Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А. и судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Москва) от 06.06.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 06.09.2010 по делу N А33-5244/2010, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2011 по тому же делу по иску федерального государственного учреждения здравоохранения "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (г.Красноярск) к Российской Федерации в лице Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании 807 000 рублей за фактически оказанную медицинскую помощь, к государственному учреждению "Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" об обязании внести изменения в раздел 3 договора от 25.02.2010 N 219 в части распространения действия договора на правоотношения, возникшие с 25.12.2009, а также об обязании выдать двадцать шесть родовых сертификатов женщинам, получившим медицинскую помощь в период с 01.01.2010 по 25.02.2010 и принять их к дальнейшей оплате.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.09.2010, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010, заявленные требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФГУЗ "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" 807 000 рублей убытков. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 17.03.2011 оставил решение от 06.09.2010 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 без изменения.
Заявитель (Фонд социального страхования Российской Федерации) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
В частности, заявитель указывает на то, что средства, поступившие в Федеральный фонд социального страхования, имеют строго целевое назначение и расходуются исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В связи с этим заявитель считает, что финансирование медицинской организации, допустившей нарушение обозначенных порядка и условий, выразившееся в предоставлении медицинской помощи без соответствующей лицензии, является неправомерным и может повлиять на нормальное финансирование медицинских организаций, нарушить их права и законные интересы, а также права и законные интересы женщин и детей, которым оказывают услуги эти медицинские организации.
По мнению заявителя, суды не учли, что поступающие в Фонд социального страхования денежные средства не являются бюджетными, так как поступают для распределения их по региональным отделениям из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что в оспариваемых актах суды отмечали нарушения по оплате услуг, допущенные Красноярским региональным отделением, являющимся самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем удовлетворение требования о взыскании убытков с Фонда социального страхования является необоснованным.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов.
Из представленных материалов следует, что в период с 25.12.2009 по 10.02.2010 медицинское учреждение функционировало, ожидая выдачи лицензии в связи с реорганизацией в форме присоединения ФГУЗ "Клиническая больница N 42 Федерального медико-биологического агентства" к ФГУЗ "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства".
В период ожидания выдачи лицензии на новый срок медицинское учреждение продолжало действовать в качестве учреждения, объединяющего специалистов медицинского профиля и созданного для медицинского обслуживания населения на закрепленной за ним территории.
При наличии необходимых специалистов и обязанности обеспечить медицинской помощью граждан, обратившихся за ней с подведомственной территории, у медицинского учреждения в спорный период отсутствовала возможность отказать обратившимся гражданам в предоставлении медицинской помощи. Фактов отсутствия страховых случаев и вследствие этого необоснованности предъявления расходов на оказание медицинской помощи в качестве убытков по данному делу не установлено.
Доводы заявителя о неправомерности осуществления взыскания спорных денежных средств непосредственно за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации не могут быть приняты судом надзорной инстанции.
Данный иск заявлен о взыскании убытков, причиненных неисполнением государственным учреждением "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" обязательств на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 987 обязанность по оплате услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов на основании родовых сертификатов возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Денежные средства на выполнение обязательств Фонда социального страхования Российской Федерации передаются из Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов (статья 133.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов, поэтому доводы заявителя о неправомерности возложения на него обязанности по компенсации расходов истца являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А33-5244/2010 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора решения от 06.09.2010, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2011 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2011 г. N ВАС-7823/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7823/11
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7823/11
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-5244/2010
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-767/11