Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального предприятия города Омска "Электрический транспорт" о пересмотре в порядке надзора постановления от 06.08.2010 и определения от 29.07.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2010, от 21.09.2011 по делу N А40-69545/09-37-137 Арбитражного суда города Москвы.
Суд установил: муниципальное предприятие города Омска "Электрический транспорт" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 72 258 496 рублей 09 копеек расходов, возникших в период с апреля по декабрь 2007 года в связи с оказанием услуг по перевозке льготным категориям граждан федерального регистра.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2010 исковое требование удовлетворено в полном объеме. Решение мотивировано тем, что факт наличия расходов и их размер истцом доказан и подтвержден материалами дела.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 решение суда первой инстанции отменено. Принят отказ истца от иска в сумме 35 361 572 рублей 92 копеек, производство по делу в этой части прекращено. В удовлетворении иска в размере 36 896 923 рублей 17 копеек отказано.
Суд пришел к выводу о том, что бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 18.11.2010 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.20110 оставил без изменения.
Предприятие не согласилось с указанными постановлениями апелляционной и кассационной инстанций и обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 21.03.2011 отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам, поскольку согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация расходов исходя из цены указанных льготных проездных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. При этом суд сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 в удовлетворении заявления предприятия о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2010 отказано.
Суд сослался на то, что указание в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам не означает обязательного пересмотра, при отсутствии к этому оснований в конкретном деле.
Суд не установил наличие оснований для удовлетворения заявления истца о пересмотре по новым обстоятельствам, поскольку истец вправе применить иной расчетный метод расходов наряду с порядком возмещения расходов, установленным субъектом Российской Федерации, однако размер расходов, предъявленных к взысканию, истцом документально подтвержден не был и соответственно не был доказан.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 21.09.2011 определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2011 оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре постановления от 06.08.2010 и определения от 29.07.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2010, от 21.09.2011 в порядке надзора предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении дела по новым обстоятельствам суды не учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, согласно которой под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым представлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-69545/09-37-137 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления от 06.08.2010 и определения от 29.07.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, постановлений Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.11.2010, от 21.09.2011 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 19 декабря 2011 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 ноября 2011 г. N ВАС-17097/10
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-69545/2009
Истец: МП г. Омска "Электриеский транспорт", мп г. омска электрический транспорт, Муниципальное предприятие г. Омска "Электрический транспорт"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: МП г. Омска "Электрический транспорт", Муниципальное предприятие г. Омска "Электрический транспорт", Омская обл. в лице МинФина омской обл, Омская область в лице Министерства финансов Омской области
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28334/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-69545/09
14.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17097/10
21.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12597/10