Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей И.И.Полубениной, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Карьер "Ранта-Мяки" при Федеральном агентстве специального строительства" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2010 по делу N А26-3826/2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2011 по тому же делу по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Карьер "Ранта-Мяки" при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие) к Министерству природных ресурсов Республики Карелия (далее - министерство) о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 25.11.2009 N 310 "О прекращении права пользования недрами, предоставленного ФГУП "Карьер "Ранта-Мяки" при Спецстрое России" по лицензии ПТЗ 01213 ТЭ".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Росдоринвест", г. Санкт-Петербург, общество с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс", Республика Карелия.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2011 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Предприятие указывает на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, неправильное применение судами норм материального права, а именно, статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Кроме того, по мнению заявителя, в силу того, что он обладает правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором осуществляется добыча недр, добыча недр ООО "Карелприродресурс" на данном участке не может быть осуществлена без предварительного решения вопроса о правах на данный земельный участок.
Судами установлено, что предприятию была выдана лицензия на право пользования недрами ПТЗ 01213 ТЭ от 22.12.2004 сроком действия до 30.12.2014 на добычу строительного камня на Северо-Западном участке месторождения габбро-диоритов "Ранта-Мяки" с целью производства щебня.
В ходе контрольного мероприятия министерством установлено и отражено в акте проверки от 12.02.2009 N 12-02-2009, что фактические объемы добычи минерального сырья значительно ниже минимального согласованного уровня (не менее 300 тыс. куб.м в год), указанного в подпункте 7.2 пункта 7 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии. Кроме того, заявителем в нарушение пункта 5 условий пользования недрами не представлен отчет 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых".
Уведомлением о нарушении вышеназванных условий по лицензии ПТЗ 01213 ТЭ от 21.07.2009 N ЛШ/06-7799 министерство предложило предприятию устранить выявленные нарушения и представить документально подтвержденные сведения об их устранении.
В связи с неустранением заявителем в трехмесячный срок нарушений министерство издало приказ от 25.11.2009 N 310 о досрочном прекращении права пользования недрами на Северо-Западном участке месторождения габбро-диоритов "Ранта-Мяки".
Предприятие не согласилось с приказом Министерства и обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Пунктом 11 условий пользования недрами предусмотрено досрочное прекращение права пользования недрами при невыполнении Предприятием подпункта 4.2 пункта 4 (непредставление документов об открытии кредитной линии) и подпункта 7.2 пункта 7 (несоблюдение минимального согласованного уровня добычи сырья - не менее 300 тыс. куб.м в год).
В деле имеются доказательства того, что уровень добычи щебня в период с2007 - 2009 годов на предприятии составлял ежегодно менее 300 тыс. куб.м. Действий по устранению выявленных нарушений и снижению минимального уровня добычи минерального сырья предприятием не предпринято.
Доказательства невозможности соблюдения предприятием требований, предъявляемых к его деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, отсутствуют.
Учитывая указанные выше обстоятельства, а также тот факт, что министерством соблюден порядок, предусмотренный для досрочного прекращения права пользования недрами, суды пришли к выводу о законности приказа министерства от 25.11.2009 N 310.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы, принятые по делу судебные акты и материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Доводы предприятия, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, в отношении неправильного применения арбитражными судами норм материального права - статьи 21 Закона о недрах, были предметом исследования в суде кассационной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Довод предприятия о неполном выяснении судами обстоятельств дела также не может быть основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поскольку, как следует из текстов судебных актов и материалов дела, суды установили все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Доводы предприятия о том, что в силу обладания правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором предприятие осуществляет добычу недр, добыча недр ООО "Карелприродресурс" на данном участке не может быть осуществлена без предварительного решения вопроса о правах на данный земельный участок, не имеют правового значения, поскольку не относятся к предмету настоящего дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А26-3826/2010 Арбитражного суда Республики Карелия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 22.06.2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N ВАС-3866/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2011 г. N Ф07-293/2011 по делу N А26-3826/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3866/11
13.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3866/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3866/11
28.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-293/2011