Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И.Полубениной, судей А.М.Медведевой, Г.Д.Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (г. Орел) от 20.10.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 19.01.2011 по делу N А48-4256/2010, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2011 по тому же делу, принятых по заявлению закрытого акционерного общества "Орелнефтепродукт" (далее - общество) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (далее - управление) о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в уклонении от принятия решения о приватизации обществом находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 0,4392 га, кадастровый номер 57:20:0090101:27, расположенного по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, Новодеревеньковский с/с, СПК "им. Ленина" (далее - спорный земельный участок) и о возложении на управление обязанности подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2011 принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права. Полагает, что у него отсутствуют полномочия по продаже федерального имущества без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Считает необоснованным вывод суда о бездействии ответчика.
Как установлено судом, общество 23.09.2009, 09.07.2010 обратилось в управление с заявлениями о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Общество представило все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Поскольку управлением в установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок не было принято решение о продаже спорного земельного участка, общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых они расположены.
Отклоняя довод управления об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков федеральной собственности без поручения Росимущества, суды, с учетом положений пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, исходили из того, что отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации права собственников объектов недвижимости на приватизацию земельного участка, предоставленного им федеральным законодательством.
Суды признали, что управлением нарушены требования статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а потому признали незаконным бездействие управления и обязали его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и направления ему проекта договора купли-продажи.
Из содержания принятых по делу судебных актов следует, что управлением в судах указанных инстанций довод о необоснованности размера спорного земельного участка, необходимого для использования расположенного на нем недвижимого имущества не приводился, а потому он не может быть предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А48-4256/2010 Арбитражного суда Орловской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Орловской области от 19.01.2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2011 отказать.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судьи |
А.М. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2011 г. N ВАС-15508/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А48-4256/2010
Истец: ЗАО "Орелнефтепродукт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, ТУФА по УГИ в Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15508/11
18.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15508/2011
27.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2382/11
28.03.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1072/11