Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2011 г. N ВАС-11752/11
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2011
Полный текст решения изготовлен 31.10.2011
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В., судей Ксенофонтовой Н.А., Марамышкиной И.М., при ведении протокола судебного заседания главным консультантом Морозовой Г.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ПепсиКо Холдингс" (141580, Московская область, Солнечногорский район, территория свободной экономической зоны "Шерризон", строение 1) о признании не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим абзаца 3 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ПепсиКо Холдингс" (далее - общество "ПепсиКо Холдингс", заявитель) - Замкова А.С. - паспорт серии 50 03 N 795263 выдан ОВД Калининского района г. Новосибирска 03.02.2003, по доверенности от 12.09.2011;
от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России) по поручению Правительства Российской Федерации от 23.09.2011 - Ерохина Юлия Валентиновна - служебное удостоверение от 15.12.2009 N 1854, по доверенности от 31.12.2010 N ПД-УС-131;
от Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) по поручению Правительства Российской Федерации от 23.09.2011 - представитель не явился; уведомлено надлежащим образом.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПепсиКо Холдингс" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 25.08.2011 о признании не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим абзаца 3 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление N 239).
В судебном заседании представитель общества "ПепсиКо Холдингс" уточнил заявленное требование, просил признать не соответствующим Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности) и недействующим абзаца 3 Перечня, утвержденного постановлением N 239.
Представитель общества указал, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с абзацем 3 Перечня, утвержденного постановлением N 239, устанавливают торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), чем вводят дополнительные ограничения в области ценообразования на указанные продукты и препятствуют осуществлению обществом предпринимательской деятельности, в частности, в сфере реализации соков.
В обоснование заявленного требования представитель общества, ссылаясь на пункт 8 части 2 статьи 8 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности указал, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, предоставлено право самостоятельно определять цены на продаваемые товары; государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.
Поскольку федеральный закон, предусматривающий государственное регулирование цен и торговых надбавок на продукты детского питания, отсутствует, абзац третий Перечня не соответствует действующему законодательству, является недействующим и нарушает право заявителя свободно определять цену реализуемых продуктов детского питания.
Представитель Минздравсоцразвития России в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление общества "ПепсиКо Холдинсгс", высказался против заявленного обществом требования, указав, что постановление N 239 принято Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательно установленными полномочиями органа исполнительной власти, является действующим и не нарушает прав производителей и продавцов названного товара. Предусмотренный в названном постановлении порядок ввода исполнительными органами субъекта Российской федерации торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) в виде дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка обусловлен обеспечением государственной гарантии предоставления беременным женщинам, кормящим матерям и детям возможности приобретения и употребления продуктов питания по приемлемым ценам; указал на возможность приведения нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, в соответствие с указанным федеральным законом в рамках законотворческого процесса.
Министерство экономического развития Российской Федерации отзыв на заявление не представило, однако представило письмо от 26.10.2011 N 23627-С13/Д22, адресованное Минздравсоцразвития России, в котором излагает свою позицию по заявлению общества "ПепсиКо Холдингс" и полагает возможным рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление N 239 в целях его приведения в соответствие с нормами Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (утратил силу 03.01.1998), действующей на дату принятия постановления N 239, Правительство Российской Федерации на основе и во исполнение, в частности, указов Президента Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 Правительством Российской Федерации издано постановление N 239, которое опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации от 13.03.1995 N 11, ст. 997.
Названным постановлением N 239 утвержден Перечень, в соответствии с которым право на введение государственного регулирования торговых надбавок к ценам, в частности на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, постановление N 239 принято Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями государственного органа.
Принятие в 1995 году нормативного акта, дающего право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить государственное регулирование торговых надбавок к ценам в том числе на продукты детского питания было обусловлено необходимостью обеспечения государственной гарантии предоставления беременным женщинам, кормящим матерям и детям возможности приобретения и употребления в пищу продуктов питания по приемлемым ценам путем установления дополнительного ограничения в ценообразовании на товары в этом сегменте рынка.
Так, в соответствии со статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1 в редакции, действовавшей до 01.01.2005, государство гарантировало беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 35 Федерального закона от 02.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в статью 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которым порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности, принятый в 2009 году, устанавливает методы государственного регулирования торговой деятельности, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, определяет требования к организации и осуществлению торговой деятельности, устанавливает основы антимонопольного регулирования и государственного контроля (надзора), муниципального контроля в области торговой деятельности, основные направления развития торговой деятельности.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 8 Закона хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
В силу части 4 статьи 8 Закона в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Настоящий Федеральный закон является частью гражданского законодательства и в силу части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно статье 22 Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности вступил в законную силу с 1 февраля 2010 года.
Заключительные положения данного Федерального закона не содержат норм о признании утратившими силу или не подлежащих применению каких-либо нормативных правовых актов, изданных до введения его в действие.
В настоящее время Федеральный закон, устанавливающий порядок государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального уровней) не принят.
Постановление N 239 в установленном порядке также не признано утратившим силу.
При указанных обстоятельствах изданный до введения в действие настоящего Федерального закона нормативный акт Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно закону могут регулироваться только федеральными законами, действует впредь до принятия соответствующих законов.
Представитель заявителя не смог пояснить, как этого требует статья 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, какие его права и законные интересы нарушаются оспариваемым абзацем Перечня.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания абзаца 3 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" не соответствующим Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим.
Суд полагает, что вопросы регулирования тарифов и надбавок, о которых возник спор, должен быть урегулирован на законодательном уровне, но не в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "ПепсиКо Холдингс" о признании не соответствующим Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и недействующим абзаца 3 Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На указанное решение может быть подано заявление о пересмотре его в порядке надзора в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судьи |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2011 г. N ВАС-11752/11
Текст решения официально опубликован не был