд руководствовался статьей 22 Устава, пунктом 1 статьи 784, пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2004 N 787, приказом Минтранса России от 17.08.2007 N 124, приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 27.06.2000 N 477, Условиями перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" просит об их пересмотре, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что между ОАО "РЖД" (исполнитель) и ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" (заказчик) 29.08.2008 заключены договоры N 0Д18-699 на организацию и оплату перевозок грузов и N 0Д22-0060/09 о порядке расчетов за транспортные услуги, которыми стороны урегулировали свои взаимоотношения, связанные с организацией расчетов и оплатой за оказание исполнителем заказчику услуг по перевозке грузов во всех видах сообщений, дополнительных работ и услуг, цены на которые не указаны в тарифных руководствах, и штрафов, установленных Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
По условиям договоров заказчик обязан оплачивать по утвержденным исполнителем ставкам расходы исполнителя, связанные с оформлением транзитных деклараций для получения разрешения таможенных органов на внутренний таможенный транзит, с помещением и нахождением вагонов, контейнеров в зоне таможенного контроля в ожидании завершения процедуры внутреннего транзита в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, а также возмещать расходы исполнителя, связанные с выполнением работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля в соответствии со статьей 22 Устава по тарифам, сборам и платам в соответствии с действующими нормативными документами, в том числе международными соглашениями, на основании сведений, внесенных в перевозочные документы, акты общей формы.
Также между сторонами 01.08.2008 заключен договор о предоставлении дополнительных услуг N 0106278, которым стороны урегулировали свои взаимоотношения, связанные с предоставлением дополнительных транспортных услуг по перевозке грузов, цены на которые не указаны в тарифных руководствах.
В октябре 2008 года согласно железнодорожным ведомостям по отправкам N 20507829, 20486548, 20507495, 20772294, 20507241 грузоотправителем (истцом) отправлен в адрес грузополучателя - АО "ЮПМ-Кюммене" (Финляндская Республика) груз - древесина необработанная - балансы березовые.
На пограничной передаточной станции Бусловская Октябрьской железной дороги 15.10.2008 таможенным органом вагоны с грузом были задержаны для досмотра с полной выгрузкой, что подтверждается актами общей формы, отметками должностных лиц таможни в дорожных ведомостях об аннулировании разрешения вывоза груза и о размещении в ЗТК для досмотра товара и транспортных средств, актами таможенного досмотра.
В рамках возбужденного Выборгской таможней дела об административном правонарушении составлены протоколы наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи от 31.10.2008 и от 01.11.2008. В ходе контрольных мероприятий таможней выявлено превышение объема вывозимого товара. После прекращения дела об административном правонарушении и додекларирования груза вагоны были выпущены 11.11.2008 в 15-00.
ОАО "РЖД" на основании актов общей формы компенсировало свои расходы в размере 1 095 651 рубля 90 копеек, возникшие в результате задержки вагонов, путем списания с лицевого счета ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" в ТехПД Северной железной дороги по перечню железнодорожных документов от 19.11.2008 N 53 в качестве платежей за оказанные услуги.
Истец, считая незаконным списание сумм по указанным отправкам, обратился к ответчику в лице Северной железной дороги с претензией о возврате суммы, которая оставлена ответчиком без удовлетворения. Также истец указал, что тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с действующим федеральным законодательством, должны устанавливаться на договорной основе и контролироваться государством.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Доставка груза осуществлялась в прямом железнодорожном сообщении из России в Финляндскую Республику по единым перевозочным документам - накладным российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о Российско-Финляндском прямом международном сообщении перевозки грузов между железными дорогами России и Финляндии осуществляются на основании Условий перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Согласно параграфу 3 статьи 12 Условий перевозок железной дороге возмещаются понесенные потери, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза и другие подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются с отправителя груза за перевозку от станции отправления до государственной границы. В силу параграфа 1 статьи 12 Условий перевозок под провозными платежами понимаются плата за перевозку грузов, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема грузов к перевозке до его выдачи получателю.
Указанием первого заместителя филиала ОАО "РЖД" от 20.12.2007 N Н31-375/у установлен единый перечень работ и услуг, оказываемых Октябрьской железной дорогой при организации перевозок грузов под таможенным контролем, а также их стоимость, согласно которому сбор за хранение груза в зоне таможенного оформления в течение первых 72 часов составляет 89 рублей 40 копеек за час, с 73 часа - 268 рублей 20 копеек за час.
Учитывая отсутствие иных сведений о ценах на услуги при сравнимых обстоятельствах, суд признал обоснованным произведение расчета железной дорогой цен на услуги в соответствии с данным указанием.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Приведенные в заявлении ЗАО "ХК "Вологодские лесопромышленники" доводы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, что в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А56-67053/2009 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 14.05.2010 и постановления Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 29.10.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 2011 г. N ВАС-6335/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был